Глава 8. УКЛАД ЖИЗНИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ. Образование. Марина Кравцова. Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников

Глава 8. УКЛАД ЖИЗНИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ.

Образование

Поскольку время Императора Николая было всецело отдано государственным делам, образованием Детей заведовала Александра Феодоровна. Пьер Жильяр, вспоминая первые свои уроки с Ольгой и Татьяной, которым было тогда соответственно десять и восемь лет, так описывал отношение Императрицы к учебным занятиям Дочерей: «Императрица не упускает ни одного моего слова; у меня совершенно ясное чувство, что это не урок, который я даю, а экзамен, которому я подвергаюсь… В течение следующих недель Императрица регулярно присутствовала на уроках Детей… Ей часто приходилось, когда Ее Дочери оставляли нас, обсуждать со мной приемы и методы преподавания живых языков, и я всегда поражался здравым смыслом и проницательностью Ее суждений». Жильяр явно был удивлен таким отношением Государыни и «сохранил совершенно отчетливое воспоминание о крайнем интересе, с каким Императрица относилась к воспитанию и обучению Своих Детей, всецело преданная Своему долгу». Он рассказывает о том, что Александра Феодоровна хотела внушить Дочерям внимательность к наставникам, «требуя от них порядка, который составляет первое условие вежливости… Пока Она присутствовала на моих уроках, я всегда при входе находил книги и тетради старательно расположенными на столе перед местом каждой из моих учениц. Меня никогда не заставляли ждать ни одной минуты».

Не один Жильяр свидетельствует о таком внимании Государыни к учебным занятиям Детей. Софи Бухсгевден также пишет: «Ей нравилось присутствовать на уроках, обсуждать с учителями направление и содержание занятий». Да и Сама Александра Феодоровна рассказывала Императору в письме: «Дети начали Свои зимние уроки. Мария и Анастасия недовольны, но Беби все равно. Он готов еще больше учиться, так что Я сказала, чтобы уроки продолжались вместо сорока пятьдесят минут, так как теперь, слава Богу, Он гораздо крепче».

Некоторые противники канонизации Царской Семьи возмущались, как могли православные Родители, имеющие возможность выбирать наставников для Своих Детей, назначить учителями к ним иностранцев, инославных. Вновь обратившись к воспоминаниям A. А. Танеевой, посмотрим, ошиблась ли в этом Августейшая Чета:

«Старшим учителем, который заведовал их образованием, был некий П. В. Петров. Он назначал к ним других наставников. Кроме него, из иностранцев были Mr. Gibbs, англичанин, и Mr. Gilliard. Первой их учительницей была госпожа Шнейдер, бывшая раньше учительницей Великой Княжны Елизаветы Феодоровны. Она же потом обучала русскому языку молодую Государыню и так и осталась при Дворе. У Трины — так ее называла Государыня — был не всегда приятный характер, но она была предана Царской Семье и последовала за ней в Сибирь. Из всех учителей Дети Их Величеств больше всего любили Gilliard’a (Пьера Жильяра. — М.К.), который сначала учил Великих Княжон французскому языку, а после стал гувернером Алексея Николаевича; он жил во дворце и пользовался полным доверием Их Величеств. Mr. Gibbs’a тоже очень любили; оба последовали в Сибирь и оставались с Царской Семьей, пока большевики их не разлучили».

Даже после отречения Государя от престола и ареста всей Семьи, не зная, что ожидает всех их в будущем, Августейшие Родители решили, что Дети не должны прерывать учебу. «По мере выздоровления Их Высочества принялись за уроки, но так как учителей к ним не допускали, за исключением тоже арестованного Жильяра, то эти обязанности Ее Величество разделила между всеми. Она лично преподавала всем Детям Закон Божий, Его Величество — Алексею Николаевичу географию и историю, Великая Княжна Ольга Николаевна — Своим младшим Сестрам и Брату английский язык, Екатерина Адольфовна — арифметику и русскую грамматику, графиня Генне — историю, доктору Деревенько было поручено преподавание Алексею Николаевичу естествознания, а мой отец занимался с ним русским чтением. Они оба увлекались лирикой Лермонтова, которого Алексей Николаевич учил наизусть; кроме того, Он писал переложения и сочинения по картинам, и мой отец наслаждался этими занятиями» (Т. С. Мельник-Боткина).

Глава 8. Уклад жизни Царской Семьи. Благотворительность. Предыдущая часть В начало Оглавление К оглавлению книги Следующая часть Глава 8. Уклад жизни Царской Семьи. Развлечения.

Комментарии запрещены.