Слово Святейшего Патриарха Кирилла при посещении Бутырской тюрьмы

Слово Патриарха Кирилла при посещении Бутырской тюрьмы

Фото: священник Игорь Палкин

Источник

8 апреля 2018 г. 20:16

8 апреля 2018 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по г. Москве «Бутырская тюрьма». На площади перед тюремным храмом Святейший Владыка обратился к сотрудникам и заключенным СИЗО со словом.

Уважаемый Геннадий Александрович! Дорогие братья и сестры!

Я очень рад в первый день Пасхи посетить это историческое место, которое даже чисто внешне несет на себе печать времени. Меняются времена и, может быть, меняются нравы, а тема преступления и наказания сопутствует всей человеческой истории. Не было времени, когда люди не преступали бы закон и не несли бы за это наказание.

В народе есть замечательная пословица: от тюрьмы и от сумы не зарекайся. Когда мы живем в условиях свободы и сомнительного благополучия, мы не можем даже представить, что в какой-то момент каждый может быть лишен свободы. Ведь преступниками никто не рождается, человек преступает закон по разным причинам — нередко по злой воле, а нередко по стечению обстоятельств — и в конце концов оказывается в заключении.

Познакомившись с историей исправительных учреждений, хотел бы сказать, что многое изменилось за последнее время. Даже в сравнительно благополучное царское время, когда христианские идеи были присущи нашим людям, содержание под стражей было непростым испытанием. В настоящее время, конечно, многое изменилось — никто не ходит в кандалах, никого не приковывают к стене, никого не подвергают пыткам, — но, тем не менее, сам факт заключения остается очень суровым испытанием. Испытания мы можем проходить по-разному: можем ломаться, еще более черстветь душой, озлобляться; а можем сделать правильный вывод из того, что произошло, и, освободившись, начать нормальную жизнь.

Обращаясь к заключенным, я хотел бы в первую очередь пожелать вам именно такого развития событий, — чтобы Бог помог вам преодолеть трудности, связанные с заключением, и не потерять надежду на то, что, выйдя, вы сможете начать или продолжить счастливую и благополучную жизнь. И если вы будете пребывать здесь с таким мироощущением, то и непростое время пребывания в заключении не будет для вас критически опасным, потому что надежда помогает преодолеть даже самые тяжелые испытания.

Также я бы хотел, обращаясь к сотрудникам исправительных учреждений, призвать вас видеть в каждом заключенном своего брата или свою сестру. Для нас, духовенства, преступник — это тот, кто совершает грех, но и все мы совершаем грех и все мы преступаем самый главный закон, который куда важнее человеческого закона, — Божий закон. Некоторые вдобавок преступают и человеческий закон, но это не означает, что человек, преступивший закон, теряет образ и подобие Божие. Он такой же человек, как и те, кто законы не преступает. Поэтому, соблюдая все необходимое для поддержания режима содержания заключенных, никогда не следует терять это человеческое измерение во взглядах на заключенных и в выстраивании отношений с ними. Ведь должностные инструкции можно исполнять по-разному. Ваша служба осуществляется в непростом месте и требует неукоснительного исполнения этих инструкций. Но и несмотря на то, что инструкции требуют определенной жесткости в местах заключения, человеческое измерение всегда нужно сохранять.

Я хотел бы пожелать помощи Божией тем, кто здесь трудится, — и Вам, Геннадий Александрович, который возглавляет всю систему исправления в нашем государстве, и всем сотрудникам. Непростое у вас здесь, как мы говорим на церковном языке, послушание, очень непростое. Поэтому дай вам Бог сил душевных, телесных, мира в сердце. Пусть Господь помогает вам достойно совершать непростое, но столь необходимое для общества дело.

Ну, а заключенным желаю также крепости сил душевных и телесных, и помощи Божией. Самое главное, чтобы вера в сердце была, а с верой можно пройти через любые испытания.

Я видел сейчас на стенах картины, одна из которых дает представление о том, что происходило на Соловках, в Соловецком монастыре, в тяжелейшие 20-30-е годы. Мой дед, который прошел 47 тюрем и 8 ссылок и пробыл в заключении более 20 лет, никогда не совершал преступлений — он просто верил в Бога и боролся против закрытия храмов. У него было семеро своих детей, и еще он взял восьмого ребенка, сироту. Большую часть жизни он провел в тюрьмах и лагерях, вышел из последнего заключения уже в начале 50-х годов и стал священником. Он прожил 91 год и рассказывал мне о том, что происходило в Соловецком лагере, как много там было архиереев, священников, монахов и как вера помогала людям пройти через очень суровые жизненные обстоятельства. Дед выжил только потому, что был глубоко верующим человеком и его не могла сломить никакая внешняя сила. Когда он давал мне, еще ребенку, различного рода наказы, он говорил от своего совершенно уникального жизненного опыта и всегда подчеркивал, что вера — это великая сила, которая помогает человеку преодолеть любые, даже самые тяжкие внешние обстоятельства.

Без веры у человека нет стержня, и мы знаем, что происходит, когда человек теряет веру. Поэтому я бы и пожелал хранить веру в сердце всем вам — и тем, кто здесь работает, и тем, кто в силу жизненных обстоятельств здесь оказался. Также я хотел бы передать образ Серафима Саровского, чтобы его молитвами Господь укреплял и тех, кто здесь работает, и тех, кто здесь временно пребывает.

Христос Воскресе!