21 февраля — день памяти Священномучеников: Симеона Кульгавеца, Андрея Добрынина, Сергия Любомудрова, Петра Маркова, Александра Абиссова

Свя­щен­но­му­че­ник Си­ме­он ро­дил­ся 2 фев­ра­ля 1882 го­да в по­са­де Ло­ма­зы Бель­ско­го уез­да Сед­лец­кой гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Де­мья­на Куль­гав­ца. Отец умер, ко­гда Се­ме­ну бы­ло три го­да. Се­мья бы­ла бед­ная, средств по­сле от­ца не оста­лось, и мать ста­ла ра­бо­тать по най­му. Се­мен окон­чил шко­лу пса­лом­щи­ков и слу­жил пса­лом­щи­ком в церк­ви в Бель­ском уез­де.
В 1915 го­ду, при за­ня­тии нем­ца­ми Холм­ской гу­бер­нии, Се­мен Де­мья­но­вич вы­ехал в Цен­траль­ную Рос­сию и был при­нят как бе­же­нец в Ни­ко­ло-Пеш­нош­ском мо­на­сты­ре Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии и про­жил здесь год. С 1917 по 1922 год он слу­жил в Москве ми­ли­ци­о­не­ром.
В 1922 го­ду он по­дал про­ше­ние ар­хи­ерею и был опре­де­лен пса­лом­щи­ком к хра­му в се­ле Ду­ло­во Кор­чев­ско­го рай­о­на Твер­ской об­ла­сти, а в 1925 го­ду пе­ре­ве­ден в цер­ковь се­ла Ору­дье­во Дмит­ров­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. В 1930 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и в том же го­ду во свя­щен­ни­ка ко хра­му Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Якоть Дмит­ров­ско­го рай­о­на[1].
18 ян­ва­ря 1938 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли от­ца Си­мео­на по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и он был за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. Сви­де­те­ли по­ка­за­ли, буд­то свя­щен­ник го­во­рил: «Вы­шла но­вая кон­сти­ту­ция, а на Цер­ковь го­не­ния не пре­кра­ти­лись, опять за­кры­ва­ют церк­ви и ни за что за­би­ра­ют по­пов; го­во­рят, Цер­ковь от­де­ле­на от го­су­дар­ства, а на­ло­ги со­вет­ская власть с по­пов бе­рет»[2].
— Ка­кую цель вы пре­сле­до­ва­ли, вы­ез­жая из Поль­ши в Рос­сию в 1915 го­ду? — спро­сил сле­до­ва­тель от­ца Си­мео­на.
— У ме­ня ни­ка­кой це­ли не бы­ло, при­шлось вы­ехать по необ­хо­ди­мо­сти, так как на­ша мест­ность бы­ла ок­ку­пи­ро­ва­на нем­ца­ми, и я от­ту­да вы­ехал как бе­же­нец.
— При­зна­е­те вы се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии?
— Ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии я се­бя не при­знаю, — от­ве­тил свя­щен­ник, и на этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны.
11 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Си­ме­он Куль­га­вец был рас­стре­лян 21 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

 

Свя­щен­но­му­че­ник Ан­дрей ро­дил­ся 10 ав­гу­ста 1874 го­да в се­ле Рож­де­стве­но-Про­зо­ро­во Мо­лог­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­но­слу­жи­те­ля Ни­ко­лая Доб­ры­ни­на. По окон­ча­нии Яро­слав­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и впо­след­ствии слу­жил в хра­ме в се­ле Пре­чи­стое-На­у­мо­во Да­ни­лов­ско­го рай­о­на Яро­слав­ской об­ла­сти. Воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­зна­чен бла­го­чин­ным Да­ни­лов­ско­го окру­га.
В но­яб­ре 1937 го­да свя­щен­ни­ки Да­ни­лов­ско­го окру­га бы­ли аре­сто­ва­ны; во вре­мя след­ствия неко­то­рые из них под­пи­са­ли про­то­ко­лы, в ко­то­рых го­во­ри­лось, что про­то­и­е­рей Ан­дрей Доб­ры­нин был вдох­но­ви­те­лем и воз­гла­ви­те­лем контр­ре­во­лю­ци­он­ной по­встан­че­ской груп­пы.
21 ян­ва­ря 1938 го­да на­хо­див­ший­ся под след­стви­ем в тюрь­ме свя­щен­ник, слу­жив­ший в Да­ни­лов­ском рай­оне, Все­во­лод Дер­жа­вин на­пи­сал сле­до­ва­те­лям за­яв­ле­ние, что 12 мар­та 1937 го­да он был за­вер­бо­ван в контр­ре­во­лю­ци­он­ную груп­пу бла­го­чин­ным про­то­и­е­ре­ем Ан­дре­ем Доб­ры­ни­ным, ко­то­рый кро­ме него за­вер­бо­вал в ту же груп­пу еще ше­сте­рых че­ло­век. Он по­ка­зал, что про­то­и­е­рей Ан­дрей про­ти­во­дей­ство­вал ме­ро­при­я­ти­ям со­вет­ской вла­сти при сня­тии ко­ло­ко­лов с цер­ков­ной ко­ло­коль­ни, «ор­га­ни­зо­вал для это­го груп­пу ве­ру­ю­щих, ко­то­рые ока­за­ли со­про­тив­ле­ние в мо­мент сня­тия ко­ло­ко­лов в 1936 го­ду, а од­на фа­на­тич­ка из де­рев­ни Ра­до­во по его ука­за­нию взя­ла у него клю­чи, за­пер­лась на ко­ло­кольне, где под­ня­ла крик, а сам Доб­ры­нин в этот мо­мент скрыл­ся у этой же фа­на­тич­ки в де­ревне Ра­до­во. В ве­чер­нее вре­мя Доб­ры­нин устра­и­вал все­нощ­ные, где сре­ди со­брав­ших­ся ве­ру­ю­щих вел аги­та­цию в том смыс­ле, что ло­зунг сде­лать кол­хо­зы боль­ше­вист­ски­ми, а кол­хоз­ни­ков за­жи­точ­ны­ми неосу­ще­ствим»[1].
28 ян­ва­ря 1938 го­да про­то­и­е­рей Ан­дрей был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Да­ни­ло­ве. 10 фев­ра­ля трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу. Уже по­сле при­го­во­ра трой­ки, 17 фев­ра­ля, про­то­и­е­рей Ан­дрей в пер­вый раз был до­про­шен.
— Вы аре­сто­ва­ны как участ­ник и вдох­но­ви­тель контр­ре­во­лю­ци­он­ной по­встан­че­ской груп­пы, су­ще­ство­вав­шей в Да­ни­лов­ском рай­оне. Вы при­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным? — спро­сил его сле­до­ва­тель.
— Нет, участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы я не был и о су­ще­ство­ва­нии та­кой не слы­хал, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— Вам за­чи­ты­ва­ет­ся по­ка­за­ние Дер­жа­ви­на. Вы под­твер­жда­е­те это?
— По­ка­за­ние Дер­жа­ви­на я от­ри­цаю.
— Факт по­пыт­ки устро­ить по­ли­ти­че­ский экс­цесс во вре­мя сня­тия ко­ло­ко­лов с ко­ло­коль­ни на­у­мов­ской церк­ви, ис­поль­зо­вав для это­го ре­ли­ги­оз­ную фа­на­тич­ку, за­пер­шу­ю­ся в церк­ви, вы то­же от­ри­ца­е­те?
— Ни­ка­кой по­пыт­ки про­ти­во­дей­ство­вать сня­тию ко­ло­ко­лов с мо­ей сто­ро­ны не бы­ло, и на ока­за­ние со­про­тив­ле­ния сня­тию ко­ло­ко­лов я ни­ко­го не под­би­вал. Как ока­за­лась граж­дан­ка из де­рев­ни Ра­до­во за­пер­тою в церк­ви, я не знаю. Лич­но ме­ня во вре­мя сня­тия ко­ло­ко­лов в се­ле На­у­мо­во не бы­ло.
— А факт устрой­ства ве­чер­них бо­го­слу­же­ний на квар­ти­ре у этой же граж­дан­ки из де­рев­ни Ра­до­во, на ко­то­рых сре­ди со­брав­ших­ся ве­ру­ю­щих вы ве­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, вы то­же от­ри­ца­е­те?
— Устрой­ство ве­чер­них бо­го­слу­же­ний я не от­ри­цаю, но ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди со­брав­ших­ся ве­ру­ю­щих я не вел.
— Вам за­чи­ты­ва­ют­ся по­ка­за­ния Со­фий­ско­го. Что вы мо­же­те ска­зать те­перь?
— Я не от­ри­цаю то­го, что я Со­фий­ско­му вы­ска­зы­вал недо­воль­ство су­ще­ству­ю­щим по­ло­же­ни­ем, что жить ста­ло тя­же­ло, до­хо­дов в церк­ви не ста­ло, но ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не вел и в контр­ре­во­лю­ци­он­ную груп­пу Со­фий­ско­го не вер­бо­вал.
— Вам за­чи­ты­ва­ют­ся по­ка­за­ния Рас­тор­гу­е­ва. Что вы мо­же­те ска­зать на это?
— Рас­тор­гу­ев по­ка­зы­ва­ет на ме­ня лож­но.
В тот же день сле­до­ва­те­ли устро­и­ли оч­ную став­ку меж­ду про­то­и­е­ре­ем Ан­дре­ем и свя­щен­ни­ком Со­фий­ским, ко­то­рый под­твер­дил дан­ные им на след­ствии лже­сви­де­тель­ства. Вы­слу­шав их, отец Ан­дрей ска­зал: «Я под­твер­ждаю, что при встре­че с Со­фий­ским я дей­стви­тель­но вы­ска­зы­вал недо­воль­ство су­ще­ству­ю­щим стро­ем и жа­ло­вал­ся на свое пло­хое ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние. Осталь­ные фак­ты, по­ка­зан­ные Со­фий­ским, я от­ри­цаю».
Про­то­и­е­рей Ан­дрей Доб­ры­нин был рас­стре­лян 21 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

 

Священномученик Сергий Любомудров

Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 4 июля 1878 го­да в се­ле Мыш­цы Ка­си­мов­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Лю­бо­муд­ро­ва. В 1899 го­ду, окон­чив три клас­са Ря­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, он стал слу­жить пса­лом­щи­ком в со­бо­ре в го­ро­де Прон­ске. В 1906 го­ду Сер­гей Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Суш­ко­во Лу­хо­виц­ко­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии, а в 1916 го­ду — во свя­щен­ни­ка к это­му хра­му. Здесь он про­слу­жил до аре­ста. По­след­ний раз отец Сер­гий слу­жил в хра­ме 3 фев­ра­ля 1938 го­да, а 6 фев­ра­ля был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Ко­ломне.
Пред­се­да­тель Суш­ков­ско­го сель­со­ве­та дал по тре­бо­ва­нию со­труд­ни­ков НКВД справ­ку, в ко­то­рой на­пи­сал, что свя­щен­ник ве­дет в се­ле контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию о том, что ком­му­ни­сты за­кры­ва­ют церк­ви; ве­ру­ю­щим кол­хоз­ни­кам свя­щен­ник го­во­рил, чтобы они схо­ди­ли в сель­со­вет и по­про­си­ли для него раз­ре­ше­ние на хож­де­ния по до­мам кре­стьян с мо­леб­на­ми. Кро­ме то­го, от­ца Сер­гия об­ви­ня­ли в том, что, ко­гда в 1937 го­ду умер жив­ший в се­ле Суш­ко­во на по­кое епи­скоп Фе­о­до­сий (Га­ниц­кий), он при­гла­сил дру­гих свя­щен­ни­ков и на­род на по­гре­бе­ние ар­хи­пас­ты­ря.
Сле­до­ва­тель, до­пра­ши­вая от­ца Сер­гия в те­че­ние двух дней по­сле аре­ста, вдруг за­явил:
— В ав­гу­сте 1937 го­да вы устра­и­ва­ли в се­ле Суш­ко­во по­хо­ро­ны умер­ше­му ар­хи­ерею Га­ниц­ко­му. Рас­ска­жи­те об этом.
— Ар­хи­ерей Иван Фе­до­ро­вич Га­ниц­кий, ко­то­ро­му бы­ло око­ло вось­ми­де­ся­ти лет, слу­жил рань­ше в го­ро­де Ко­ломне, а го­да три на­зад, при­быв из ссыл­ки, по­се­лил­ся в се­ле Суш­ко­во. Он умер в пер­вых чис­лах мая, хо­ро­нил его я, как при­ход­ской свя­щен­ник; о его смер­ти я ни­ко­го не из­ве­щал и на­се­ле­нию не го­во­рил… Все­го из ду­хо­вен­ства бы­ло на по­хо­ро­нах пять че­ло­век. По­вто­ряю, ду­хо­вен­ство я не со­би­рал и на­род не опо­ве­щал.
— Сколь­ко при­мер­но бы­ло лю­дей во вре­мя обед­ни и на по­хо­ро­нах?
— На по­хо­ро­нах ар­хи­ерея и во вре­мя обед­ни бы­ло при­мер­но сто пять­де­сят че­ло­век.
— По ма­те­ри­а­лам след­ствия, вы рас­про­стра­ня­ли слу­хи, что по­кой­ный ар­хи­ерей был свя­той, — вер­но это?
— Нет, та­ких слу­хов я не рас­про­стра­нял.
— Сколь­ко все­го па­ни­хид вы от­слу­жи­ли на мо­ги­ле ар­хи­ерея Га­ниц­ко­го?
— Я от­слу­жил на мо­ги­ле ар­хи­ерея Га­ниц­ко­го при­мер­но пять­де­сят па­ни­хид. Слу­жил и в церк­ви, и на мо­ги­ле.
— Вы ве­ру­ю­щих аги­ти­ро­ва­ли за то, чтобы они тре­бо­ва­ли раз­ре­ше­ния сель­со­ве­та про­из­во­дить вам под­вор­ный об­ход с мо­леб­на­ми?
— В 1936 го­ду я сам по­шел в сель­со­вет в Суш­ко­ве с прось­бой раз­ре­шить мне слу­жить по при­хо­ду, но мне от­ве­ти­ли, что нель­зя. Ко­гда я со­слал­ся на ста­тью кон­сти­ту­ции, то мне под­твер­ди­ли, что нель­зя. Я по­шел в со­сед­ний сель­со­вет с этим же во­про­сом, но и там мне ска­за­ли то же са­мое. Не удо­вле­тво­рен­ный этим, я по­шел к про­ку­ро­ру с этим же во­про­сом, но тот мне от­ве­тил, что без раз­ре­ше­ния хо­дить нель­зя, — я и не хо­дил. А пе­ред ма­ем 1937 го­да цер­ков­ный ста­ро­ста спро­сил ме­ня, пой­ду ли я по при­хо­ду. Я ему от­ве­тил, что ес­ли сель­со­вет раз­ре­шит, то пой­ду. Ста­ро­ста по­шел в сель­со­вет, но ему раз­ре­ше­ния не да­ли. Боль­ше ни­кто не хо­дил и я ни­ко­го не по­сы­лал.
— Вы всю свою жизнь по­свя­ти­ли слу­же­нию в церк­вях по убеж­де­нию или из ма­те­ри­аль­ных вы­год? — спро­сил свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
— Я слу­жу в церк­ви в со­от­вет­ствии со сво­и­ми убеж­де­ни­я­ми, — от­ве­тил отец Сер­гий.
— Вам из­вест­но, что ре­ли­гия, ко­то­рую вы про­по­ве­до­ва­ли, есть дур­ман для на­ро­да?
— Ре­ли­гию я дур­ма­ном для на­ро­да не счи­таю.
— Вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что в мае 1937 го­да ве­ли аги­та­цию, что ар­хи­ерей Га­ниц­кий свя­той, ор­га­ни­зо­ва­ли мас­со­вые по­хо­ро­ны и па­ни­хи­ды по по­кой­но­му свя­то­му ар­хи­ерею, уго­ва­ри­ва­ли на­род, чтобы тот брал в сель­со­ве­те раз­ре­ше­ние на об­ход по при­хо­ду с мо­леб­на­ми, что вы ру­га­ли ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и пра­ви­тель­ства, вос­хва­ля­ли вра­гов на­ро­да и аги­ти­ро­ва­ли про­тив со­вет­ской вла­сти на­се­ле­ние?
— Ви­нов­ным се­бя не при­знаю. Аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти сре­ди на­се­ле­ния не вел, ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и пра­ви­тель­ства не ру­гал, вра­гов на­ро­да не вос­хва­лял и на­се­ле­ние за раз­ре­ше­ни­ем на об­ход при­хо­да в сель­со­вет не на­прав­лял.
8 фев­ра­ля след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 16 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Сер­гия к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Сер­гий Лю­бо­муд­ров был рас­стре­лян 21 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

 

Петр Ива­но­вич Мар­ков ро­дил­ся 15 ок­тяб­ря (по дру­гим дан­ным 14 ав­гу­ста) 1881 го­да в се­ле Се­чен­ки Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в мно­го­дет­ной се­мье пса­лом­щи­ка. Об­ра­зо­ва­ние бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник по­лу­чил в Дон­ском ду­хов­ном учи­ли­ще (год окон­ча­ния 1897) и Мос­ков­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии, ко­то­рую он окон­чил в 1904 го­ду. Уже в сле­ду­ю­щем, 1905 го­ду, Петр Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан иерея и на­чал слу­жить в церк­ви се­ла Ма­ла­хов­ка Ухтом­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. В этой церк­ви отец Петр про­слу­жил всю свою жизнь, бу­дучи все­гда окру­жен лю­бя­щи­ми детьми — род­ны­ми и ду­хов­ны­ми (у о. Пет­ра и ма­туш­ки бы­ло 9 че­ло­век де­тей, а паства очень лю­би­ла сво­е­го на­став­ни­ка). В 1930 го­ду свя­щен­ни­ка аре­сто­ва­ли и об­ви­ни­ли в «невы­пол­не­нии твер­до­го за­да­ния по хле­бо­за­го­тов­кам». На этот раз вла­сти огра­ни­чи­лись от­но­си­тель­но лег­ким при­го­во­ром: 3 неде­ли ис­пра­ви­тель­ных ра­бот и штраф 2000 руб­лей. Вый­дя на сво­бо­ду, отец Петр про­дол­жил сужить в Ма­ла­хов­ке. 22 ян­ва­ря 1938 го­да по­сле­до­вал вто­рой и по­след­ний арест. Об­ви­не­ние в «котр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции по­встан­че­ско­го ха­рак­те­ра» су­ди­лось по ста­тье 58-10 ч. 1 УК РСФСР.
При­ве­дем вы­пис­ку из об­ви­ни­тель­но­го за­клю­че­ния: «Мар­ков П.И., близ­кий при­я­тель свя­щен­ни­ка о. Сер­гия Цвет­ко­ва, аре­сто­ван­но­го за к/р де­я­тель­ность, бу­дучи крайне враж­деб­но на­стро­ен к ВКП(б) и Со­вет­ской вла­сти, сре­ди на­се­ле­ния с. Ко­ре­не­во про­во­дит к/р де­я­тель­ность, гра­ни­ча­щую с тер­ро­ри­сти­че­ски­ми на­ме­ре­ни­я­ми по от­но­ше­нию к ру­ко­во­ди­те­лям ВКП(б) и Со­вет­ской вла­сти, на­прав­лен­ную на под­рыв и свер­же­ние Со­вет­ской вла­сти. Мар­ков вы­ска­зы­вал кле­ве­ту на Со­вет­скую власть пе­ред кре­стья­на­ми: «Я вам го­во­рил, пра­во­слав­ные, еще в 1918 г., что вар­ва­ры-боль­ше­ви­ки за­ста­вят нас, пра­во­слав­ных, жить по-скот­ски, в од­ном са­рае,… да­вай­те друж­но бо­роть­ся про­тив ком­му­ни­стов…» Мар­ков вы­ска­зы­вал на­стро­е­ния по­ра­жен­че­ско­го ха­рак­те­ра: «Ко­нец Со­вет­ской вла­сти неда­лек, власть ти­ра­нов-му­чи­те­лей рус­ско­го на­ро­да бу­дет ско­ро раз­гром­ле­на, Свя­щен­ное Пи­са­ние так­же об этом го­во­рит… Боль­ше­ви­ки са­ми се­бя ис­треб­ля­ют».
Отец Петр ви­нов­ным се­бя в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не при­знал. По­сле­до­вал неми­ло­сти­вый при­го­вор: выс­шая ме­ра на­ка­за­ния. Отец Петр Мар­ков был рас­стре­лян 21 фев­ра­ля 1938 го­да на Бу­тов­ском по­ли­гоне. Жа­ло­ба о пе­ре­смот­ре де­ла, по­дан­ная до­че­рью о. Пет­ра Ве­рой Пет­ров­ной, бы­ла рас­смот­ре­на и от­кло­не­на 26 но­яб­ря 1939 го­да, ко­гда при­го­вор о рас­стре­ле уже дав­но был при­ве­ден в ис­пол­не­ние.

 

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 19 фев­ра­ля 1873 го­да в се­ле Мор­му­жи­но По­ше­хон­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Афа­на­сия Ев­гра­фо­ви­ча Абис­со­ва и его су­пру­ги Клав­дии Ни­ко­ла­ев­ны. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Алек­сандр по­лу­чил в Уг­лич­ском ду­хов­ном учи­ли­ще, а за­тем, окон­чив в 1896 го­ду Яро­слав­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, был за­ко­но­учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­ских шко­лах в се­лах Ор­ди­но в 1896 го­ду и Ива­нов­ское — с 1897 го­да.
В 1907 го­ду Алек­сандр Афа­на­сье­вич же­нил­ся на до­че­ри свя­щен­ни­ка, слу­жив­ше­го в хра­ме в се­ле За­бо­ло­тье Ро­ма­но­во-Бо­ри­со­глеб­ско­го уез­да, Алек­сея Вос­кре­сен­ско­го На­деж­де; она бы­ла учи­тель­ни­цей Кри­вец­кой цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы в Мыш­кин­ском уез­де. 19 фев­ра­ля 1908 го­да ар­хи­епи­скоп Яро­слав­ский Ти­хон (Бе­ла­вин) ру­ко­по­ло­жил Алек­сандра Афа­на­сье­ви­ча во диа­ко­на ко хра­му Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи в се­ле Ива­нов­ское Мыш­кин­ско­го уез­да, а 24 фев­ра­ля то­го же го­да — во свя­щен­ни­ка к то­му же хра­му, где он про­слу­жил до сво­е­го аре­ста в 1937 го­ду. В 1915 го­ду отец Алек­сандр был на­зна­чен бла­го­чин­ным 4-го окру­га Мыш­кин­ско­го уез­да.
Из­ряд­ные по­зна­ния в об­ла­сти кре­стьян­ско­го хо­зяй­ство­ва­ния де­ла­ли от­ца Алек­сандра по­мощ­ни­ком пастве не толь­ко в ду­хов­ной об­ла­сти, но и в прак­ти­че­ской: он знал, ка­ким об­ра­зом луч­ше все­го хра­нить пше­ни­цу, чтобы она не гни­ла; он убе­дил кре­стьян за­во­дить па­се­ки и на­учил, как нуж­но уха­жи­вать за пче­ла­ми.
В 1934 го­ду отец Алек­сандр был аре­сто­ван, об­ви­нен в хи­ще­нии кол­хоз­ной соб­ствен­но­сти и при­го­во­рен к двум го­дам ссыл­ки; вто­рич­но свя­щен­ник был аре­сто­ван 3 но­яб­ря 1937 го­да и об­ви­нен в ан­ти­кол­хоз­ной аги­та­ции и рас­про­стра­не­нии про­во­ка­ци­он­ных кле­вет­ни­че­ских слу­хов по адре­су со­вет­ской вла­сти. В тот же день сле­до­ва­тель до­про­сил его:
— Вы аре­сто­ва­ны за про­во­ди­мую ва­ми контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. При­зна­е­те ли вы се­бя в этом ви­нов­ным?
— Нет, я это от­ри­цаю и за­яв­ляю, что контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не вел и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет до­ста­точ­ны­ми дан­ны­ми о про­во­ди­мой ва­ми контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции. Пред­ла­га­ем пре­кра­тить за­пи­ра­тель­ство и дать след­ствию прав­ди­вые по­ка­за­ния.
— Нет, я это со­вер­шен­но от­ри­цаю и за­яв­ляю, что контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не вел и след­ствию даю толь­ко прав­ди­вые по­ка­за­ния.
Этим до­про­сом след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и свя­щен­ник был пе­ре­ве­зен в тюрь­му в Яро­слав­ле.
5 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сандра к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. 15 ян­ва­ря 1938 го­да этап, в ко­то­ром на­хо­дил­ся отец Алек­сандр, при­был на стан­цию Тай­шет Ир­кут­ской об­ла­сти, где рас­по­ла­га­лось управ­ле­ние НКВД Озер­ла­га. По­сле ме­ди­цин­ско­го осви­де­тель­ство­ва­ния свя­щен­ник был при­знан ин­ва­ли­дом, не год­ным к физи­че­ско­му тру­ду, и от­прав­лен в Бу­шуй­ский от­дель­ный ла­гер­ный пункт, где со­дер­жа­лись ин­ва­ли­ды. При­быв на ме­сто 14 фев­ра­ля 1938 го­да, он был за­чис­лен чер­но­ра­бо­чим в штаб­ную стро­и­тель­ную ко­ман­ду Бу­шуй­ско­го ОЛП Амур­ско­го ИТЛ, в ко­то­ром за­клю­чен­ные за­ни­ма­лись стро­и­тель­ством вто­рых пу­тей Транс­си­бир­ской ма­ги­стра­ли.
По­сле двух лет на­хож­де­ния в за­клю­че­нии отец Алек­сандр на­пи­сал жа­ло­бу на непра­вый при­го­вор, ко­то­рая бы­ла пе­ре­прав­ле­на на рас­смот­ре­ние в то же са­мое управ­ле­ние НКВД Яро­слав­ской об­ла­сти; свя­щен­ни­ку в осво­бож­де­нии бы­ло от­ка­за­но, и он был от­прав­лен еще даль­ше, в го­род Сво­бод­ный Амур­ской об­ла­сти.
1 июля 1939 го­да свя­щен­ник был по­ме­щен в ла­гер­ную боль­ни­цу и до 14 фев­ра­ля 1941 го­да со­сто­ял ра­бо­чим при боль­ни­це. В это вре­мя со­сто­я­ние его здо­ро­вья ста­ло на­столь­ко тя­же­лым, что, по сви­де­тель­ству вра­ча, свя­щен­ник сам «нуж­дал­ся в по­сто­рон­нем ухо­де». 19 фев­ра­ля 1942 го­да отец Алек­сандр, как тя­же­ло боль­ной, был по­ме­щен в ла­гер­ную боль­ни­цу. Свя­щен­ник Алек­сандр Абис­сов скон­чал­ся в боль­ни­це ла­ге­ря в го­ро­де Сво­бод­ный 21 фев­ра­ля 1942 го­да и 24 фев­ра­ля был по­гре­бен на ла­гер­ном клад­би­ще.
Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Фев­раль».
Тверь. 2005. С. 176-178

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/Источник

 

Комментарии запрещены.