Книга диакона Кирилла Марковского «Епархия особого режима»: Мог ли я быть на их месте?

Часть I

Мог ли я быть на их месте?

Туманов Эдуард, ОИК-2/2, г.Соликамск

Туманов Эдуард, ОИК-2/2, г.Соликамск

«Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1). Всем известна эта заповедь Спасителя. Конечно, речь идет здесь не об осуждении и наказании преступников обществом. Речь о недопустимости личного осуждения человеком кого-либо.

В письмах преподобного Амвросия Оптинского к мирянам заповеди о не осуждении и прощении неоднократно называются главными заповедями Евангелия. Почему же так? Безусловно потому, что осуждение – это одно из основных препятствий к главным добродетелям: любви и смирению. Невозможно полюбить ближнего, если над ним превозносишься и его осуждаешь. Путь к подлинной любви лежит только через смирение и отстранение какого бы то ни было осуждения.

Человек, осуждающий своего ближнего, находится в горестном неведении и своего собственного духовного состояния и истины вообще. Заметим: никогда мы не встретим и намека на осуждение у праведных людей и святых. Только плач о собственной греховности и несовершенстве — вот, что можно услышать от них.

«Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» — спрашивает апостол Павел у коринфских христиан (1Кор.4:7). Действительно, вся наша праведность – дар Божий. И наша наследственность, и наше прекрасное воспитание, и та среда, в которой мы росли, и обстоятельства жизни, и призвание к вере и т.д. – все это Его дар. Не мы заработали все это, но Господь одарил этим нас не по нашим заслугам. Так может ли кто-либо из нас, имея эти дары в изобилии осуждать тех, кто по неведомому для нас Промыслу Божию, был одарен значительно меньше, чем мы?

Бог – не человек и Его суд иной, чем суд человеческий. В отличие от людей, Бог знает о человеке все. Только Ему известно состояние человеческой души с самого ее рождения и все обстоятельства человеческой жизни. И только Ему известна глубина покаяния человека. А потому суд Божий может быть совсем неожиданным для нас. «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю», — сказал Господь благоразумному разбойнику (Лк.23:43). Т.е. преступнику, без сомнения, убийце, сказавшему о себе: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (23:41).

Никто, ни сами преступники, ни мы, не отрицаем их виновности, мы лишь задаем вопрос: поменяйся мы с ними местами, как бы поступили мы? Совершили бы мы то преступление, какое совершили они?

Нет, речь идет не просто о том, чтобы нам, какие мы есть, оказаться в подобной ситуации и сделать свой выбор. Разговор о том, чтобы поменяться всем: наследственностью, воспитанием, обстоятельствами жизни и даже той мерой благодати, какая им была дана по Промыслу Божию. Может ли тогда кто-либо утверждать, что он все равно никогда бы не совершил того, что совершили они? Думаю, что только неразумный и самоуверенный человек однозначно ответит на этот вопрос отрицательно.

«Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь… Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя», — говорил апостол Петр Спасителю (Мф.26:33,35). Однако он отрекся, причем отрекся с богохульством, призвав Бога во свидетельство своей лжи. Он совершил великий грех, за который по ветхозаветному закону должен был бы быть побит камнями.

Еще один особый пример – жизнь преподобного Иакова Постника (VI век). Он был великим подвижником и отшельником, более 50 лет подвизавшимся в палестинских пещерах. За свою праведную жизнь он сподобился от Бога даров исцеления (в том числе, одержимых духами зла) и прозорливости. Все почитали его, как святого чудотворца и приходили к нему за советом и помощью.

Однако будучи уже в весьма преклонных летах он впал в великие грехи. Однажды, он исцелил одну бесноватую отроковицу, и ее родители умолили его, чтобы она хотя бы три дня пожила с ним в его пустынном уединении. Родители так боялись, что бес может вернуться, что усердно просили старца побыть с ней еще хотя бы некоторое время.

Когда же подвижник остался вдвоем с отроковицей, враг рода человеческого стал наводить на него множество нечистых помыслов и побуждать его ко греху.  И тот, будучи «сильно разожжен блудной похотью, забыв страх Божий и свои многолетние постнические подвиги и посланную ему от Бога благодать и силу исцелений, будучи уже в маститой старости, был побеждён диаволом и пал. Он изнасиловал девицу, растлил её и свое девство и, осквернив тело и душу, погубил все свои прежние постнические труды.

Не довольно было для него сделать один грех, и он прибавил к нему еще более тяжкий. Подобно тому как поскользнувшийся с горы летит вниз, падая с камня на камень и разбиваясь, так случилось и со святым Иаковом: – совершив один великий грех, он впал и в другой больший и лютейший, усугубляя беззаконие беззаконием. Враг возбудил в нем страх, и он стал размышлять: девица теперь скажет своим родителям, что я насиловал ее и будет мне стыд и поношение, и я буду в большой беде из-за неё. Поддавшись наущению бесовскому, он убил неповинную девицу, думая скрыть от людей свой грех и избегнуть позора. Но и на сем не остановился, а еще более предался греху: ибо тело девицы, которое он осквернил и без милосердия убил своей рукой, не предал обычному погребению в земле, а бросил в реку».[1]

После совершения столь ужасных грехов, старец впал в отчаяние, решил оставить иночество и уйти в какую-нибудь дальнюю страну и там поселиться. Но Господь не допустил ему пасть совершенно.

Поселившись в одной из погребальных пещер, старец провел остаток своей жизни – более 10 лет — в покаянии и подвигах. Незадолго до кончины, Господь известил его о том, что грехи его прощены. При этом преподобному были возвращены и дары чудотворений. Он стал совершать даже большие чудеса, нежели совершал до своего падения.

Приводя житие преподобного Иакова, святитель Димитрий Ростовский делает предположение, что такое падение было попущено преподобному по причине отсутствия у него должного смирения. «Таков плод горделивого самомнения, ибо если бы сей инок не считал себя святым и великим в добродетели, то не впал бы в такие лютейшие грехи и не поругался бы враг над старостью того, кто в юности некогда победил его ухищрения».[2]

Итак, даже человек святой жизни при определенных обстоятельствах может совершить такие дела, каких никак от себя не ожидал. Некоторые люди не исключают, что в определенной ситуации, возможно, они могли бы и человека убить. И убить вовсе не случайно, а намеренно. Что же тогда говорить о людях, злобных с рождения, чьим воспитанием никто, кроме улицы, не занимался? Кого никто никогда не любил и кому с детства внушали – если не ты, то тебя?  А большинство пожизненников относятся именно к таким людям.

Наличие многих грамматических ошибок, нередко детский неровный почерк – все это сразу бросается в глаза при чтении писем пожизненных узников. Некоторые признаются, что их образование – 4-5 классов средней школы. А однажды мне написали об одном заключенном, который вообще безграмотный – т.е. совершенно не умеет ни читать, ни писать. Спрашивается: кто были его родители? Где он жил? Как могло так получиться, что сейчас, в наше время человек даже не выучился грамоте?

«Мать моя жива, хотя и находиться в катастрофическом положении из-за своего аморального образа жизни», — читаем мы в письме одного пожизненника, которому сейчас всего лишь 27 лет. – «Отец же удавился в 1998 г. Сам я до одиннадцати лет жил у ныне покойной бабушки, жил с отцом (потом он, бросив меня, уехал в другой город), часто убегал из дома, воровал. В 12 лет попал в спецшколу, а оттуда к матери, которую бабушка заставила принять меня. Хотя, признаюсь, лучше бы меня сдали в детдом…» И подобные судьбы у многих и многих заключенных.

«Здесь в колонии я познал то, что больше половины осужденных воспитанники улицы и «безотцовщина», — заключает другой пожизненник. – А если и были у них отцы, то «пьянь», которые тянули из дома все на водку. Что же ждать от такого отца? И о каком воспитании может тут идти речь, кроме как: «не пей сынок, а то таким же идиотом будешь, как твой папа»? Такие сынки поди завидуют тем детям, у которых вообще нет отцов».

«Не осуждайте, и не будете осуждены» (Лк.6:37). Не просто, конечно, удержаться от осуждения преступников. Но все же надо постараться сделать над собой усилие и лучше возблагодарить Бога за то, что на их месте оказались не мы.

[1] Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Житие преподобного Иакова Постника

[2] Там же

Предыдущая глава <<<< Оглавление >>>> Следующая глава

Комментарии запрещены.