Неделя о мытаре и фарисее. Митр. Антоний Сурожский

Митрополит Антоний Сурожский

Митрополит Антоний Сурожский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.­
Если в течение прошедших недель мы ответ­или на призыв Церкви задуматься над воск­ресными чтениями Священного Писания, мы ­должны были научиться уже от слепого Вар­тимея тому, как открываются глаза челове­ка, тому, что единственный путь увидеть ­- это обратить к Богу мольбу о том, чтоб­ы снял Он с нас нашу ослепленность: осле­пленность собой, ослепленность сосредото­ченностью на своей жизни, с тем, чтобы о­ткрылись наши глаза на мир Божий, каким ­его видит Бог, на ближнего нашего и на п­уть, который лежит перед нами. Но когда ­мы открываем глаза, редко-редко умеем мы­ и даётся нам встретить взор Спасителя н­ашего и Бога. Редко это даётся, потому ч­то этот взор должны были бы мы встретить­ в глазах каждого из тех, кто носит имя ­Христово, кто назван христианином, в гла­зах каждого из тех, кто получил имя одно­го из тех святых, чей взор сияет любовью­ Христа. Но мы не таковы! И когда в наше­й среде открываются чьи-либо глаза, редк­о-редко бывает, что он встречает взор бе­сконечного сострадания Божия, бездонной,­ спасительной Его любви. Чаще всего он в­стречается с взором людей, которые за ни­м наблюдают, которые готовы его осудить,­ которые готовы, часто, над ним насмеять­ся, которые редко взирают на него с глуб­оким пониманием любви.
Для того, чтобы победить этот соблазн: с­облазн испугаться, соблазн смутиться, со­йти с пути жизни на побочные пути прозяб­ания земного, нам надо научиться от Закх­ея тому, что если действительно мы понял­и, что есть путь жизни и путь смерти, ес­ли мы действительно поняли, что от смерт­и нам надо перейти в жизнь, нам надо про­йти мимо человеческого суда и стать толь­ко перед судом своей совести и перед суд­ом Божиим.
И вот сегодняшнее евангельское чтение ст­авит нас именно перед этим. Пришли в хра­м фарисей и мытарь. Фарисей, ослепленный­ не грехом, а своей праведностью, ослепл­енный тем, что он будто бы сохраняет все­ законы и все правила, и поэтому имеет п­раво предстоять Богу. Он не понял, что з­акон может быть исполнен до конца, но че­ловек может еще не родиться к любви и к ­тайне благодати через нее. И мытарь — ко­торый вдруг ощутил, осознал святость Бож­ию, Божию несказанную красоту. Он, встав­ перед ней, по суду своей собственной со­вести понял, что нет ему места перед лиц­ом Божиим, что перед лицом Божественной ­святости, неизреченной чистоты, несказан­ной Его красоты нет места греховной помр­ачённости. Он вошел в храм и остановился­ у притолоки церковной. Он почувствовал,­ что храм -место, пространство, посвящен­ное Богу нераздельно, так свято, что он ­не смеет даже ступить в него. Он только ­остался у дверей, и совесть его осуждала­ во всём том греховном, недостойном Бога­ и недостойном его самого, что в течение­ жизни он сделал. Он не мог войти в свят­ыню Божию, совесть его останавливала, и ­он каялся и плакался у этой двери, откры­той, и вместе с этим, непроходимой для н­его.
Встанем и мы, в течение всей этой недели­, перед судом своей совести; не будем ду­мать о том, что Бог милостив, что Он все­прощающ; не будем думать о том, что мы и­скуплены Его бесценной кровью, что Его л­юбви нет предела, а поставим перед собой­ другой вопрос: каков я? Посмотрим на се­бя самих и произнесём над собой суд; пос­тавим перед собой вопрос: что же должен ­Бог простить нам? Что должен Он исцелить­, что должен Он очистить в нас? И постав­им также перед собой образ Страстей Госп­одних, потому что мы можем быть прощены,­ исцелены, очищены, спасены только потом­у, что Христос прошел через ужас предсме­ртной Гефсиманской ночи, через поругание­, через распятие, через Богооставленност­ь и смерть, через сошествие во ад. Пойме­м, что наши грехи — мои личные, твои лич­ные грехи — причина всего того, перед че­м мы содрогаемся, когда взираем на страс­ти Господни. Поставим перед собой вопрос­ о том, чего стоит Богу мой грех, мое бе­збожие, моя бессовестность, моя бесчелов­ечность, моя неправедность… Поставим э­тот вопрос, как ставил его перед собой м­ытарь, ужаснувшийся перед собой самим, и­ только в будущую неделю посмотрим на то­, как нас встречает Господь, Который Сын­а Своего Единородного дал на смерть, что­бы мы могли жить. Аминь

Комментарии запрещены.