КОЛОКОЛ ЧЕРНОБЫЛЯ. 35 лет. Памяти Романа Петровича Сергиенко (до св. Крещения — Роллана)Ролана

КОЛОКОЛ ЧЕРНОБЫЛЯ

26 апреля 2021 года исполняется 35 лет катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Сценарий — Владимир Львович Синельников (29.11.1937, Москва — 28.10.2018)
Режиссёр — Роман (Роллан) Петрович Сергиенко (19.01.1936, Черниговская область — 4.12.2020, Москва)

«Александр Петрович Довженко научил меня жить и снимать кино. Он был мученик, очень страдал всю свою жизнь. Так положено всем»

4 декабря не стало советского, украино-российского кинорежиссера и  ученика Александра Довженко Роллана Сергиенко. 19 января ему исполнилось бы 85 лет. В последние годы жил он замкнуто, болел, едва передвигался по квартире, постоянно думал о покойном сыне, в смерти которого винил себя и Чернобыль. И умер в тот же день, что и сын с разницей в семь лет. Свое дело сделала и пандемия.

«Александр Петрович Довженко научил меня жить и  снимать кино. Он был мученик, очень страдал всю свою жизнь. Так положено всем»
РОЛЛАН СЕРГИЕНКО ДОМА. ЛЕТО 2019 ГОДАФОТО: СВЕТЛАНА ХОХРЯКОВА

Роллан Петрович снял девять документальных фильмов о Чернобыле, хотя сам говорил, что восемь с половиной. Впервые отправился туда в мае 1986 года,  сразу же после аварии  на  АЭС.

Почему-то звание заслуженного деятеля искусств получил, когда  было ему за 70, и не в России, где десятилетия жил, а в родной Украине. Его фильмы в последние годы почти не вспоминали, хотя зрители прилипли к экранам, когда вышел  американский сериал «Чернобыль», снятый  на  замороженной Игналинской АЭС в Литве. Столько лет прошло с тех трагических событий, но о них  предпочитают молчать.

«Колокол Чернобыля» Роллана Сергиенко вошел  в «Книгу рекордов Гиннеса», как фильм, показанный  во всех странах, где есть телевидение. Зато Минатом в   1986 году  грозился навеки  его запретить, углядев в нем антигосударственную позицию, намерения подорвать  авторитет науки и страны. Фильм отправили  на «полку», и если бы не глава Союза кинематографистов СССР Элем Климов, показавший картину  на пленуме Союза без разрешения, то долго бы еще он  оставался без движения. А после показа коллегам  «Колокол Чернобыля» попал  на международные фестивали. Сергиенко продолжил чернобыльскую тему фильмами  «Не спрашивай, по ком  звонит колокол» (1989), «Колокол звонит по тебе» (1989), «Порог»  (1990), «Приближение к Апокалипсису. Чернобыль рядом» (1991), «Чернобыль. Тризна» (1993), «Чернобыль. Послесловие» (1996), «Чернобыль-2001-Завещание» (2001).

Фильм  «Тризна» начинается со слов о том, что вот уже который год я приезжаю в Чернобыль, а  родные и  друзья спрашивают: «Ну, зачем все время Чернобыль и Чернобыль?». А Роллан Петрович отвечает: «Я сам физически уже не могу туда ехать, но какая-то сила меня туда тянет». Родственники за него переживали, но он ездил туда и ездил, и остановить его было невозможно. Те, кто снимали там, вскоре умерли от лучевой болезни и химических отравлений. Так было с  украинским режиссером Владимиром Шевченко. Умерли два оператора и звукооператор из группы  Сергиенко. А самого Роллана Петровича спрашивали:  «Ты еще жив?»

Летом 2019 года Роллан Петрович рассказал в нашем разговоре:  «Когда я услышал о случившемся в Чернобыле, то сразу решил,  что необходимо ехать туда и снимать. Тогда, как в детстве, казалось,  что вот-вот начнется война. Я написал в ЦК  письмо с просьбой  разрешить мне поехать. Тогда идеологией руководил Егор Легачёв. К нему и посоветовали обратиться, подсказали, в какой ящик опустить письмо, чтобы оно дошло. Как ни странно, пришел положительный ответ. Тогда уже собрали  группу и поехали.  Мы  жили в Киеве, но я уже работал в Москве. Я чувствовал, что это знак возможной всеобщей войны, сигнал конца света, хотел понять,  почему так случилось. Не удалось.  Как ни странно, я еще жив. И как ни странно, войны еще нет. Перестройка произошла во многом, благодаря Чернобылю. Мы тогда подошли к крайней черте».

С ЖЕНОЙ ЕЛЕНОЙ В КИНОЗАЛЕ ТРЕТЬЯКОВКИ. ЛЕТО 2019-ГОФОТО: СВЕТЛАНА ХОХРЯКОВА

Снял Роллан Сергиенко и три игровые картины: «Карты», «Счастье Никифора Бубнова», «Белые тучи» с прекрасной и тогда еще только восходящей звездой Маргаритой Тереховой, сцены с которой вырезали. Цензура почти все картины Сергиенко нещадно истерзала. Он также снял документальные ленты  о Николае Рерихе, Григории Сковороде, хирурге Вячеславе Губенко, Олесе Гончаре, своем учителе Александре Довженко. Роллан Петрович окончил ВГИК. Его  однокурсниками стали: Отар Иоселиани, Эльдар Шенгелая, Виктор Туров, Баадур Цуладзе, Лариса Шепитько, Джема Фирсова. В «Исповеди перед учителем» Роллана Сергиенко приводятся слова Довженко: «Нельзя работать для отстающего семиклассника, надо искать в лужах звезды». Так и делали его ученики.

В 2013 году сын Роллана Петровича – режиссер и продюсер Алексей Сергиенко снял о нем фильм «Здравствуй, папа. Роман о Роллане», но награды за него получал отец.   4 декабря Алексея не стало. «Для меня самая большая жертва  —  мой рано ушедший сын. Он  выстирал мою чернобыльскую одежду своими руками, потому что не было стиральной машины. Может тогда  подорвал свое сердце, свою жизнь. Поэтому я считаю себя невольным виновником его ранней смерти. Может быть, это  я уже сошел с ума и говорю вам об этом. Выстиранная им одежда и  сейчас лежит на балконе», — сказал в интервью «МК» Роллан Петрович.

Со своей женой Еленой Роллан Петрович вместе прожил больше 60 лет. Как она опекала его! Особенно в последние годы. Стала его голосом, когда он уже едва говорил, схватывая на лету мысли мужа. Их дочь Светлана стала актрисой. Внучка Александра Розовская (ее отец – режиссер Марк Розовский) — тоже актриса, работает  в РАМТе. Она  с  13 лет играла в мюзикле «Норд-Ост» Катю Татаринову, а  в трагический день 23 октября 2002 года  находилась  в Театральном центре на Дубровке, захваченном боевиками. Так что страдания ее прекрасного деда одним только Чернобылем не измеряются.

Источник

Комментарии запрещены.