Чудотворный образ Божией Матери «Призри на смирение» принесен из Киева в Первопрестольный град Москву

prizri_na_lite

17 декабря в Москву  был принесен для поклонения образ Пресвятой Богородицы «Призри на смирение».

 

prizri

 

с 1993 года, когда он чудесно отразился на стекле, прославившийся многими исцелениями. Местом постоянного пребывания святыни является Введенский мужской монастырь Киева.

Священноигумен  монастыря епископа Фастовского Дамиана ответил на вопросы корреспондента.

Епископ Фастовский Дамиан

Епископ Фастовский Дамиан

Ваш монастырь находится  в большом городе, какова жизнь его насельников? Удается ли жить иной – монашеской – жизнью?

– Монашеская жизнь бывает только одна – монашеская, и все. А если говорить о большом городе, то в акафисте нашей основательнице преподобной Димитре Киевской в кондаке есть такие слова: «Во граде многолюднем и безмятежном надмирно пребывая и ангельски на земли жительствовав», и вот мы стараемся следовать Ее заветам. В большом городе живем надмирно и безмятежно, а духовник мне когда-то сказал: «нормальному монаху и на вокзале монастырь будет».

Поэтому мы стараемся жить так, как нам завещали, мы живем обычной монашеской жизнью: богослужения, послушание, монашеское правило, и иной другой жизнью нам жить не приходится.

Расскажите, пожалуйста, о почитании чудотворного образа в Киеве. Когда оно началось?

– Почитание чудотворной иконы началось ровно тогда, когда она явилась на стекле в 1993 году. Образ Пресвятой Богородицы «Призри на смирение», прославившийся чудесным явлением — нерукотворным отпечатком на стекле – был принесен в дар Введенскому храму осенью 1992 года схимонахиней Феодорой. Монашеская жизнь в этой обители тогда только начиналась.  Мы изготовили специальный киот, и икона была установлена в храме, слева от иконостаса. Образ привлекал к себе внимание верующих своей необычайной красотой, и они часами могли молитвенно простаивать перед ним. Благодаря этой иконе и сам Введенский храм стал известен в городе.

Летом 1993 года я (в то время игумен Дамиан) обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя. Однако 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца.

В результате исследований киевских ученых установлено, что светло-серого цвета отпечаток на стекле – органического происхождения и является нерукотворным отражением Богоматери и Младенца. Это событие было запечатлено в видеофильме режиссера А. Лесового «Киевское чудо». Стекло с отображением было установлено в киоте рядом с иконой.

От самой иконы и от нерукотворного ее отпечатка на стекле стали происходить исцеления.

22 ноября 1995 года Священный Синод Украинской Православной Церкви Московского Патриархата постановил считать Киевскую икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной, с празднованием в ее честь 16/29 сентября. Каждый год 19 июля/1 августа во Введенском мужском монастыре торжественно отмечается и день явления чуда – нерукотворного отпечатка на стекле.

Накладывает ли пребывание святыни в обители отпечаток на монастырские послушания?

– Хотелось бы увидеть человека, который сформулировал этот вопрос. Что он имел в виду? Этот человек никогда не жил в монастыре и понятия не имеет, что такое православная святыня.

У иконы Богоматери интересное название: «Призри на смирение». А что это значит? Люди перед этим образом просят Царицу Небесную даровать смирение? Или обратить внимание Владычицы к нашему скудному земному житию? Или о чем?

У слов «призри на смирение» есть два толкования. Одни вспоминают цитату из Евангелия от Луки «яко призре на смирение Рабы Своея» (Лк. 1. 48), а другие говорят, что вот, на иконе мы видим, как Спаситель взял Божию Матерь за лицо и показывает: призри на смирение тех, кто к Тебе обращается, и по твоей просьбе Я всем им помогу. Что люди просят перед этим образом у Царицы Небесной, мы не знаем, потому что эти просьбы не афишируются.

Из истории…

Образ Божией Матери «Призри на смирение» – псковский. Он был явлен на озере Каменном в 1420 году и принесен в Псков 16 сентября (празднуется 29 сентября по н.ст.). Вот и всё, что о нем известно. Это псковская святыня. Если вы придете в Троицкий кафедральный собор в псковском Кремле, то увидите список этого Образа справа, возле алтаря.
В Троицком соборе хранятся несколько псковских святых образов Божией Матери: «Псково-Покровская» икона, «Чирская», явленная тоже в 1420 году, и «Псковская» – покровительница супружеских пар.

Несколько лет назад с батюшкой мы направлялись в бежаницкие края, в село Бардово, возле которого и был, по преданию, явлен образ Богородицы «Призри на смирение». Псковская земля меня всегда удивляет разнообразной красотой пейзажей, такого разнообразия я не видела нигде: то тайга, то равнина, то горки, то озера бесчисленные, то речки с заросшими кустарником берегами. Вот и Бежаницкие земли оставляли впечатление «края света»: узкие дороги, зеленые обочины стеной, забытые Богом селения, человека на дороге не попалось. Тишина. Тишина особенная, надмирная, как будто к чему-то приготовленная. В Бардово даже рейсовые автобусы не ходят. Мы зашли в красивый деревянный Тихвинский храм, который виден издалека, стоит на горке.

Нас встретила раба Божия Нина. Вот, что она нам рассказала:
— «Наша семья – коренные питерцы. Господним Промыслом и чудом мы переехали сюда, когда началась перестройка, в 1990 году. В начале перестройки мы с подругой организовали Общественный комитет спасения, и однажды на пороге появляется человек, который сказал: «Спасите меня». Этому человеку нужен был в Бардово главный инженер. Он сам питерец, но строит предприятие для возрождения старинных образцов мебели. Таким человеком оказался мой муж Владимир, кандидат наук, он занимался стандартизацией и прощался со своей наукой, которая тогда уже рушилась. Мы переехали в Бардово невоцерковленными людьми, позже моя дочь принимает решение, что она со своими малышами остается здесь и окончательно теряет связь с Питером. Такая радость нас сопровождает здесь, такая помощь от Господа. Мы начинали жить в хлеву, нам построили в один день это жилье, по одну сторону поставили корову, по другую наша семья, наша дочь с тремя детьми Тимофеем, Василием, Даниилом. Но мы и поныне здесь, в Бардове, испытываем и переживаем счастье.

Однажды дочь мне говорит, что деревенские даже не знают, как организовать приход, надо им помочь. Наш приход в Бардове был зарегистрирован Владыкой Владимиром (Котляровым) последним, перед его назначением в Ростов. Он разложил карту на столе и пошутил: «Кому бы мне на прощание насолить? Насолю игумену Павлу (2008+), дам ему ваш приход в благочиние». Наш благочинный, батюшка Павел, приехал, осмотрелся и сказал, что нужно еще посмотреть, строить ли здесь храм, а вы пока в каком-нибудь доме помолитесь. Мы так и сделали, и он нас благословил письмом: «К дамам и господам, и всем» – собирать деньги народные в Москве.

И мы, бывшие производственники, организаторы, начали ходить с моей подругой по московским организациям просить денег, но никакого толку. Наконец, нас Господь вывел на московских паломников, которые паломничали к зарубежным святыням, а российских не знали. Эта цепочка обеспеченных москвичей начала нам помогать деньги собирать на храм. Мы захватили еще в Москве последнюю конструкторскую организацию, которая могла проектировать деревянные храмы, и один старенький конструктор нам целый месяц проектировал по нашим эскизам, по старой фотографии храм. А кому строить? Попытались деревенскими силами – ничего не получилось. Раскатали старый храм по бревнышкам, коснулись алтаря, все бревна алтаря железные, крепкие, остальные — гниль. И мы решили эти святые алтарные бревна восемнадцатого века оставить в алтаре нового храма.

Узнали уже позже, как назывался старый храм – Живоначальной Троицы, и по воспоминаниям старушек, со всех деревень сходились на Троицу сюда и в советское время, хотя в храме уже устраивали танцы. Но, когда регистрировали вновь построенный храм, мы этого не знали и освятили его в честь иконы Тихвинской, так что древний престол у нас в честь Живоначальной Троицы, а новый, по незнанию, Тихвинской иконы. Но это не зря, потому что в акафисте «Тихвинской» иконе говорится, что она очень помогает в строительстве храма. И он у нас получился удивительно: Бог послал нам строителей из Москвы через настоятельницу Новодевичьего монастыря игумению Серафиму (Чернову-Чичагову), которая дала нам свою бригаду строителей. Четыре православных украинца, русинов, ровно сорок дней строили храм. Деревня сердилась, потому что пока строится храм, будет засуха, но, как только храм построили – полил дождь. Это был 1997 год. Отец Павел назначил моего мужа старостой, хотя тот и говорил, что был коммунистом, только что крестился, «какой из меня староста?»

Мы не ведали, что эти места связаны с псковской чудотворной иконой «Призри на смирение», о которой нам рассказала одна наша деревенская молитвенница. Она мне показала в одной нашей книге о богородичных иконах текст «в 1420 году на Каменном озере на Псковской земле явилась чудотворная икона «Призри на смирение»». Оказывается, рядом с Бардовым есть Каменное озеро, о чем мы не знали. Но я не очень поверила женщине, что это именно то Каменное озеро, где было явление иконы «Призри на смирение». Поехала как-то в Москву по делам, открываю дверь дома моей подруги, а она мне с порога сообщает, что только что приехала из Киева, там икона «Призри на смирение» такие чудеса творит… и рассказала мне ее историю и историю киевского списка псковской чудотворной иконы.

Я стала заниматься исследованием истории иконы, а наш дорогой батюшка Павел дает мне поручение: исследовать вокруг Каменного озера землю. Мы запрягли свою лошадку, сели в телегу и поехали вокруг озера опрашивать народ, кто чего знает. Ничего про икону не знали, много столетий прошло, но память сохранила только пришествие французов в 1812 году, потому что осталось французское кладбище. На нашей карте было обозначено некое село Монастырь. Мы до этого места добрались, там огромный пологий склон к озеру, а на нем три кургана и несколько раскидистых древних дубов, и наше сердце как-то остановилось…

Потом священники, которые приезжали из Киева, Белоруссии отмечали необыкновенную благодать места. Машина туда не доберется, надо доехать до Воротова и идти до деревеньки Поречье два километра, до берега Каменного озера. Весной идти затруднительно, ручей разливается, а лучше приехать 29 сентября в день памяти чудотворной псковской иконы «Призри на смирение». Все, кто знает, стараются туда приехать помолиться именно в этот день, с акафистом. Правда, в нашей области есть еще два Каменных озера, кроме нашего, мы и их обследовали. На Каменном озере возле Опочки явилась икона «Каменноостровская» Божией Матери. Там ее и чтут, а другое Каменное озеро в болоте, ближе к Порхову, и никаких сведений о нем нет, но называется оно Каменное.

Безбожные годы искалечили душу православного христианского народа, поэтому к нам в храм приходят человек двенадцать, часто не из Бардова, а из окрестных деревень. Мы называем наш храм народным, он на народные деньги построен. Настоятеля у нас нет, просили у Владыки, но, как говорит Владыка, «я тебе что, Нина, из кармана батюшку выну». Когда мы построили храм и искали батюшку на приход, поехали к старцу Иоанну (Крестьянкину), а он нам сказал, что не дело мирян беспокоиться о священнике на приходе, а это дело священства. Нет у нас настоятеля пока, надо молиться. Вот такая история».

Для справки текст одного из украинских приходских сайтов:
Божья Матерь на иконе «Призри на смирение» изображена сидящей. На Её голове корона. В правой руке скипетр. Левой Она поддерживает Богомладенца. А Сам Богомладенец не сидит, как очень часто изображается на иконах, а стоит на коленях Матери. При этом правой рукой прикасается к Ее ланите, а левой держит шар — символ власти над миром. Куда девалась икона после 1917 года из Троицкого собора, неизвестно. Лет двести назад был сделан с нее список небольшой — 110 на 70 см, и попал этот список в Киевский Введенский храм. Одна монахиня по имени Феодора стала хранить эту икону у себя, как благословил ее духовный отец Борис Квасницкий, его в 1931 году расстреляли. Когда в Киеве вновь открывается Введенский храм, образ «Призри на смирение» возвращается обратно. Начинается новая жизнь древней иконы. Настоятель Введенского храма игумен Дамиан рассказывает:

-Летом 1993 года на стекле иконы изнутри появилась небольшая муть. Все думали, что-то произошло с самой иконой, решили отдать ее в реставрацию. И вот когда сняли раму со стеклом (их-то зачем нести в реставрацию), то увидели на стекле… отпечаток точно такой же иконы «Призри на смирение».

Заместитель старосты прихода Максим Парамонов:
— Как сейчас помню, было 1 августа 1993 года, воскресенье. Я и два моих товарища, Юрий и Алексей, осторожно вынимали икону из киота, из-под стекла, под которым она находилась. Смотрю: на стекле какой-то отпечаток. Я испугался: вдруг повредили икону. А потом присмотрелся: Матерь Божия чудесным образом отобразилась на стекле… Конечно, чудо. Великая Божья милость к нам, к нашему храму, прихожанам. Мы что, мы обычной христианской жизнью живем, но икону «Призри на смирение» у нас очень любят. Скольким она помогла, скольких исцелила, не знаю, но идут к ней постоянно, припадают с надеждой. Разве можно зафиксировать все чудеса, не каждый станет рассказывать, афишировать. Получив исцеление, многие благодарят Божью Матерь, дарят что-нибудь к иконе или просто с благодарностью молятся. О чуде или исцелении узнают самые близкие. Приходит, например, человек, заказывает благодарственный молебен перед иконой «Призри на смирение». Мы спрашиваем: «По какой причине?» — «Поблагодарить хочу Божью Матерь за милость, которую на оказала».- «А какую милость?» — «Да я об этом говорить не буду…» Не станешь ведь пытать человека: расскажи да расскажи. Стекло, на котором отобразилась Божья Матерь, теперь выносится на поклонение верующим. Одержимые нечистым духом люди с трудом приближаются к этому стеклу. Кажется, внешне люди нормальные, а, подходя к стеклу, они начинают кричать, бросаться в сторону, без помощи постороннего приложиться к стеклу не могут. Так что, та благодатная сила, которой обладают икона и стекло, реальна и действительна.

Надо сказать, что киевские ученые очень заинтересовались чудом. Вот что сказал один из них, заведующий кафедрой Киевского политехнического института, доктор технических наук Антон Сильвестров:
— Подобные события поднимают дух нашего народа, который долгое время был оторван от своих религиозных традиций. Положительные результаты исследований могут способствовать восстановлению этих традиций. Если исследования подтвердят нерукотворность изображения, а значит, подлинность чуда, то люди пойдут сюда большими толпами на поклонение и получат реальную возможность восстановить свои отношения с Богом. Началась кропотливая исследовательская работа по благословению отца Дамиана. Использовалось ультрафиолетовое излучение, брали соскобы красок, сравнивали под микроскопом, анализировали на современных микроспектрометрических приборах. Всякая фальсификация была исключена. И вот икону вернули на прежнее место, установили новое стекло. Верующие вновь выстроились к ней на поклонение, а ученые тем временем занялись подведением итогов исследования. Вывод один: изображение на стекле нерукотворное.

Источник

Комментарии запрещены.