23 февраля — день памяти Священномучеников: Петра Грудинского и Валериана Новицкого

Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся в 1877 го­ду в го­ро­де Глу­с­ке Мин­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Фе­о­фи­ла Гру­дин­ско­го. Петр Фе­о­фи­ло­вич по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в го­род­ском учи­ли­ще и за­тем ра­бо­тал в во­лост­ном прав­ле­нии и в стра­хо­вом ве­дом­стве. В 1905 го­ду Петр Фе­о­фи­ло­вич на гу­берн­ском со­бра­нии был из­бран де­пу­та­том от кре­стьян во 2-ю Го­судар­ствен­ную Ду­му.
В 1921 го­ду, в то вре­мя ко­гда уже на­ча­лись го­не­ния на Пра­во­слав­ную Цер­ковь, Петр Фе­о­фи­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му свя­ти­те­ля Ни­ко­лая чу­до­твор­ца в се­ле Тим­ко­ви­чи Ко­пыль­ско­го рай­о­на Мин­ской об­ла­сти. Здесь он про­слу­жил до сво­е­го аре­ста, снис­кав ува­же­ние и лю­бовь при­хо­жан.
13 ян­ва­ря 1930 го­да ОГПУ аре­сто­ва­ло от­ца Пет­ра и он был за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Слуц­ке. Его об­ви­ня­ли в том, что он «имел связь с быв­ши­ми чи­нов­ни­ка­ми и через них про­во­дил ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию». В то вре­мя, ко­гда свя­щен­ник был под аре­стом, без­бож­ни­ки-ак­ти­ви­сты в Тим­ко­ви­чах про­ве­ли со­бра­ние, на ко­то­ром по­ста­но­ви­ли: «Лик­ви­ди­ро­вать на­равне со все­ми ку­ла­ка­ми и по­па Гру­дин­ско­го за его ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность».
Су­пру­га свя­щен­ни­ка пи­са­ла ему в тюрь­му: «Про­шу те­бя… ес­ли ты жа­ле­ешь ме­ня, от­ка­жись от сво­их ни­че­го ни­ко­му не да­ю­щих убеж­де­ний. Я те­бя неод­но­крат­но про­си­ла об этом и рань­ше. За эти во­семь лет, вспом­ни, сколь­ко, чуть ли не еже­днев­но, бы­ло скан­да­лов меж­ду на­ми на поч­ве ре­ли­гии! Для те­бя я кри­ви­ла ду­шой, на­де­ва­ла мас­ку в си­лу при­вя­зан­но­сти к те­бе. Те­перь же нет уже сил, я уста­ла тер­петь из-за то­го, во что не ве­рю. И я в по­след­ний раз спра­ши­ваю те­бя: ко­го ты пред­по­чи­та­ешь — ме­ня ли, су­ще­ству­ю­щую, — сво­ей, как ты го­во­ришь, идее?! Ес­ли со­гла­сишь­ся со мной, я по­еду с то­бой хоть на край све­та, не бо­ясь нуж­ды. Но при мыс­ли про­дол­жать быть по­па­дьей я вся со­дро­га­юсь — не мо­гу. От­веть мне, как быть?»
«До­ро­гая Ироч­ка, — пи­сал из тюрь­мы отец Петр в от­вет на это пись­мо, — твое пись­мо оша­ра­ши­ло ме­ня бо­лее аре­ста, и толь­ко со­зна­ние, что оно про­дик­то­ва­но го­рем и нуж­дою, несколь­ко успо­ко­и­ло ме­ня. Вот уже ско­ро два­дцать че­ты­ре го­да, как мы жи­вем вме­сте, и ты, род­ная, име­ла воз­мож­ность убе­дить­ся, что я все­гда ста­рал­ся быть чест­ным и спра­вед­ли­вым, что я ни­ко­гда на сдел­ки со сво­ей со­ве­стью не шел. Ты хо­ро­шо зна­ешь, что я вра­гом со­вет­ской вла­сти ни­ко­гда не был… и пре­ступ­ни­ком се­бя ни в ка­кой ме­ре не счи­таю. По­се­му осо­бен­но бес­по­ко­ить­ся нече­го. Ес­ли же судь­бе угод­но по­слать мне ис­пы­та­ние, то по­ко­рить­ся ему так или ина­че нуж­но. Я ни­ко­гда не стес­нял сво­ей со­ве­сти, — за­чем же ты, поль­зу­ясь тя­же­лы­ми об­сто­я­тель­ства­ми, тол­ка­ешь ме­ня на бес­чест­ный по­сту­пок, зная мою ре­ли­ги­оз­ность, не на­пуск­ную, а внут­рен­нюю?! От­речь­ся от ве­ры во Хри­ста, Ко­то­рый со­став­ля­ет смысл всей мо­ей жиз­ни, от Ко­то­ро­го я ви­дел столь­ко бла­го­де­я­ний, и оста­вить Его в то вре­мя, ко­гда я при­бли­жа­юсь к мо­ги­ле?! Я не мо­гу, и не сде­лаю это­го да­же ра­ди те­бя, ко­то­рую все­гда лю­бил и люб­лю. До­ро­гая моя, возь­ми се­бя в ру­ки и не да­вай хо­ду чер­ным мыс­лям… При­шли мне гре­бень, он в теп­лом под­ряс­ни­ке. Сам я здо­ров, чув­ствую се­бя хо­ро­шо и толь­ко ча­сто ду­маю про те­бя, что те­бе так труд­но. Креп­ко об­ни­маю те­бя, це­лую и мо­люсь, чтобы Гос­подь под­кре­пил те­бя, со­хра­нил от зла».
23 фев­ра­ля 1930 го­да свя­щен­ник Петр Гру­дин­ский был при­го­во­рен к рас­стре­лу и вско­ре рас­стре­лян.

 

Свя­щен­но­му­че­ник Ва­ле­ри­ан ро­дил­ся в 1897 го­ду в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Но­виц­ко­го, слу­жив­ше­го в Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Те­ля­до­ви­чи Мин­ской гу­бер­нии. Ва­ле­ри­ан Ва­си­лье­вич окон­чил ду­хов­ное учи­ли­ще и по­сту­пил в Мин­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, но за­вер­шить об­ра­зо­ва­ние он не успел, так как по­сле при­хо­да к вла­сти без­бож­ни­ков се­ми­на­рия в 1918 го­ду бы­ла за­кры­та.
В 1921 го­ду Ва­ле­ри­ан Ва­си­лье­вич по­сту­пил на юри­ди­че­ский фа­куль­тет Бе­ло­рус­ско­го го­судар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, но здесь он про­учил­ся недол­го. В 1923 го­ду умер его отец, и он при­нял ре­ше­ние по­свя­тить се­бя слу­же­нию Гос­по­ду и по­сту­пить свя­щен­ни­ком на ме­сто от­ца. В том же го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Те­ля­до­ви­чи.
По вос­по­ми­на­ни­ям жи­те­лей, отец Ва­ле­ри­ан был доб­рым и вни­ма­тель­ным че­ло­ве­ком, рев­ност­ным свя­щен­ни­ком и пре­крас­ным про­по­вед­ни­ком. За вре­мя его слу­же­ния нема­ло лю­дей вер­ну­лось в Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Ко­гда на­ча­лась рек­ви­зи­ция кре­стьян­ских хо­зяйств и со­зда­ние кол­хо­зов, а вме­сте с этим уси­ли­лась без­бож­ная про­па­ган­да, отец Ва­ле­ри­ан за­явил, что он про­тив со­зда­ния в со­сед­ней де­ревне Лот­вин ан­ти­ре­ли­ги­оз­ных круж­ков, и ска­зал, что не бу­дет от­пе­вать тех кре­стьян, ко­то­рые вой­дут в круж­ки, так как в них разыг­ры­ва­ют­ся ан­ти­цер­ков­ные спек­так­ли.
Опи­сы­вая в пись­ме к род­ствен­ни­кам, жив­шим в За­пад­ной Бе­ло­рус­сии, вхо­див­шей то­гда в со­став Поль­ши, про­ис­хо­дя­щее на ро­дине, отец Ва­ле­ри­ан пи­сал: «…с каж­дым днем ста­но­вит­ся все ху­же, в на­шем се­ле хо­тят сде­лать кол­лек­тив, а так как жи­те­ли не осо­бен­но хо­тят это­го, то пред­ла­га­ют убрать­ся вон. Так или ина­че, но все-та­ки сде­ла­ют кол­лек­тив… У ме­ня нет мыс­ли бро­сать свя­щен­ство, но стра­шит близ­кое бу­ду­щее — го­лод для де­тей. По­чти в каж­дой де­ревне мо­е­го при­хо­да ор­га­ни­зу­ют­ся кол­лек­ти­вы. В них ан­ти­ре­ли­ги­оз­ная про­па­ган­да за­ни­ма­ет од­но из глав­ных мест. Та­ким об­ра­зом, ко­ли­че­ствен­но при­ход со­кра­ща­ет­ся, а на­ло­ги на нас с каж­дым днем рас­тут. Вла­сти на­ме­ре­ва­лись за­брать цер­ковь под ссып­ку зер­на, но лю­ди от­сто­я­ли! Име­е­те ли вы, мои до­ро­гие, хо­тя бы смут­ное пред­став­ле­ние о том, что де­ла­ет­ся у нас?! Стра­шен день бу­ду­щий, но с Бо­жьей по­мо­щью на­де­ем­ся вый­ти из ни­ще­ты и го­ло­да от са­на не от­ка­зав­шись. Вво­дит­ся пя­ти­днев­ка: че­ты­ре дня ра­бо­чих, пя­тый — празд­нич­ный. Наш мит­ро­по­лит Мел­хи­се­дек вы­ехал в Крас­но­ярск. Об­нов­лен­че­ство у нас не при­ви­лось. На­ми управ­ля­ет вла­ды­ка Ни­ко­лай Слуц­кий, он недав­но от нерв­ных по­тря­се­ний со­вер­шен­но оглох. В Мин­ске за­ня­ли ка­фед­раль­ный со­бор, жен­ский мо­на­стырь. Ес­ли у нас цер­ковь зай­мут под клуб, при­дет­ся мо­ги­лу па­пы сров­нять с зем­лей, крест и огра­ду снять, чтобы не бы­ло из­лиш­них по­ру­га­ний».
Отец Ва­ле­ри­ан был аре­сто­ван 14 ян­ва­ря 1930 го­да и за­клю­чен в тюрь­му го­ро­да Слуц­ка. Его об­ви­ня­ли в том, что он вел аги­та­цию про­тив кол­хо­зов. В предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии свя­щен­ник ви­нов­ным се­бя не при­знал.
Су­пру­га свя­щен­ни­ка До­ми­ни­ка Иг­на­тьев­на по­еха­ла на­ве­стить му­жа в тюрь­му, но сви­да­ния ей не да­ли, ей уда­лось лишь по­лу­чить от му­жа за­пис­ку: «Мне для со­хра­не­ния жиз­ни пред­ло­жи­ли от­речь­ся от Бо­га и от свя­щен­ни­че­ско­го са­на. Я от­ка­зал­ся. Как ты спра­вишь­ся од­на с дет­ка­ми?»
В от­вет она на­пи­са­ла ему: «Не от­ре­кай­ся ни от Бо­га, ни от свя­щен­ни­че­ско­го са­на. Мне по­мо­жет Гос­подь».
23 фев­ра­ля 1930 го­да отец Ва­ле­ри­ан был при­го­во­рен к рас­стре­лу. Один из па­ла­чей рас­ска­зал впо­след­ствии, как ему при­шлось ве­сти тро­их при­го­во­рен­ных к рас­стре­лу в лес. Двое из них бы­ли свя­щен­ни­ка­ми, и один из них отец Ва­ле­ри­ан. Пе­ред рас­стре­лом свя­щен­ни­кам еще раз пред­ло­жи­ли от­ка­зать­ся от ве­ры в Бо­га и от са­на. По­сле то­го, как они от­верг­ли это пред­ло­же­ние, им при­ка­за­ли соб­ствен­но­руч­но вы­рыть се­бе мо­ги­лу, а за­тем рас­стре­ля­ли.
Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Фев­раль».
Тверь. 2005. С. 185-187

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/ Источник

 

Комментарии запрещены.