Неделя молитвы в тюрьмах Москвы

Из нашего архива

Источник

Доклад Сергея Кобелева, директора филиала Бутырского музея при храме Покрова Пресвятой Богородицы в СИЗО 2, о неделе молитвы, который был зачитан на заседании секции тюремного служения XXIII международных образовательных Рождественских чтений 22 января 2015 года.

 

Хотелось бы рассказать о новой молитвенной практике в тюремном служении: неделе молитвы, прошедшей в декабре 2014 года во всех тюрьмах Москвы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Это зарождающаяся добрая традиция, надеемся, в будущем должна распространиться по всей Святой Руси, проникнуть во все тюрьмы и колонии на территориях, окормляемых Московским Патриархатом, не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, в Казахстане.

Впервые неделя молитвы прошла в марте 2014 на Крестопоклонной неделе. Теперь она была проведена во второй раз. Подобная практика «недели молитвы» существует и у протестантов, но та неделя молитвы, которая была проведена в тюрьмах Москвы, не имеет аналогов ни в мировой истории, ни в истории России.

Старшим священником храма святителя Николая в СИЗО 5 Иоанном Чураковым были разработаны особые прошения и молитвы в соответствии с канонами Русской Православной Церкви.

Раньше молитва о заключенных совершалась по старому чину молений о плененных, но нельзя не согласиться с тем, что между человеком, попавшим в плен, и заключенным в тюрьму по решению суда, существует большая разница.

Службы недели молитвы были составлены таким образом, чтобы затронуть все основные проблемы и все категории лиц, связанных с печальной тюремной темой. Молились и о заключенных, и о справедливом нелицеприятном правосудии, и о жертвах преступлений, и о семьях заключенных, и о возвращении к нормальной свободной жизни.

В заключительный день совершалась молитва о сотрудниках уголовно-исполнительной системы.

1. В первый день молились о заключенных. В прошениях о плененных, в первую очередь, говорится о скором освобождении и избавлении от всевозможных неприятностей во время нахождения в плену.

В чине неделе молитвы вспоминается о том, что заключенные в первую очередь связаны своими грехами. Эти люди, попавшие в сети лукавых людей и лукавых духов, лишившиеся поддержки близких людей, единственную надежду могут возлагать на Бога, который один лишь в силах извести из темницы душу их (Пс.141 ст. 8).

И только за освобождением духовным, можно ожидать окончательного и бесповоротного освобождения физического, которое является ответом на молитвы человека и на смиренное принятие своей участи, какой бы она ни была.

В положенном для чтения Евангелия месте службы звучали слова Спасителя: «Аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех, раб есть греха. Раб же не пребывает в дому во век: сын пребывает во век. Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете».

Промыслительно то, что эта служба совершалась перед образом Богородицы «Неупиваемая Чаша». Именно перед этой иконой люди молятся о внутренней свободе, которую получает каждый, кто с верою припадает к чудотворному образу: свободе от страстей, от рабства греха.

2. В понедельник, 15 декабря, в Сизо 4 «Медведь» молились об исполнении правосудия. В истинном правосудии имеют нужду все. Подследственные – они, конечно, хотели более мягкого для них решения суда, но на их судьбе часто отрицательно сказываются все человеческие слабости и пороки. Этим порокам и слабостям подвержены, не только они, но и те, кто остался на свободе, те, в руки которых вручена их судьба.

Осужденные тоже зависят от решения суда, ибо суд выносит постановление об условно-досрочном освобождении. Нуждаются в правосудии и жертвы преступлений, которые должны чувствовать себя под защитой закона. Судьи, которые вершат правосудие, должны также молиться Господу, для того чтобы он послал им Соломонову премудрость.

Звучала евангельская притча о немилосердном судье, который исполнил настойчивое прошение вдовицы, чтобы избавиться от докучавших ему просьб. (Лк.18:1–8). Христос рассказал ее нам для того, чтобы показать, как нужно молиться, ведь если судья неправедный исполнил настойчивое прошение вдовицы, то тем более его исполнит исполненный Правды Бог.

Сама Церковь и каждый ее член уподобляются евангельской вдовице, тем более что Христос здесь говорит именно об истинном Правосудии, о том чтобы на суд не влияли человеческие слабости и пороки: подкуп, клевета, лжесвидетельство, заблуждение, честолюбие и т.д. Именно прошения об этом звучат на сугубой ектенье.

Вспоминалось также и то обстоятельство, что никто из нас не в силах своими силами, своей праведностью оправдаться перед Богом. Звучали также слова апостола, (Иак 2: 1-13) о том, что кто нарушит одну лишь заповедь, повинен во всем. Помнить об этом особенно важно в наш развращенный век, когда один грех, тот же аборт, или прелюбодеяние, оправдывается людьми и даже не считается за грех, а за другие грехи люди несут наказание и всеобщее осуждение.

Говорится в чтении и о том, что люди должны относиться одинаково к богатым и бедным, к знатным и отверженным и уничиженным всеми. Апостол Иаков в этом послании указывает путь спасения – милосердие к другим людям, ибо человека, не сотворившего милости, Бог будет судить без милости.

3. В третий день в «Матросской тишине» была совершена молитва об умножении заботы о жертвах преступлений. Люди, по тем или иным обстоятельствам попавшие в тюрьму, по сути дела молились о своих недругах, от которых так зависит их судьба.

Не всегда жертва преступления проявляет качества истинного христианина. Зачастую этими людьми и их родственниками овладевает злоба и жажда мести, и они требуют для виновного большего наказания, чем он заслуживает по совести и закону.

Эти чувства часто бывают взаимными, – жертвы преступления требуют сурового наказания преступнику, а тот вынашивает планы ответной мести. Это приводит к тому, что зло вертится в замкнутом кругу ветхозаветного закона «Око за око, зуб за зуб». Но в стенах Церкви совершается иная молитва, по новозаветному закону любви и прощения.

В этот день в стенах тюрьмы заключенные молились об их жертвах, о том, чтобы те не унывали, чтобы Бог облегчил их печаль; а также и о том, чтобы они не предвосхищали суда Божьего и помнили и о своих грехах, о чем говорится в молитве Господней: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим», и в притче о должниках, где Христос говорит о том же (Мф. 18:21-35).

И это очень важно, так как Церковь молится не только лишь о телах и материальном благополучии потерпевших от преступных действий, но и об их душах, часто исполненных скорби и печали, а порой и переполненных злобой и обидой.

4. На окраине Москвы, недалеко от Николо-Перервинского монастыря стоит необычное здание, напоминающее древний замок в современном исполнении. Четыре круглые кирпичные башни по углам возвышаются над железобетонными стенами. Над одной из башен сияет позолотой православный крест.

Это место подобно замку, построенному сирийским язычником Диоскуром для своей дочери Варвары, прославленной в лике великомучениц, чтобы сохранить ее красоту и чтобы не допустить до ее слуха учения Христа. Оно тоже скрывает за своими стенами, увенчанными спиралью Бруно, скорбящие женские сердца.

В этом замке в одной из башен открыто и дерзновенно звучит колокольный звон, возносятся слова молитв, звучат песнопения русско-византийской традиции. В четвертый день, день памяти великомученицы Варвары, в женской тюрьме «Печатники» и в СИЗО 7 «Капотня» совершилась молитва о примирении семей заключенных. Она служилась по чину умножения любви в семьях, принятому в Церкви. Немаловажно то, что о семьях молились как женщины в женской тюрьме, так и заключенные мужчины в СИЗО 7.

Надо не забывать о том, что наилучший способ сохранить, восстановить и преумножить любовь к человеку, к своему ближнему – это молитва о нем, с таким же усердием, с такими же слезами, как о нашей собственной душе. Если мы будем молиться о наших семьях, то мы научимся любить. А без взаимной любви невозможна истинно христианская семейная жизнь.

5. В пятый день в Краснопресненской тюрьме совершалась молитва о возвращении в общество. Она совершалась по чину молебна перед началом доброго дела.

Всем нам, и особенно заключенным необходимо помнить о том, что мы порой не можем изменить свою жизнь, потому что надеемся на себя, на свои силы. Христос же нас призывает обратиться к Нему, довериться Ему.

Важно не только верить в Бога, необходимо верить Ему, Богу. Только с Его помощью люди излечиваются от своих страстей и обретают духовную свободу. А за ней уже следует исправление всей жизни человека.

6. И в заключительный – шестой – день в СИЗО 5 была совершена молитва о сотрудниках. 19 декабря, память святителя Николая, великого святого, почитаемого повсюду. В этот день в храме святителя Николая в СИЗО 5 был престольный праздник. Вместе с заключенными молились и сотрудники.

После Литургии был совершен молебен о сотрудниках. В молитвах вспоминались их небесные покровители: это Лонгин сотник, тот самый, что стоял у Креста Христова и вскоре уверовал в Него, а после пролил за Него свою кровь, а также тюремный страж, который сторожил апостола Петра, и уверовал в Христа, когда чудесным образом открылись двери тюрьмы и спали оковы с заключенных христиан.

Тогда апостол добровольно остался в тюрьме, чтобы не подвергать нареканию стража. И этот человек стал заботиться о заключенных христианах с великой любовью и тщанием. Так и в наше время вместе с заключенными молятся и сотрудники, сам начальник тюрьмы майор внутренней службы Добров Евгений Александрович идет впереди крестного хода, несет фонарь, и я вспоминаю, как в Бутырской тюрьме, в самом начале неделе молитвы такой же фонарь нес и заключенный.

Круг замыкается, вместо вражды и отчужденности в сердце поселяется любовь. Христос объединяет благоразумного разбойника с Лонгином сотником, раба со свободным, в Нем «нет ни эллина, ни иудея» (Кол. 3:11)

Нам важно не забывать этот немаловажный аспект: сотрудники тюрем и колоний – это не палачи! Они не только охраняют заключенных и обеспечивают надлежащую дисциплину, но и выводят заключенных на прогулку, предотвращают конфликты между заключенными, водят их в больницу, в баню. Недаром тех из них, кто более всех контактирует с заключенными, называют воспитателями. Не охранниками и не надзирателями, а именно воспитателями!

Церковь должна призывать и сотрудников, и заключенных к истинной христианской любви друг к другу, и самый лучший путь к этому – совместная молитва.

Необходимо также разрушать негативные стереотипы и штампы в обществе в отношении заключенных и сотрудников уголовно-исполнительной системы. Это задача не только тюремных, но и остальных приходских священников – сеять семена любви и милосердия в души прихожан.

PS: При обсуждении доклада владыка Иринарх благословил добавить седьмой день, посвятив его тюремному духовенству.

Сергей Кобелев
фото автора

Комментарии запрещены.