В России распространяется молодежная субкультура, пропагандирующая тюремную романтику

Фото: ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников

В отечественных соцсетях — новая мода. Аббревиатура А.У.Е фигурирует во множестве многотысячных групп «ВКонтакте». Сотни тысяч людей вовлечены в сеть. Подавляющее большинство — молодые парни и девушки 16-18 лет. Под аббревиатурой А.У.Е скрывается далеко не новый тюремный лозунг «Арестантский Уклад Един», который также иногда читают как «Арестантское уркаганское единство». Так почему беспокойство возникло именно сейчас?

Впервые об А.У.Е заговорили около года назад. Тогда выяснилось, что в Забайкальском крае некая преступная группировка завлекает школьников, чаще всего детей из неблагополучных семей и сиротских учреждений, в криминальную сеть, которая собирает деньги для заключенных. Вовлеченные в сообщество подростки обкладывают данью младших или просто слабых воспитанников, одноклассников и жителей небольших поселков, занимаются рэкетом, мелкими кражами и тому подобной деятельностью в духе 90-х.

Чем они отличаются от обыкновенных «гопников», которые в нашей стране, к сожалению, за последние десятилетия стали привычной частью вечернего пейзажа даже во вполне благополучных районах? Все дело в мотивации. Если для гопников их образ жизни не обусловлен никакими идеологическими (или любыми другими) соображениями, то члены новой субкультуры продвигают идеи возвышенности блатной романтики и считают «жизнь по понятиям» единственно правильной. Грубо говоря, члены блатной субкультуры привлекают не только и не столько наживой, сколько работой «за идею». При вымогательстве, например, подросткам говорят, что отнятыми у «лохов» деньгами «подогревают», то есть финансово поддерживают реальных заключенных.

Ничего нового в самих идеях как таковых нет. Корнями они уходят в описанный еще Гиляровским мир Хитровки и воровских притонов Москвы, в одесский криминальный фольклор. В начале прошлого века в бедных промышленных районах любого города появились так называемые хулиганы — беспризорные подростки, которые терроризировали население грабежами и насилием, при этом считая себя выше обывателей и презирая добропорядочных граждан и стражей порядка. Описание трагически-обреченного мироощущения этих молодых преступников (хулиган всегда погибает молодым и не своей смертью) можно встретить в кабацкой лирике Есенина, например.

Конечно, с Есениным лирику нынешних хулиганов не сравнить, обычный блатной «шансон», однако нынешняя романтика большой дороги — наследница именно той эпохи. Как в начале века хулиганская участь привлекала мальчиков из хороших семей своей кажущейся свободой и животной искренностью, так и сегодня школьники пытаются подражать реальным преступникам, не имея с ними ничего общего.

В сообществах А.У.Е в «Одноклассниках» и «ВКонтакте» — сотни тысяч подписчиков. При беглом просмотре вы не увидите среди них мрачных типов в растянутых трениках и качков, делающих селфи с пистолетом на фоне джипа. На стене в основном прописные истины отечественного шансона, оформленные в стиле «мудрых цитат» и различная блатная мифология, которая у опытных членов преступного сообщества вызывает только недоумение. «Мы не воры, но живем по воровским понятиям», — объясняют свои жизненные принципы участники таких сообществ.

Что касается практической выгоды, похоже, основной смысл существования подобных пабликов — размещение рекламы и торговля различными аксессуарами вроде четок или нард с соответствующей символикой. При распространении специфика тоже учитывается — для «воровского маркетинга» важно, например, указать, что товары изготовлены заключенными в местах лишения свободы.

Символ субкультуры — восьмиконечная «роза ветров», которую в пабликах А.У.Е-тематики называют «звезда воров». Среди блатных татуировок действительно такая фигура имеется. Как пояснили Царьграду эксперты, такую символику носят в основном признанные лагерные авторитеты. Так, обычную звезду накалывают обычно «злостные отрицалы», то есть постоянные нарушители тюремных порядков — они отказываются от работы, нарушают распорядок и т.д. Обычно две такие татуировки размещают под каждой ключицей, а «звезда вора» на ногах означает заявление «меня не поставить на колени». Существуют десятки вариаций подобных татуировок, в которой каждая фигура, вписанная в центр звезды, имеет определенное значение и считывается представителем криминального мира при встрече.

Для членов субкультуры А.У.Е использование такой символики чаще всего является подражанием и никакого практического значения не несет, и имеет мало общего с реальной жизнью. Так подростки любят, например, фотографироваться на фоне чужих автомобилей.

Однако следует все-таки различать сторонников субкультуры А.У.Е и настоящих отморозков, вымогающих деньги у подростков. Преступное сообщество, действующее под вывеской «уркаганского единства» уже обзавелось разветвленной сетью ячеек в нескольких российских регионах и продолжает расти. Новости о подростковых бандах, использующих эту аббревиатуру, приходят, как правило, с российского Дальнего Востока.

К проблеме в декабре 2016 года привлекли внимание президента России на заседании Совета по развитию гражданского общества и прав человека. Однако тогда речь шла только о детских и подростковых социальных учреждениях. Социальные же сети дают субкультуре практически безграничное пространство для распространения.

Как пояснили Царьграду, особенности бандитов нового типа напоминают их предшественников из 90-х, екатеринбургскую ОПГ «Синие». Для этой группировки было характерно презрение к роскоши, отрицание любого сотрудничества с властью. «Вор живет без семьи и без имущества» — таков был принцип «Синих». Впрочем, все происходящее люди старой школы с презрением именуют «реконструкцией 90-х».

Вызывает большую обеспокоенность то, что подросткам блатная субкультура кажется привлекательной в принципе. Почему молодежь в 2016 году хочет вернуться в 90-е, и как бандитские «понятия» стали для подростков единственным доступным выражением честности и искренности? Царьград продолжает следить за ситуацией с криминализацией молодежи. Ждите наше расследование на эту тему в ближайшее время.

Источник: Царьград

Комментарии запрещены.