Святой Матушке Фамарь ПОСВЯЩАЕТСЯ. Эксклюзивный фоторепортаж из Серафимо-Знаменского скита режиссера Юлии Воиновой — Жунич

В 30 километрах к юго-востоку от Москвы находится Серафимо-Знаменский скит, основанный в начале XX века. В истории Русской Православной Церкви он был знаменит высотой монашеской жизни его устроителей, впоследствии новомучеников и исповедников Российских. Основательница скита схиигумения Фамарь, в миру Тамара Александровна Марджанишвили, происходила из богатой грузинской княжеской семьи и получила хорошее светское воспитание и образование. Лишившись родителей, она в 1889 году поступила в Бодбийский монастырь св. равноапостольной Нины. За молитвенные подвиги, высоту и чистоту духовной жизни, острый и проницательный ум в 1902 году она была назначена игуменией этого крупнейшего монастыря Грузии, где подвизались около 300 сестер. Значительное влияние на матушку в те годы оказал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он же более чем за два десятка лет предсказал ей пострижение в великую схиму и игуменство в трех монастырях. Игумению Фамарь лично знали такие высокие духовные лица, как митрополит Владимир (Богоявленский), Макарий (Невский), старцы Анатолий Оптинский, Алексий Зосимовский и другие. Первый камень в основание скита был заложен в августе 1910 года. Активное участие в обсуждении планов по внутреннему и внешнему устройству обители принимали великая княгиня Елизавета Феодоровна и будущий духовник обители владыка Арсений (Жадановский). Строительство продолжалось два года, новосозданную обитель лично освятил митрополит Московский Владимир (Богоявленский).

Нам несказанно повезло. Паломников из Донецка, Луганска пригласил в паломничество протоиерей Константин Кобелев. С отцом Константином были прихожане  из церкви Святителя Николая (Бирюлево). На снимке протоиерей Константин с внуками (справа) и протоиерей Геннадий Еременко с дочкой

Главным покровителем и помощником матушки был преподобный Серафим Саровский. Она говорила: «Вся жизнь моя в руках преподобного Серафима». Его жизнеописание было первой книгой духовного содержания, прочитанной юной послушницей, и с тех пор она всем сердцем полюбила его. В 1903 году, во время торжественного открытия мощей преподобного Серафима, одна из монахинь Бодбийского монастыря была в Сарове и привезла оттуда маленький образок Чудотворца, освященный на раке. Это была совсем простая деревянная иконка с поясным изображением прп. Серафима, похожая на тысячи других, но матушка говорила: «Я бы ее из тысячи икон узнала!» Многие чудеса были явлены от нее. Матушка Фамарь никогда не расставалась с этой иконой. Как-то раз на карету, в которой она ехала с двумя сестрами в Тифлис, напала вооруженная толпа горцев. Как только поднялась стрельба, матушка Фамарь достала икону преподобного и с дерзновением стала взывать: «Преподобие отче Серафиме, спаси нас!» Карета была изрешечена пулями, но ни матушка, державшая икону в руках, ни сестры не были ранены.

Игуменья Иннокентия. На заднем плане — великолепные цветы, написанные рукою матушки — настоятельницы. Много доброго  можно сказать об этой удивительной личности…

Сейчас мы в келии матушки Фамарь. Схиигуменья Фамарь, она такая родная и простая, что невозможно назвать ее иначе как МАТУШКА, МАМА. Все кто просит ее помощи, непременно, получают утешение ЕЕ Любовью и заботой. Все управляется Божией милостью по молитве Матушки

«Не бойся, я молюсь за тебя», – говорила она страждущим, и человек вскоре чувствовал облегчение. Верная дочь Церкви, м. Фамарь была категорически против расколов и своим чадам советовала никогда не вмешиваться в церковные споры. Господь даровал ей мирную кончину в кругу близких людей.

Просуществовав 12 лет, в 1924 году скит был закрыт. С этого времени начинает существовать монастырь в миру, замаскированный под артель. Матушка, 10 сестер и священник – 12 человек по числу апостолов Христовых – поселились недалеко от Москвы, в Перхушкове, где продолжили свой монашеский подвиг. В 1931 году подвижниц вместе с матушкой арестовали, последовали тюремное заключение и ссылка в Сибирь. «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Все, что за годы случается, вся жизнь, – разве это не чудо?!» – писала она из Сибири.

Из ссылки матушка Фамарь вернулась в 1934 году тяжело больной. За несколько дней до ее кончины художник Павел Корин закончил портрет «Схиигумения Фамарь». Скончалась матушка 23 июня 1936 г.,  тогда узнали, что под монашеским одеянием матушка тайно носила железные вериги. Отпевал ее на дому владыка Арсений, похоронена на Введенском кладбище в Москве.

Схиигуменья Фамарь, в миру — Тамара Александровна Марджанова. Годы земной жизни: 1869 – 1936 г.  22 декабря 2016 года в Патриаршей резиденции г. Тбилиси под председательством Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II состоялось заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви, в ходе которого были канонизированы и причислены к лику святых пять подвижников благочестия: благоверные цари Баграт III и Соломон I, Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат (Цинцадзе), игумения Нина (Амилахвари) и схиигумения Фамарь (Марджанишвили), первая настоятельница Серафимо-Знаменского женского скита.

Комментарии запрещены.