Кирпичи храма для свинарника, или Почему возможен православный сталинизм

Читать статью полностью

Вы можете
Высказать своё отношение
к теме на нашем форуме

Вход — через одну из Ваших соцсетей

А что касается поддержки верующими сталинизма – тут много зависит от необразованности, от того, что люди не знают о репрессиях и всех последствиях сталинизма.

Stalin-v-Donetske-2-600x360

– Внешнее исповедание христианской веры всё чаще совмещается с этой позицией, что в политике важна лишь целесообразность и эффективность. Всё больше становится верующих людей, симпатизирующих сталинизму

А что считать эффективностью в политике? Быстрые достижения или последствия этих достижений? Если посмотреть на политику Сталина в исторической перспективе, то станет видно, что она не была целесообразной для нашей страны – страна оказалась в глубоком кризисе – и экономическом, и политическом, и нравственном. Некоторые думают, что причина кризиса – в 90-х годах, а на самом деле исторические законы действуют на более протяженных отрезках времени.

Например, чеченский народ. Люди, не знающие, что было с этим народом в 1944 году, когда чеченцы были депортированы, будут удивляться, почему в 90-х годах чеченцы так относились к русским, откуда возникла эта ненависть, ведь всё было так спокойно во время советской власти.

Полвека обида за жестокость депортации дремала в недрах народа и, как только централизованная власть ослабела, вырвалась наружу.

Другой пример, униаты. Много слышим о том, как униаты на Западной Украине отбирают храмы у православных. Но ведь был в 1946 году так называемый Львовский собор, на котором их насильно присоединили, когда Хрущев по приказанию Сталина расправился с униатами – кого-то сослали, кого-то расстреляли, кого-то присоединили, а все их храмы отобрали. Проходит 50 лет, а ненависть никуда не девается, и отрицательный эффект бьет уже через поколение по головам тем людям, которые уже забыли, что там происходило.

Поэтому нельзя спешить с выводами об эффективности такой политики – это болезнь, которая загоняется глубже, а потом развивается с еще большей силой.

– Говорят же: Сталин выиграл войну…

– Не Сталин, а народ. Сталин был по-настоящему гениальным лишь в том, что касалось сохранения его личной власти. А войну выиграл народ, во многом не благодаря, а вопреки его руководству.

Жертвы, понесенные в этой войне, были ужасны и огромны, а что самое печальное, иногда неоправданные. Я считаю, что войну выиграли благодаря духовным резервам народа, накопленным еще до революции. Сейчас, думаю, несмотря на заявления о солидарности с нашими дедами, мы бы уже не смогли справиться с подобной бедой, как справились они.

А что касается поддержки верующими сталинизма – тут много зависит от необразованности, от того, что люди не знают о репрессиях и всех последствиях сталинизма. В 90-х годах была такая гуманистическая иллюзия, что если, мол, сейчас все люди прочитают «Архипелаг ГУЛаг», то тут же все точки над i будут расставлены и никаких вопросов возникать больше не будет. Но даже прочитав эту книгу, некоторые сказали: «Это клевета», а другие сказали: «Ну и что? А всё равно – победа, космос, ядерная бомба, индустриализация и так далее». Тут дело не просто в неосведомленности, тут удивительное отношение к ценности человеческой жизни. Вопрос «о счастье, добытом слезой ребенка» не только не обсуждается, но даже не ставится.

Недавно ко мне один дедушка подошел и спрашивает: «Вы, батюшка, как считаете: было лучше при социализме или капитализме?» Я говорю: «У вас сидел кто-нибудь?» – «Сидел». – «За что?» – «Советскую власть ругал, правильно, что посадили». То есть за дело сидел тот родственник. И такого дедушку уже не переубедишь.

Многие сидели во время сталинских репрессий, у многих были расстреляны близкие – мне кажется, что человек, у которого в семье было такое, должен же относиться однозначно к трагедии того времени. Однако нет, не всегда так. Мой прадедушка после того, как всю войну прошел (был ранен, награжден), в сорок шестом по доносу сел в тюрьму. До самого пятьдесят третьего года просидел. Он в частном разговоре где-то сказал, что у немцев вот так живут, а у нас вот этак, и что наши глупые офицерские бабы немецкие трофейные ночнушки надевают как вечерние платья и в них щеголяют.

Так пошутил – и сел на семь лет, за неосторожное слово. При этом он остался сталинистом до самого конца, считал, что во всём был виноват Берия, а не Сталин.

Поэтому положительное отношение к сталинизму бывает и от неосведомленности, и от отношения к человеческим жизням как к чему-то очень дешевому.

Когда я был на экскурсии в музее Волго-Донского канала, который строили в основном заключенные, экскурсовод сказала: «Ну, а что: здесь погибли всего лишь две тысячи человек». Мол, ради таких свершений это и ничего…

Одна женщина пересказала мне историю, которую ей рассказывала ее бабушка – о коллективизации, раскулачивании и расказачивании. И бабушка говорила, что она многое могла бы простить Сталину, но того, как эти выселенные люди шли по дорогам, в Сибирь, на пустые места, как у них на руках замерзали младенцы, и они не имели даже возможности их похоронить, потому что конвой их подталкивал, торопил, и они клали этих младенцев на обочину и шли дальше – вот этого зверства, говорила бабушка, этим нелюдям простить никак нельзя.

Еще одно наше заблуждение в том, что мы говорим только о Сталине. Но не всё зависело только от него. Как сказал Довлатов: «Четыре миллиона доносов кто-то ведь написал». Многое зависело от самого общества – как тогда многие соглашались с тем, что происходило, так и сейчас – мы говорим, что власть не справедлива, в политике всё плохо, но соглашаемся с этим всей своей жизнью.

Один мой друг, работающий в вузе, проводил среди студентов опрос. Первый вопрос: «Какая профессия самая непопулярная, кого больше всего не любят в народе?» Ответ у большинства студентов: чиновники. Второй вопрос: «Кем бы вы хотели стать?» – «Чиновником».

Люди видят зло, соглашаются с ним и готовы участвовать в этом зле. Всеми теми методами, которыми пользуются чиновники для личного обогащения, многие люди также готовы воспользоваться. Дело не в Сталине, дело в нас.

Многие боятся революций – и их действительно надо бояться, потому что если власть сверху поменяется, а снизу останется всё тот же не поменявшийся народ, будет только хуже, будет бунт «бессмысленный и беспощадный».

Люди сначала должны научиться управлять своей личной свободой, а потом требовать ее во всех сферах жизни.

Однажды, лет пятнадцать назад, мы обедали в трапезной храма. Была у нас бабушка-сторож, лет семидесяти с лишним. И зашел разговор о том, как раньше добротно строили храмы (тот волгоградский храм – конца XVIII века). Говорили о том, как яйца замешивали в раствор, поэтому такое всё было крепкое, большевики, когда взрывали храмы, не могли с первого взрыва уничтожить. А эта бабушка хлебает супчик и тоже вспоминает: «Да, когда мы у себя в селе храм разбирали в 40-х годах, чтобы из этих кирпичей свинарник строить, тоже было трудно – ломами кирпичи из кладки долго выбивать приходилось…» Все так и замерли, суп хлебать перестали. Немая сцена. А бабуля и не сразу поняла, что сказала что-то не то и не там.

Поэтому неправда, когда люди говорят: тогда была такая власть, поэтому всё было таким. Мы были такими!

Комментарии запрещены.