О главной тайне Украины. Крестный ход в Киеве

Киев

Олег Миклашевский.

Источник

Святой Владимир в ХХI веке. Крестный ход в Киеве

…Не менее ста тысяч человек прошли крестным ходом улицами Киева 27 июля. Это была огромная, широкая людская река, катившаяся с Владимирской горки после окончания торжественного молебна, посвящённого памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси.

Многоцветный поток лился по улице Трёхсвятительской к Крещатику и далее – по улицам Грушевского и Лаврской – к Киево-Печерской лавре, неся в себе 11 чудотворных икон и множество простых икон, кресты, хоругви, таблички с обозначением епархий, чтобы не затеряться. В какой-то момент сама собой в потоке сложилась чёрно-злато-белая гамма: черный – монашеские облачения, золотой – священнические и праздничные епископские, белый – сестёр милосердия, насельниц женских монастырей. Но немало и красного – цвет хоругвей.

Крестный ход, как это часто бывает, посрамил прогноз синоптиков, обещавших грозу с молниями и ливень. Нет, серые облачка не превратились в тучи, милостиво защищая крестоходов от палящего солнца. Но потом солнце не удержалось и под колокольный звон вышло наружу…

Есть особая символика в маршруте крестного хода – от памятника святому Владимиру до Печерской лавры. К Печерским святыням веками стекался народ со всей Руси. Пословица «язык до Киева доведёт» – это о древнем монастыре, существующем уже 966 лет. К нему, к его стенам в Киев приходили пешим ходом и приезжали на всех видах транспорта миллионы – простецы и цари, в том числе и будущие святые Серафим Саровский и Николай II…

Русь расширялась, выйдя из вод крещальной реки, распространилась по свету, с трудом уместившись меж трёх океанов, создавая нуждающимся народам алфавиты, просвещая светом истины, строя университеты, приобщая космосу. Да и не уместилась! Стоят наши православные храмы и на Американском континенте (как не вспомнить Джорданвилль да и Форт-Росс) и в Австралии, и в Антарктиде. Кстати, на Южно-полюсном континенте есть полуостров, носящий имя «Киев». Но гораздо больше древних названий в более близких широтах. Кто знает, сколько на Руси Переясловок, Черниговок, Владимиров и Владимировок, да и Полтавок, а сколько топонимов – производных от Черкасс?.. Они все возникали с расширением Руси, сопутствуя движению интересов, капиталов, любопытства…

В день памяти святого Владимира и Крещения Руси все русские пространства духовно тянутся к Киеву. На Украине это тяготение реализовалось в особой духовной акции, в особом почитании святынь.

Одиннадцать чудотворных икон накануне праздника в течение нескольких недель совершали свои крестные ходы по просторам страдающего государства, посетив 44 города. Маршруты были составлены особым способом. Например, икона «Призри на смирение» из Введенской киевской обители посетила Львов, а Одессу и Черкассы – икона «Почаевская». «Ахтырский» образ прибыл в Днепропетровск. И так далее. Духовный смысл таких перемещений икон понятен. Множеству людей была дана возможность взглянуть на себя, на свои грехи и дерзания как бы из вечности. В эти недели были отслужены сотни акафистов, десятки литургий, произнесены многие тысячи молитв, в том числе и «за мир». Подсчитали, миллион человек поклонился иконам, помолился собором. Незримые нити икон как бы заделывали духовную брешь, открывшуюся в пространстве Украины, исторической Малой Руси в новейшее время.

Не лишён интереса тот факт, что среди 11 икон присутствуют шесть, которые явили чудеса уже в период после Харьковского архиерейского собора, преодолевшего соблазн раскола 25 лет назад. Их явление, как полагает Блаженнейший митрополит Онуфрий, примета того, что собор принял правильное решение.

Об одной из этих икон уместно здесь сказать. Образ Пресвятой Богородицы с Младенцем, теперь именуемый «Владимирская-Десятинная», был написан в 1998 году в США преподавателем иконописи Александром Хароном. Икона одно время была своего рода наглядным пособием для студентов, образцом. Вскоре большая группа американских христиан, обучаясь в Сан-Франциско иконописи, перешла в православную церковь. Икона в свой срок прибыла на Украину. Брат иконописца – настоятель Десятинного монастыря, известный подвижник архимандрит Гедеон (Харон). Известен он и тем, что в лютую пору 2014 г., во время злосчастного «майдана», отважно вышел с братией на огненно-ледяную улицу Грушевского и создал там живую стену, разделив «активистов» и «Беркут».

Сказание о чудотворной иконе Божией Матери «Владимирская-Десятинная» передаёт ход событий прославления этого образа. «В 2006 году… после вечернего Богослужения в канун праздника иконы Божией Матери «Живоносный Источник» практически все люди разошлись, осталось несколько прихожан, чтобы помолиться. Духовенство с прихожанами храма стояли на улице… Вдруг они увидели, что в храме на полу лежат люди…» Оказалось, две женщины упали в обморок одновременно. Когда их привели в чувство, женщины, прежде не знавшие друг друга, поведали в один голос о том, «что увидели Саму Пресвятую Богородицу!.. Она смотрела на Свою икону. А потом, когда Она зашла в алтарь царскими вратами и подняла Свои пречистые руки», они потеряли сознание. В дальнейшем были зафиксированы и описаны различные чудеса, происходившие от этого образа. Блаженнейший митрополит Владимир, разузнав о произошедшем, так сказал: «Если сама Пречистая явилась на месте первого кафедрального собора Киевской Руси и благословила его Своим присутствием, то наш долг теперь продолжать литургическую жизнь на этом святом месте». Язычники и раскольники в ту пору претендовали на место, где святой Владимир возвёл первую каменную церковь, приняв крещение и свергнув идолов. В Десятинной церкви (название от доли, которая на шла на строительство). В этом храме, разрушенном монголами, было и место его упокоения (+1015 год), как и место упокоения Анны, его венчанной жены.

В июльские дни 2017-го «Владимиро-Десятинный» образ Богородицы посетил Каменец-Подольскую епархию – Хмельницкую область. А 27 июля образ был уже в сердце крестного хода, в ряду других чудотворных икон.

Крестный ход возглавлял, как и в предыдущие два года, Блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины Онуфрий… Устроители праздника ещё накануне сообщали: «Ожидается присутствие представителей государственной власти. Приглашение к участию в молебне направлено президенту Украины, премьер-министру, народным депутатам, мэру города и другим власть имущим». Что сказать? Не явились. Порошенко больше боится националистов, чем Бога.

А митрополит Онуфрий был доступен, к нему под благословение из потока без труда проникали люди. Вот он благословил мальчика, сидящего у отца на шее. А вот кто-то протянул ему бутылочку с водой: жара! … Всем памятна агрессия националистов, направленная в 2016 г. на Большой крестный ход; безумцы яростно преграждали тогда дорогу, принуждая менять маршрут, швыряли яйца и бутылки в святые образа, но на этот раз обошлось без провокаций, без кощунств. Правда, националисты себя всё-таки обозначили, по крайней мере один раз, на Европейской площади. С лестницы «Украинского дома» они выплёскивали из себя пену ненависти. Для чего-то развернули плакатик с глупым лозунгом «Геть від Москви!», выкрикивали оскорбления, стараясь зацепить крестоходов. Но те шли невозмутимо, не замечая. Вот «протестанты» кричат в сторону табличек со словом «Запорожье» (таких много): «Что же вы за казаки?! Что вы за запорожцы?!» Наверняка не подозревая, что казаки средневековья были людьми православными, воевавшими за свою веру с еретиками всех мастей, стоявшими за свою русскую землю…

Знаете, какая самая большая тайна Украины?.. Откуда на исконной Руси взялись «украинцы»? Каким образом и куда пропали русские (или «руськие», как угодно)? Во времена Богдана Хмельницкого запорожцы были русскими, как и сам гетман, а потомки вдруг перестали ими быть. Почему? Или теперешние не их потомки? Куда делись русские? Никто не даст вменяемого ответа. Ибо не положено говорить о том, что подмена названий произведена при помощи шулерской манипуляции (топоним «Украина, Окраина» был натянут поверх названия этноса «русский, малоросс» и пришит к обитателям Малой Руси искусственными нитками). Нельзя говорить, что подмена имела злую цель, дьявольский умысел. Даже и думать об этом не положено — тайна! Но в разрушении этой тайны, как в той игле Кощея, — смерть войне, смерть противостоянию, отрезвление.

Однако это в будущем, в свой срок. А пока, видя, что кощунства притихают, хочется думать, что возымели действие молитвы православных и недавний прямой призыв митрополита Павла, наместника Свято-Успенской Киево-Печерской лавры: «Мы обращаемся к вам, господин Президент Украины и господин Премьер-министр Украины, с просьбой положить конец разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни в нашей многострадальной стране. Мы, граждане Украины и ваши избиратели, как верные чада истинной канонической Украинской Православной Церкви, напоминаем вам библейскую истину, что власть дается человеку во славу Божию, для сохранения своего народа и его духовных достижений. История свидетельствует о том, что только те правители остались в памяти человечества как великие деятели, которые в своей деятельности следовали заповедям Божьим…»

Через год Церковь отметит 100-летие мученической кончины митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), убитого у стен лавры в начале 1918 года, открывшего своей смертью скорбный список уничтожаемого безбожием епископата. И в этой скорби покаяние, как и в скорби об убиении Царской семьи.

Синод УПЦ постановил в 2018 г. торжественно отметить 30-летие возобновления монастырской жизни в лавре, открытой в 1988 году, а закрытой при Хрущёве, при содействии раскольника «Филарета». Стоит, возможно, ещё вспомнить и о том, что в 2018-м исполняется 330 лет с момента придания Печерскому монастырю статуса лавры (в 1688-м монастырь стал ещё и «ставропигиальным царским и патриаршим Московским»).

Праздник несёт радость. Сколько радостных лиц в потоке крестного хода! За год на улицах столько не увидишь! Вот и солнце выскользнуло из облаков под радостный трезвон колоколов. Духовник говорит на проповеди: «Будут перемены». И повторяет, держа паузу между словами: «Будут большие перемены».

Комментарии запрещены.