Проповедь митрополита Трифона (Туркестанова). СЛОВА, ПРОИЗНЕСЕННЫЕ ЗА БОГОСЛУЖЕНИЯМИ СТРАСТНОЙ И СВЕТЛОЙ СЕДМИЦ (1918 ГОД)

Трифон Туркестанов Князь и Владыка

 

17 апреля. Великий Вторник. Обедня
   Завтра после литургии мы в последний раз услышим дивную молитву Ефрема Сирина, которая так близка нашему сердцу; мне кажется, что каждый из нас знает ее с самого раннего детства. В этой молитве выражается сущность всего того, что должна просить душа христианина.
   «Господи и Владыко живота моего!»
   Эта молитва создана преподобным Ефремом Сириным. Кто из нас не знает его жития? Ефрем Сирин был, как показывает его название, родом из Сирии; он принадлежал к числу величайших подвижников своего времени, поистине о нем можно сказать, что хотя он по телу был человек, но по духу он был как Ангел бесплотный; с ранних лет он удалился от мира в пустыню, где и проводил великое подвижническое житие. Он пользовался глубочайшим уважением своих современников и сам являлся учителем, он учил, он обличал пороки, когда замечал их; во время голода молитвами своими испрашивал хлеб, насыщал голодных, исцелял различные болезни, являлся защитником христиан пред язычниками; его писания приносили огромную пользу, так их уважали, что они читались в церкви после Евангелия и Апостола, постоянно в своих молитвах он просит всех простить друг другу, он просит бросить пороки, а потом стараться приобретать христианские добродетели. Так как это невозможно сделать без помощи Божией, то якорем благих основных чувств христианина должно быть смирение; это чувство – смирение, сознание своих слабых сил, в надежде на помощь Божию; в этом-то и отличие христианства от язычества, язычники горделиво говорят так: пусть боги дадут нам богатство, здоровье, честь, а добродетели сами собою достигнутся. Это говорит тот, кто не знает своей души, тот, кто никогда не проникал в глубину своего сердца и своих чувств; он никогда не проникал духом в смысл христианских добродетелей, а христианин проникал в свою душу, рассматривает в ней, как глубоко проник туда грех, как сплетено зло с добром, как яд греха проник глубоко, и чтобы быть истинным христианином, а не казаться только таковым по виду, как много надо пламенной борьбы; человек будет казаться наверху чистым, а внутри его есть яд гордости. И вот, в сознании своей слабости, своего бессилия, христианин обращается с пламенною надеждою к Богу, пламенно молится Господу, взывает: «О Владыко моей жизни! Если Ты не можешь мне помочь, то я ничего без Тебя не могу сделать: вырежь зло из глубины моей души и всади туда семена добра». Там молится христианин; и мы, готовясь к величайшему Таинству, будем взывать к Нему с надеждою на Его помощь.
18 апреля. Великая Среда. Обедня
   И так закончилась Святая Четыредесятница, и сейчас в последний раз мы слышали молитву великопостную: «Господи и Владыко живота моего…». Закончилось и наше говение для многих из нас, и вы завтра приступите к Таинственной трапезе, Таинству Причащения, для некоторых говенье еще продолжается, некоторые пожелают причащаться и в Великую Субботу, а некоторые, может быть, и на Пасхе; но пусть не унывают те, для которых говенье было так кратковременно, дело не в количестве, а в том, как провели мы это время, если мы думали с полным сокрушением о своих грехах, с искренним желанием оставить их и отныне начать вести добрую христианскую жизнь, если мы так думали, то и малое сокрушение принесет немалую пользу; еще так недавно мы вспоминали память преподобной Марии Египетской, я рассказывал вам, как в ней пробудилась совесть и она дала обещание изменить свою жизнь, это произошло в одно мгновение по выходе из Иерусалимского храма. И вот припоминается мне один рассказ. Был один преподобный Павел Препростый, который и получил это название за свою простоту. Вот однажды братия входила в церковь, и он увидел человека с лицом мрачным, черным лицом, искаженным от страдания, видел он, как Ангел хранитель шел поодаль и плакал, очевидно, в душе этого человека накопилось множество грехов; может быть, идя в церковь, он обдумывал какое-нибудь злое дело… Но вот окончилась служба, и видит он – лицо его сияет и он выходит уже радостный, и что же оказалось? Оказалось, что это случилось в то время, когда он услышал слова пророка: «Покайтесь, очиститесь, омойтесь…». Эти слова пали в его сердце, и он дал слово изменить свою жизнь и был прощен Господом. Да не ослабевает этот пример и в нас, а затем дам некоторое практическое наставление готовящимся к исповеди: вспомните 10 заповедей, заповедей Блаженства, и по ним испытывайте свою душу, обсудите хорошенько, в чем вы согрешили; у каждого есть свои греховные язвы, все сообразите, склоните свою гордость и проникнитесь чувством покаяния.
   Старец Оптинский о. Амвросий, которого многие из здесь стоящих сами слышали, заповедовал всегда перед исповедью припомнить все содеянное в жизни, начиная с семилетнего возраста, то есть с того времени, когда в человеке пробуждается сознание, а затем советовал настроить свою душу на все высокое и чистое, советовал читать псалмы, Евангелие, жития святых и, насколько возможно, менее думать о мире греховном, чтобы сохранить светлое настроение, чтобы достойно причаститься Святых Христовых Тайн.
18 апреля. Великая Среда. Вечер
   «Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея и спаси мя».
   Знаете ли, откуда заимствован этот образ чертога? Он заимствован из притчи Господа Иисуса Христа; как некогда человек, богатый и знатный, устроил Вечерю и пригласил на нее всех своих знакомых, но все под разными предлогами отказались. Тогда он созвал всех, находящихся на улице; и когда пришел туда один человек в одежде загрязненной, тогда хозяин пира велел его вывести.
   Здесь под Вечерею подразумевается Царство Небесное, под одеждою – наша душа, с которою мы должны будем предстать на суд Божий, там, в Царстве Небесном, преподобные сияют как драгоценные камни, там святые украшены своими добродетелями, там Архангелы воспевают Господу Богу, там Свет, там вечная жизнь, там радование, но, увы, не имам одежды, чтобы войти туда, и боимся быть изгнанными подобно этому человеку. Там Свет, а душа наша темна! Там чистота, а душа холодна! Там любовь, а душа любит злобу! Там отрешаются от всего земного, а душа прилепляется ко всему земному. И единственно, что остается, – это взывать к Спасителю Богу: «Просвети одеяния души моея и спаси мя! Ибо я Твое есть создание; не презри меня, просвети!.. Я не прошу Света Фаворского, ибо он Свет присных, просвети Светом Голгофы, чтобы уразуметь Свет Твоих страданий, как жить и куда идти, просвети – ибо я не желаю греховной жизни, а желаю пути христианского для достижения Царства Небесного».
19 апреля. Великий Четверг. Обедня
   Сердечно приветствую вас с принятием Святых Тайн, снова еще раз подвиг молитвы, поста и покаяния привел вас к Трапезе Господней, снова Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным, снова соделывает Себе чертог, не вблизи нас, а в нас самих. Слава Тебе, Милосердый Господи! Куда же мы пойдем? Есть два пути: один путь – во двор архиереев к Анне и Каиафе, чтобы предать Христа, этот путь Иуды-предателя, который, причастившись на Тайной Вечери, пошел предать Спасителя своего; есть еще путь – путь в Гефсиманский сад вместе с Христом Спасителем на страдания и молитву и сораспятие с Ним; это путь апостолов, и он привел нас к вечной Славе.
   Сами выбирайте, каким путем идти.
   Кто уже идет путем Иуды-предателя? Тот, кто живет в суете ума, кто свою жизнь, свое мнение ставит выше Господа Бога и сам объявляет себя Господом Богом, тот, кто служит страстям своим, для кого день наслаждения – высшее благо, таковой второй раз распинает Христа Спасителя и идет путем Иуды-предателя.
   Кто идет путем апостолов, путем в Гефсиманию? Тот идет путем в Гефсиманию, кто плоть свою распинает ради Христа, тот, кто исполняет Его святую волю, кто Его желает выше всего на свете, это тот, кто со-распялся и живет в благочестии, тот, кто говорит: «Христос – моя жизнь! Христос – мое приобретение!». Это тот, кто, подобно апостолу Петру, споткнувшись, опять кается, такому конец – вечная жизнь, которую Сам Христос Спаситель обещал любящим Его. Дорогие братие и сестры, когда Господь Иисус Христос закончил Свою речь о великом Таинстве Причащения Тела и Крови Его и о том, как надо жить, чтобы быть последователем Его, то многие оставили Его, говоря: Жестоко это слово Твое, и не можем его послушати (Ин.6:60); тогда Господь обратился к ученикам и сказал им: Может быть, и вы хотите уйти от Меня? (Ин.6:67). Тогда апостол Петр с пламенною верою, от лица своих апостолов и всех верующих, воскликнул: «Господи, Ты ключи живота вечного имеешь; к кому нам больше идти!» (Ин.6:68).
   И вот, дорогие мои, в это тяжелое время, когда так жестоко ополчилось неверие, можно сказать, гонение на Христа, будем Ему верными, не отступим от Него, и всегда, что бы ни случилось с нами в нашей жизни, будем готовы вместе с апостолом Петром сказать: Господи, к кому нам идти!. И мы верим, что Иисус Христос, Сын Божий, жить будет в наших сердцах, да будет так!
   А теперь возблагодарим Господа за то, что Он вселился в наши грешные души и живет в них, и из глубины души и сердца воззовем к Нему: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!»
20 апреля. Великая Пятница. Утреня
   Вспоминается мне, как Христос Спаситель шел на казнь, спотыкаясь и изнемогая под тяжестью Креста Своего… Множество народа окружало Его, и многие женщины не могли удержаться от слез, плакали и рыдали….Тогда Божественный Страдалец обратился к ним и сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе… ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные и утробы неродившие, и сосцы непитавшие… если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет (Лк.23:28-29, 31).
   Да, дорогие братие и сестры, те слова Спасителя имеют вечное значение и относятся ко всем нам, и теперь говорит Спаситель: дети Нового Сиона, Моей Церкви, Я Своими страданиями купил вам вечную славу, и не только временно, но и на все века и для всех христиан… В самом деле, когда видим все увеличивающееся неверие, когда видим богохульство, кощунство, когда видим, как увеличиваются эти пороки, эта ненависть, это оскудение любви ко всему святому, чистому, как не плакать о себе и о грядущем поколении, ныне более чем когда-либо наступает время плача, покаяния, молитвы. О Создатель, знаем, что наступит время Страшного суда, о котором так мало многие думают, который стараются отрицать; наступит время, когда скажут горам: падите на нас; и утесам: покройте нас от лица Сидящего на Престоле, ибо пришел день Господень и кто может противостоять Ему? И тогда горы не падут, и холмы не покроют… И теперь, пока есть время, должны молиться слезно: «Умягчи, Сладчайший Владыко, сердца наши, дай нам покаяние, умножь нашу веру, дай нам полюбить эту новую заповедь, которую Ты дал нам; пусть наша молитва будет о всех братьях ожесточенных, неверующих, некогда Ты принял покаяние разбойника, ныне прими и нас, вопиющих Тебе от чистого сердца: «Помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
21 апреля. Великая Суббота. Обедня
   Святой пророк Исайя за много и много столетий до страданий Христа Спасителя предсказал о них так, как бы будто видел их своими глазами. Откройте 2-ю главу, и вы сами увидите, до какой степени все то, что было о Нем сказано им, совершилось; там говорилось, что Он будет погребен с пророками и покой Его будет в честь… Не правда ли, какое же могло быть Его погребение с пророками, тогда как ненавидела Его злоба людская и ненависть; эта ненависть простиралась даже и тогда, когда Он висел на кресте. Он жаждал – и того не хотели сделать: все время то смеялись над Ним, то издевались. Его страдания не умиляли народ, а, наоборот, возбуждали ужаснейшую злобу… Как же могло совершиться Его погребение с миром? Вы сами знаете, хоронили Его друзья в саду тихо, спокойно, – и только лились слезы любящих Его; хоронили Его в тихий вечерний час Его почитатели; таким образом, Его погребение причиняло внутреннее глубочайшее горе, а внешне, по обычаю евреев, нельзя приступать к мертвому телу, и вот поэтому все враги оставили Его, ради Его погребения и ради Пасхи, и остались только друзья Его, которые испросили тело Его для того, чтобы похоронить, и замечательно, кто Его хоронит… Его хоронили не ученики: их здесь не было; они проявили свою любовь к Нему после Вознесения и после Сошествия Святого Духа на них: они стали проповедовать Евангелие и пострадали за Христа. Здесь хоронили Спасителя те, которые скрывали ото всех то, что они были тайными Его учениками, они должны были тщательно скрывать свои пути к Нему; им были известны Его чудеса, как Он воскрешал мертвых; они хоронили Его тогда, когда все оставили Его, когда вера в Него считалась государственным преступлением… и вот в это-то время они просят Тело Его для того, чтобы похоронить Его. Нужно было для всего этого такое особое настроение, чтобы проявить все это явно… И пророк Исайя говорит: покой его да будет в честь… Эта казнь преступника, осужденного на смерть, и Он будет похоронен с честью… Смотрите, некоторые жены-мироносицы покупают масла благовонные, драгоценное миро для того, чтобы помазать Его пречистое Тело, и в таком количестве, как Царю: и этого мало – Его враги, желая унизить Его, тем самым как бы возвеличивают Его, как об этом слышим мы в Евангелии: Господин, эти люди, ученики Его, в третий день, может быть, украдут Тело Его и скажут, что Он воскрес из мертвых, поэтому привали камень ко гробу и запечатай печатью (Мф.27:63-66). Так было все сделано… и ко гробу Христа Спасителя была поставлена почетная стража, как бы ко гробу великого императора; Ему была оказана величайшая честь, с другой стороны, это было знаменательно: Его хоронил ученик тайно, и если бы Он воскрес, то могло явиться у них сомнение – не украли ли Его ученики и не сказали ли они, что Он воскрес… но здесь не могло быть никакого сомнения: стража из язычников, камень привален, камень запечатан, здесь и не могло уже быть более никакого сомнения, и ложь сама себя наказала. Таким образом, погребение Его было с миром, и покой Его – с честию. И как ни старались враги Христа охранить гроб Его, но, видимо, против воли Божией не пойдешь и для человека это было сделать невозможно. А может быть, некоторые спросят, как нам направить нашу жизнь для того, чтобы она была полезна? Будем хранить всегда нашу веру и никого и ничего не бояться, потому что враги Христа могут задумать так, и выйдет иначе, и в нашей жизни все, что мы делаем ради Христа, ведет всегда к хорошим обстоятельствам, потому что все находится в воле Божией.
   Закончу словами: не бойтесь убивающих тело, а бойтесь Того, Кто может душу погубить и воврещи ее в геенну огненную (Мф.10:28). Бойтесь Христа Бога – Он есть Бог не мертвых, а живых, Его власть простирается не только здесь, но и за пределами нашей жизни; потому что здесь мы являемся только пилигримами, то есть странниками. Да утверждает в нас Господь Бог веру и, утвердив, да поможет нам беспрепятственно пройти житейский путь.
   Желаю вам радостно встретить праздник Воскресения Христова, и пусть, когда Церковь станет восклицать: «Христос Воскресе!» – вы ощутите такой родник духовной радости, а если постигнут вас скорби, то будем верить, что Господь Бог всегда с нами и всегда готов проявить и Свою милость, и Свое благословение.
24 апреля. Вторник Святой Пасхи. Обедня в Никитском монастыре
   Христос Воскресе!
   С особым чувством я приветствую вас в этот раз, дорогие сестры, этим радостным приветствием: «Христос Воскресе», и это, конечно, потому, как вы и сами знаете, – мое знакомство с вашею обителью, а следовательно, и со всеми вами насчитывается многими и многими годами; много и светлого, и радостного, и печального соединено у меня при воспоминании о ней, давно не приходилось мне быть здесь и совершать здесь богослужение, и много воды утекло за это время: началась беспощадная война, и Господь привел меня быть одним из участников ее, был я свидетелем славной деятельности наших воинов и не менее славной кончины наших дорогих братьев – русских воинов, а затем начались всевозможные смуты и до сего времени многие продолжаются, за это время мы успели как бы прожить целые десятки лет, каждый месяц казался и кажется более чем за год, за это время некоторые успели уже состариться, но не стареет одно – это любовь христианская, и скажу вам искренно и нелицеприятно, что я всегда вспоминал вас и с любовию за вас молился. В самом деле, как много у меня воскресает воспоминаний прошлых; вспоминается мне возлюбленная старица игумения Паисия… Господь да ублажит ее и да упокоит ее душу в Царствии Небесном, а вместе с нею вспоминается и.другая старица, тоже родная и близкая мне, моя мать, которая так сроднилась с вашею обителью, которая так часто имела приют и отдых в вашей обители и пользовалась сердечным вниманием; немного пережили они друг друга; я первый раз служил в вашей обители, когда был архимандритом, ректором семинарии, а затем в продолжение моей архиерейской деятельности много раз мне приходилось совершать здесь богослужение и на хуторе, который вырос и возрастал на моих глазах; здесь совершал я заупокойное богослужение о матушке игумении Паисии, и, кажется, это было одно из самых моих здешних богослужений; затем настала война, и мы расстались, и верилось мне, что снова Господь Бог соединит нас для общей молитвы. И когда же это случилось? В светлые дни Светлого праздника; может быть, для того, чтобы показать, что для тех, которые соединены искреннею верою, братскою любовию, Господь готов всегда оказать Свою всесильную помощь и послать в сердца их Свою радость… Я пламенно молился о том, чтобы этот дух радости ничем не омрачался и оставался бы даже и в тяжкие дни, и при тяжелых обстоятельствах, которые мы переживаем.
   Что же за причина этой радости? Она в том пении, которое так часто слышится теперь, в пасхальные дни: «О, Любезного, о Сладчайшего Твоего гласа, с нами бо неложно обещался быти во вся дни до скончания века». Слышите, что Он говорит, наш Возлюбленный Спаситель? Он говорит, что Он всегда с нами: се Аз с вами во вся дни, до скончания века (Мф.28:20). А если Он с нами, если Он около нас, если Он нас помнит, что могут сделать с нами люди? Ничего, потому что велика сила Христова, велика сила Его Креста. Это Он возвещает, увеселяет и радует всех скорбящих. Это Он поселил радость в апостолах, так что они, радуясь, готовы были идти на страдания и смерть, как и говорит апостол Павел: мы готовы радоваться и страданиям.
   Да укрепляет в нас Воскресший Спаситель веру и любовь! И тогда Он всегда будет с нами, и тогда наша радость всегда будет с нами, какие бы ни были обстоятельства.
   И вот моя молитва: «Да будет с вами Воскресший Спаситель всегда и здесь, и в будущей жизни». Аминь.
24 апреля. На Ваганьковом кладбище на могиле о. Валентина Амфитеатрова
   Христос Воскресе!
   В эти пасхальные дни заупокойные песнопения уже перестали быть унылыми и печальными, потому что сердце полно ликования и радости, вера и надежда окрыляется упованием, что Воскресший Христос воскресит и нашего дорогого усопшего батюшку о. Валентина; воскреснем и все мы, чтобы вечно радоваться в чертогах Отца Небесного.
   Наш Бог – Бог не мертвых, а живых, и все мы здесь живем для вечной небесной радости. Вот почему, совершая моление об упокоении души протоиерея Валентина, мы молим Господа, чтобы Он сподобил всех нас причащатися в невечернем дни Царствия Христова, а также и дорогого усопшего до радостного дня всеобщего воскресения. И верим мы, что он восклицает из гроба эти вечные слова: Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
28 апреля. Суббота Святой Пасхи. Храм Знамения на Знаменке
   Итак, сейчас будем раздавать вам святой артос. Вы, вероятно, помните, как в первый день Пасхи мы его освящали святой водою и читали особую молитву, вы видели, как всю седмицу после обедни ходим с ним и крестным ходом вокруг храма, мы сейчас читали молитву перед его разделением.
   Откуда ведет начало этот обычай поставлять святой артос, а затем после особой молитвы раздроблять и раздавать верующим? Что означает и зачем мы должны его потреблять?
   Обычай этот весьма древний, он ведет свое начало со времен апостольских. После крестной смерти Господа Иисуса Христа апостолы имели обыкновение за своей трапезой среднее место за столом оставлять пустым и пред ним клали хлеб с уверенностью, что Господь Иисус Христос, их Возлюбленный Учитель, невидимо присутствует и благословляет их трапезу, а затем, окончивши, они поднимали руки и взоры свои кверху и возглашали следующие слова: «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помогай нам! Велико имя Пресвятыя Троицы! Христос воскресе! Христос воскресе!». И затем после этого они раздробляли этот хлеб, вкушали, веруя, что Сам Господь Иисус Христос невидимо раздает его для вкушения, и вот этот обычай совершается и до сего времени – вот то, что вы сейчас видите, то есть квасной хлеб (по-гречески «артос»), заготовляется, торжественно обносится вокруг храма и после особой молитвы раздается всем верующим.
   Что же он означает? Он означает Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи всего мира, подобно тому как ветхозаветный агнец преобразовал Агнца Божия, Вземлющего грехи всего мира, так и этот хлеб свидетельствует, что Агнец Божий, Иисус Христос, уже в самом деле совершил наше искупление, что Он сошел с Неба на землю, заклался на Кресте и дался в снедь верным. Что показывает этот артос? Он показывает, что Господь Иисус Христос воскрес действительно плотию, а не духом, как утверждают некоторые, а что Он воскрес плотию, об этом Он Сам свидетельствует, вкушая хлеб с апостолами, свидетельствует Сам и тем, что разрешил апостолу Фоме вложить перст в раны Его, а затем ученикам, шедшим в Еммаус, повелел преломить хлеб и благословил его. Таким образом, видим мы, что Он воскрес плотию.
   Понятно теперь, с какими чувствами мы должны приступить к вкушению сего хлеба: лобзая его, мы должны представлять, что мы лобзаем Пречистое Тело Господа нашего Иисуса Христа, а вкушая, духовно мы должны представлять, что мы как будто вкушаем Его плоть, и тем, которые вкушают с верою, Он подает исцеление, и духовное, и телесное.
   Приступим к принятию святого артоса, и приимите его от моея грешные руки, и по вере вашей да будет вам.
Благодарность настоятеля храма Знамения Божией Матери на Знаменке о. Иоанна
   Позвольте принести вам глубочайшую благодарность от себя и от всех наших прихожан за ваше посещение нашего храма и дивные служения во дни Святой седмицы и Святой Пасхи. Эти минуты непрерывного стояния с вами, эти переживания, эта последняя Пасха останутся надолго в памяти, а также и то редкое сочетание дивных служб с художественным служением. Ваше восторженное церковно-христианское служение приближало всех к тому смыслу, которым проникнуто христианское богослужение. Усталость, скука, эти спутники, эти неотвязные чувства, теряли свое настроение; когда оканчивалась служба, все сожалели и желали бы еще и еще оставаться и молиться, а ваши проповеди, глубокие по содержанию и доступные по языку, проникнутые искренним чувством переживаний, пробуждали наши сердца, укрепляли нас, раскрывали всю красоту и радость христианского самочувствия.

Источник

Комментарии запрещены.