Изъятие детей: «Все началось с долгов по квартплате»…

Как надуманные поводы становятся причиной чудовищных решений «ювеналки»

изьятие детей1

 

На днях соцсети взорвал документ, опубликованный Советом муниципального района Зеленодольска, что в Республике Татарстан. Глава района А.В. Тыгин письменно поручает организовать проверку всех жилых помещений, в которых есть задолженность по оплате услуг ЖКХ. Если в квартирах обнаружат детей, то органам опеки предписано изымать их из семьи. Отчитываться о результатах социальные службы обязаны еженедельно.

Как сообщил Царьграду старший помощник прокурора Республики Татарстан по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью Руслан Галиев, местная прокуратура по поручению прокуратуры Республики Татарстан, провела проверку информации. «Установлено, что 12 декабря 2016 года главой района проведено совещание, на котором в числе прочих обсуждалась и ситуация с задолженностью населения по оплате услуг ЖКХ. В связи с этим главой было поручено организовать проверки всех жилых помещений муниципалитета, имеющих задолженности по оплате счетов за электроэнергию. При этом начальнику районного отдела опеки и попечительства было поручено организовать работу по изъятию несовершеннолетних детей, проживающих в таких жилых помещениях».

Однако, как уточнил сотрудник прокуратуры, решение Тыгина «не было облечено в форму официального документа» и на практике его не реализовывали. В то же время, отметил Галиев, указанное поручение содержит некорректную формулировку, дающую основания для неоднозначного толкования. Согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ ребенок может быть отобран из семьи только в случае наличия непосредственной угрозы его жизни или здоровью, напомнил он.

«По данному факту начальнику отдела опеки и попечительства Зеленодольского муниципального района объявлено предостережение о недопустимости нарушений федерального законодательства и о возможной административной и уголовной ответственности», – подчеркнул Руслан Галиев.

В то же самое время в Зеленодольске разворачивается настоящая семейная драма с изъятием 9-летней девочки, старт которой дали именно долги за электроэнергию. Только вот оказалось все гораздо сложнее.

Девочка живет в 4-комнатной квартире с бабушкой, дедушкой и тетей в течение 8 лет, то есть фактически с года. За все это время, по словам бабушки, биологическая мать ребенка, 33-летняя Наталья, не особо интересовалась даже, жив ли ребенок, не говоря уж о каком-то более деятельном участии в ее судьбе. Из-за асоциального образа жизни женщину лишили родительских прав, когда малышка еще была грудным младенцем. Не платила она и алименты на содержание дочери – все расходы на питание, одежду, школьные принадлежности оплачивают бабушка с дедушкой.

В коммунальной квартире фактически устроен притон с постоянными пьянками, склоками и погромами. Мать Азалии живет со случайными безработными мужчинами, чаще всего, имеющими пристрастие к алкоголю и отбывшими тюремные сроки. Дом признан аварийным и в наступившем 2017 году подлежит сносу.

В последнее время ни в образе жизни Натальи, ни в ее отношении к дочери ничего не изменилось. Однако Любовь Галимова показывает журналистам решение прокуратуры по результатам проверки: «Судом установлено, что истица имеет постоянное место работы и стабильный заработок, постоянное место жительства и регистрацию, к ответственности не привлекалась, на учете не состоит, имеет полную семью. Истица изменила свой образ жизни и отношение к ребенку». Иск о восстановлении родительских прав удовлетворен.

Но при чем же тут коммунальные услуги? «Наша история началась с долгов по квартплате», – рассказывает Любовь Галимова корреспонденту Царьграда. «Не моих, а биомамы», – уточнила она. Дело в том, что хотя девочка фактически жила у бабушки и дедушки и они были оформлены ее опекунами, она оставалась прописанной в аварийном доме с матерью, ее сожителем и прижитым от него новым ребенком. Только вот отвечать за долги нерадивой матери и получать угрозы об изъятии ребенка почему-то пришлось бабушке!

«Вначале нас вызвала опека в администрацию города на комиссию по долгам, приходили многочисленные письма. В письмах говорится о том, что опекуны-попечители несут административно-уголовную ответственность за свои действия или бездействия. Там у мамы накопился долг по квартплате. Долг-то небольшой, 31 тысяча. Но они меня замучили с этими долгами. Вы опекун, вы получаете детские пособия и Вы обязаны платить. Я принесла документ управляющей компании, что на ребенка не начисляется вообще квартплата. Значит, получается, что у нее и долгов нет«, – рассказала Любовь Галимова.

При этом, пояснила она, Азалия фактически не имеет ни одного метра на улице Солнечной. И на него не ведут никакие начисления в управляющей компании. «За все услуги я плачу в своей квартире, где у нее до 18 лет временная регистрация. Долгов у нас нет ни копейки – я все оплачиваю. Мне Миннигараева (начальник отдела опеки и попечительства Зеленодольского муниципального района – прим.ред.) сказала: платить не будете? Я говорю: нет, не буду. Я не должна платить чужие долги. Она мне вместе с сотрудниками прокуратуры сказала: если Вы платить не будете, мы Вас лишим опекунства«.

Царьграду удалось дозвониться до Людмилы Миннигараевой и задать ей вопросы о том, как могла возникнуть такая ситуация. «Вы понимаете, что это незаконно?» — спросил наш корреспондент. «Да, конечно, незаконно. Слова это слова. Сказать можно все, что угодно, но мы же ее не лишили опекунства. Решение еще не вступило в законную силу, поэтому вопрос остается открытым», — ответила Людмила Миннигараева.

Мы попытались также выяснить, почему не учитывалось мнение ребенка. По словам чиновницы, неважно, куда хочет девочка, ведь «суд решил»: будет жить с мамой, пусть и в нечеловеческих условиях. Мнение ребенка по семейным делам учитывается, начиная с 10 лет. Азалии сейчас 9.

Получается совершенно абсурдная ситуация, в которой за долги по ЖКХ неблагополучной семьи ребенка изымают у опекуна! Ранее в интервью «Вечерней Казани» Миннигараева заявила, что вся ситуация является надуманной и объясняется конфликтом между бабушкой и матерью девочки. Она также пообещала, что неблагополучной семье выдадут новую квартиру вместо комнаты в аварийной коммуналке. Возможно, этим и объясняется странный всплеск материнских чувств – на девочку ведь не дадут квадратные метры, если она живет в другом месте у опекунов. Да и проблему огромных долгов по алиментам это решит, не придется же женщине выплачивать же их самой себе.

Судьба и мнение самой Азалии, которая совершенно не хочет переезжать к нерадивой матери и чужому дяде с судимостью и пристрастием к спиртному, и ясно выразила желание остаться с бабушкой и дедом, никого, кроме журналистов, похоже, не волнует.

Эта история – яркий и крайне печальный пример того, как неуплата долгов по квартплате или за электроэнергию может послужить основанием для совершенно абсурдных решений чиновников. Если решение татарстанских органов опеки будет принято и утверждено, можно ожидать настоящей волны изъятий детей из семей «за долги», особенно учитывая решение главы района, которое вроде было, а вроде бы нет. И разобраться в «мясорубке» ювенальной юстиции будет уже невозможно.

В данный момент Любовь Галиева подала апелляцию в Верховный суд РФ, окончательного решение по делу пока не принято, но слабая надежда на восстановление справедливости еще теплится.

Источник

Комментарии запрещены.