Митрополит Антоний Сурожский «Вынос плащаницы»

ВЫНОС ПЛАЩАНИЦЫ. СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА

Источник

19 апреля 1968 г.

Место: Лондонский приход  

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

IMG_20190425_160548Умер Христос пречистой плотью, данной Ему от Девы всем родом человеческим. Он теперь почил от трудов Своих. Умер Жених Церковный… Кончилось страданье, кончилась мука, насту­пила непостижимая смерть, смерть безгрешного, в Котором князь мира сего, князь смерти, ничего не имел, Который не потому умер, что в Нем смерть действовала, разрушая Его жизнь, а по­тому, что Он захотел до конца быть одним из нас, пройти через врата смертные, откинуть их широко, чтобы мы все могли войти через них уже в жизнь вечную. Сейчас начинается уже покой ве­ликой и благословенной Субботы; телом Своим пречистым, нося­щим язвы страдания, Христос лежит во гробе; но это тело, ко­торое перед нашими глазами, говорит о победе Божией, это тело предлежит нам нетленным, потому что тело Христово и в смерти осталось неразлучным с Божеством, которое пронизало все чело­веческое естество Сына Девы, Сына человеческого. Перед нами образ смерти во всем величии ея; предлежит человек — и смерть над ним не имеет власти, тление не имеет силы, Господь побе­дил… А в это время светлая, всечистая душа Господня сходит во ад, сходит в то место, где до того не было Бога, которое было -во власти тьмы, во власти князя смерти… И ад всесмехливый, ад, который над всем святым смеется, дрогнул и ужас­нулся, потому что подвизая людей к убийству Сына Божия, ад думал одержать победу — и со смертью единородного, рожден­ного от Девы, он потерпел последнее крушение, он опустошен до глубин своих; Господь сходит во ад душой человеческой, не разлучившейся от Божественной славы, и то место; где была последняя отчужденность от Бога, встречает живого Бога, входящего как жениха и освобождающего всех.
Перед нами подлинно образ победной смерти, и потому уже теперь мы чуем воскресение Господне, поэтому сегодня ве­чером, воспевая прощальную песню жениху церковному, мы будем уже петь «Воскресни, Господи», потому что мы знаем, что эта смерть — не пораженье, а жизнь.
И здесь сплетается непостижимо смерть и вечность, здесь мы видим, почему апостолы Христовы могли сказать, что смерть уже над нами власти не имеет; смерть телесная — да; но смерть, как всеконечное отлучение от Бога — НЕТ, и никогда… Победа от гроба воссия, Христос умер непостижимой для ада смертью, и открыл широко смертные врата нам всем для того, чтобы войти в вечную жизнь… Будем подходить сейчас к священной плащанице, к образу Лежащего во гробе, благоговейно, трепетно, и вглядимся в эту победоносную смерть, как мы вглядываемся в отблеск этой победы на лицах тех родных, близких наших, которых пожинает смерть, и в лицах которых мы зрим незаходимый свет, свет вечной жизни, которую нам дал Господь… С трепетом вспоминая страстные дни, крестную смерть, будем с изумлением припадать к нетленному телу Христову, и ждать победы воскресения, победы, которую уже утром завтра мы поем, потому что мы ЗНАЕМ, что она одержана, и которую воочию мы будем созерцать завтра, в течение светозарной ночи, и бу­дем жить этой победой… Дивен Бог, непостижимы Его пути, поклонимся Ему и войдем в вечную жизнь через жизнь на земле и через земную смерть, когда нам время придет — радуясь, что первенец от мертвых восстал Господь. Аминь.

Комментарии запрещены.