«Москва – третий Рим! Город громадный, и события, в ней происходящие, соответствуют ее масштабу и величию»- говорит Михаил Булгаков.
«В Москву, в Москву, в Москву! — с тоской повторяют чеховские три сестры, задыхающиеся в тине провинциальной жизни…
Три подруги из известного, популярного фильма приехали покорять столицу в надежде, выиграть счастливый билет, но «Москва слезам не верит», а иногда бывает и очень жестока к тем, кто желает покорить её, особенно без особого труда.
Оказавшись в столице без работы, без средств к существованию, без жилья став попросту «бомжами» — эти люди иногда теряют человеческий облик и у многих вызывают брезгливость и презрение.
Но будем справедливы и милостивы,
Русская мудрость гласит: «От сумы и тюрьмы не зарекайся».
Москва как столица и мегаполис, в который за работой и хорошим заработком стремится огромное количество людей, отражает основные проблемы всей России. В частности, всё возрастающую бездомность… Люди, без определённого места жительства, в России становятся одной из самых трудноразрешимых проблем.
Категория «людей улиц» (т.е. тех, которые живут на улице вне зависимости от наличия прописки и дома),остаётся вне внимания общества и государства.
Компетентные органы отмечают, что средний возраст московского бездомного снижается. Если пять лет назад это были, в основном пятидесятилетние, то сейчас контингент помолодел до сорока лет.
Злоупотребление наркотиками, выпивкой…
Немалое число людей оказалось на улице в результате распада семьи.
Семейные ценности, традиции, как говорится иностранными словечками не «в тренде»… Разрушающее влияние западной культуры, хлынувшей в открытые «железные ворота» в 90 годы продолжается… И ни для кого уже не секрет, что институт семьи разрушается… О каких семейных ценностях можно говорить, если в Киеве «Матери городов русских» проводятся парады нетрадиционных сексуальных извращенцев.
Выявляется ещё одна опасная тенденция – ряды «людей улиц» пополняются не алкоголиками и тунеядцами, а самыми обычными гражданами, лишившимися работы или обманутыми «черными риелторами». Это говорит о полной правовой безграмотности населения, о неумении защитить себя…
К несчастью, попадают в категорию бездомных и беженцы из Донбасса, с территории бывшей Украины, развязавшей гражданскую войну.
В поисках заработков в Москву из глубинок едут, отцы, а иногда и матери нередко из многодетных семей, бросая детей на бабушек…
Далеко не все, из нуждающихся в заработке, выдерживают конкуренцию в борьбе за место под солнцем…
Что же мы может сделать для них?
Усыпить совесть, протянув несколько монет, но, навряд ли, от этого будет толк или польза.
Фёдор Достоевский в своё время говорил: «Милостыня развращает и подающего, и берущего, и сверх того не достигает цели, потому что только усиливает нищенство».
К сожалению, есть и такие, кому импонирует мировоззрение Фридриха Ницше, который считал, что: «Нищих следовало бы вовсе уничтожить!»
Бездомные были во все времена, помните пьесу Максима Горького «На дне». Контингент бездомных разный, но беда у них одна — алкоголизм, неприкаянность и криминальные сети…
Так есть ли выход?
В конце 18 века Святой и Праведный Иоанн Кронштадтский, прибыв на служение в Кронштадт, едва ли не первым, обратил внимание на жителей кронштадтских трущоб. Священник навещал больных, покупал им лекарства, продукты, утешал … Тратил на бедняков все свои доходы, часто возвращаясь домой без пальто или сапог, все отдавал нуждающимся, которых встречал по пути. Отец Иоанн уже тогда, будучи молодым, прославился чудесами, силой веры и молитвы. Поэтому, возможностей благотворить у него становилось всё больше и толпы страждущих вокруг него соответственно тоже росли.
Со временем он пришёл к мысли, что, необходимо создавать трудовые дома. «Хотя благотворительность через милостыню тоже необходима, она часто развращает людей и лишает их стимула трудиться. Для того, чтобы помочь отверженным вновь стать уважаемыми членами общества, нужна трудовая помощь» — говорил святой.
«Муравьи делают муравейники, в которых им бывает зимою тепло и сытно; звери — логовища; пчелы — ульи; птицы — гнезда, пауки — паутины, а люди — дома, магазины хлебные и магазины с разными товарами, церкви, театры, мосты, железные дороги, броненосные суда, пароходы, крепости и проч. Всякому животному дано от Бога, вложено в природу его умение довольствовать себя, защищать себя от вредного действия стихий или от живых неприятелей; а человека, существо богоподобное (в нравственном идеале), царя видимой твари, Бог наделил разумом, с помощью которого он изобрел разные полезные науки и искусства, и так как человек создан для общежития, и все множество людей должно, по намерению Божию, составлять одно тело, а порознь — члены, то для благоденствия и довольства, для удовлетворения многочисленных нужд человечества или обществ человеческих, премудрость Божья и наука, от Бога данная, сообщила каждому человеку, кроме общих, особенные таланты, способности и уменье: иному власть, искусство, силу управлять людьми, другому искусство и власть учить и назидать других; иному сочинять, составлять планы и проекты, а другим приводить их в исполнение, иному искусство нападать на неприятеля или защищаться от него, тому умение вести торговлю, этому производить заводское или фабричное мастерство; иному дан талант ковать или отливать; другому владеть долотом, топором и пилою; иному шить сапоги, а другому умение шить одежду; иному прясть, ткать или вязать, иному варить и печь.
Что касается Кронштадтского общества, то оно так населенно и разнообразно, что в нем, по милости Божией, есть люди всякого рода, всякого дела, всякого умения или искусства: и люди власти и капитала, по желанию и инициативе которых могут делаться всякие добрые дела; есть у нас и инженеры, и архитекторы, и лесовщики, и плотники, и столяры, и печники, и кровельщики и кузнецы, и литейщики, и портные, и сапожники, и пекаря, и кухмистеры… И пред Богом грешно и перед людьми стыдно оставлять такое множество наших членов (разумею наших мещан) оторванными, изолированными от общественного тела и от его благосостояния. Отчего не связать их с общественным организмом, соорудив для них помещение и дав каждому из них дело, и тем более, что многие из них способны к разным мастерствам, — и с делом дав им хлеб и все нужное»?..
Идея кронштадтского пастыря, неожиданная и революционная для того времени, принесла хорошие плоды. Бывшие отверженные стали сами зарабатывать себе на пропитание да еще приносить пользу обществу.
Есть у Иоанна Кронштадтского последователи и сегодня. Это наш современник, человек неравнодушный, по профессии автоинструктор, зовут его Емельян Сосинский.
Емельян, взяв на вооружение опыт отца Иоанна, получил поддержку и духовное окормление настоятеля храма Св. Космы и Дамиана (в Шубине), протоиерея Александра Борисова – результат в 2011 году открыт первый Дом трудолюбия «Ной».
За 5 лет существования организации через «Ной» прошло 6 тысяч человек. На данный момент всего открыто 11 домов трудолюбия, в которых нашли себе пристанище около 600 человек.
На фото — дом трудолюбия в Васильево. Во время съемок почти безлюдно. Днем обитатели — мужского пола трудятся на работе на выезде, в основном на стройках. Нашу съемочную группу встречали: Андрей (руководитель дома), Галина (дежурная по вахте), Ольга, Елена и повара, которые вкусно нас накормили.
Летом 1214 года между всеми руководителями домов трудолюбия единомышленно было принято решение временно не улучшать условия быта в уже имеющихся домах, а на сэкономленные средства открыть социальный дом для стариков, инвалидов, женщин и детей. Так появился первый социальный дом в с.н.т. Заозерном. После появились еще два подобных дома в Капустино и в Васильево. Всего в социальных домах проживает 170 человек.
На фото — социальный дом в Заозерном. Первые впечатления — похоже на рай… Однако, кровоточивые раны — отпечаток прошлого все еще залечиваются… Здесь собраны люди с перекошенными судьбами, практически все прошли через улицу, многие через «зону». Всем нужна помощь и поддержка разного рода: материальная, психологическая, медицинская, и конечно любовь… Любовь — животворит.
И вот мы прибыли в социальный дом в Капустино. Увидев Емельяна, к нему тут же подошла его подопечная.
Руководитель дома социального дома в Капустино — Игорь Петров со своей помощницей и супругой Луизой
Емельян (руководитель Межрегиональной общественной организации социальной адаптации лиц без определённого места жительства «Дом трудолюбия Ной»): «Если основная часть людей которые на улице перестанет жить обманом, а там почти все живут криминалом. Если они от этого оторвутся и будут жить в организации, пусть это община, не самостоятельная жизнь. Это работа, опять же не самостоятельная, а в рамках общины, но это уже честная трудовая жизнь, это без всех преступлений, связанных с пьянкой, без блуда, который у нас тоже запрещен. Для большинства бездомных их основные грехи — алкоголизм, тунеядство. Поэтому, когда люди находятся у нас они не пьют, работают — это и есть их покаяние. Это и есть основная цель организации. Рассчитана она на массы. Наша задача – дать возможность всем бездомным Московского региона жить честной трудовой жизнью.
Корр.: Взаимоотношения внутри организации построены на христианских идеалах, по сути — на Заповедях Божьих. Желание бросить греховную жизнь, отказ от страстей: спиртного, наркотиков, блуда… Что еще необходимо, чтобы попасть в Дом трудолюбия «Ной»? Какие необходимы документы?
Емельян: «С одной стороны у нас низкопороговость – чтоб к нам попасть не нужно собирать справок никаких. Мы как раз созданы для тех, у кого ничего нет. Напротив, мы нередко восстанавливаем утерянные документы. С другой стороны -наши правила. Люди, которые попадают к нам не должны пить и должны трудиться. Многие бездомные этого не хотят, поэтому в первую очередь стремятся попасть в организации где этого от них не требуют. В последнее время возникло очень много различных организаций, которые открывают трудовые дома где люди просто работают без оплаты. В других подобных домах народ даже зарабатывает деньги. Условия проживания там менее жесткие. Например, если у нас полный отказ от алкоголя, запрещено блудное сожительство, то там это все более мягко… Главное, чтобы люди трудились и приносили прибыль. Это — бизнес, или же — социально направленный бизнес. Но если там уже места все заняты народ идет к нам. Есть и такая категория. Поэтому, места в наших домах трудолюбия заканчиваются уже в последнюю очередь. Хотя, хочу отметить, что большинство бездомных они — алкоголики, но еще не тунеядцы. Все – таки, четверо из пяти работать хотят, считая нормальным тот факт, что человек должен сам зарабатывать себе на жизнь.
Корр.: Получается, если человек приходит без документов Вы на слово верите кто он и что? И действительно таким образом можно начинать жизнь с чистого листа?
Емельян: Вы знаете, именно так. У нас даже был случай – человек честно трудился у нас много лет, очень хорошо себя зарекомендовал, даже возглавил один из трудовых домов. А после оказлось, что был грех у него в прошлой жизни, за что и состоялся суд. Меня спрашивают: «А что мол, вы не знали о том, кто этот человек и чем нанимался в прошлом?» А я ответил, что для меня (для нашей организации), прошлое человека роли не играет. Главное – каким он будет здесь. Судья вынес приговор – условное наказание, это нонсенс.
Корр.: Слышала об одном принципиальном отличии работы «Ноя» с категорией «людей улиц». Проживание в Ваших домах трудолюбия может длится годами?
Емельян: «Люди, которые оказались на улице, в большинстве своем, никогда уже не смогут жить прежней самостоятельной жизнью. Не стоит думать, что если сейчас реабилитировать бывшего бездомного — он станет человеком каким же как был до того как попал на улицу. «Люди улиц» — это люди, которые живут на улице вне зависимости от наличия прописки и дома. Идти им некуда, в прошлом они лишились жилья по разным причинам. Поэтому, в первую очередь организация, работающая с бездомными должна быть нацелена на бессрочное проживание. Не должно быть установленного срока реабилитации. Недопустимо сказать человеку: » Ты прожил у нас несколько месяцев (лет), мы все что могли тебе дали, теперь ты дальше должен сам»… В большинстве случаев, окажется что ты выталкиваешь человека обратно под забор».
Корр.: Емельян, какие первоочередные проблемы стоят перед организацией в данный момент? По — Вашему, кто бы мог помочь в их разрешении?
Емельян: «Кроме трудностей извне, связанных с определенными структурами или людьми, с тех пор как мы открыли наши социальные дома у нас появились большие трудности с осуществлением наших планов. Это связано с расширением. Бездомных пока намного больше чем мы можем вместить. В первую очередь это касается той категории где инвалиды, старики и женщины с детьми. Организации необходимы средства, помещения, объемы работ (посильные для этих людей) — это то, что самостоятельно мы потянуть уже не в силах. Материальные средства для содержания всех наших домов поступают из двух источников: сами труждающиеся (бывшие люди улиц), скидываются в общий котел, отчисляя часть от своей зарплаты, плюс — пожертвования. Но эти средства невелики, и их не хватает для того, чтобы помочь всем бездомным Московского региона. А задача такая перед нами стоит, и тяжело сказать людям: «Извините, мест нет.»
Тот образец к которому мы стремимся – дом трудолюбия Иоанна Кронштадского, он сталкивался ровно с теми же трудностями. Они в этой работе во все времена одинаковые. И то, о чем говорил отец Иоанн в своем воззвании, обращаясь к властям, Церкви и гражданам Кронштадта – нам так же сейчас в первую очередь нужно — жилье и работа. Государство могло бы помочь с жильем. Пусть даже в аренду, но не в коммерческую, а в социальную. Работой так же могло бы помочь государство, либо бизнес структуры. Один из наших проектов, к сожалению, пока только в планах — создать для наших социальных домов отдельный городок. Именно так и было у отца Иоанна Кронштадского. Если бы кто – то помог нам арендовать, к примеру детский лагерь. Вопрос о наличии мест для всех нуждающихся был бы решен. Нужна большая закрытая территория, где можно производить какую — то продукцию, так называемый «общественный заказ». Необходимо, чтобы это был общественный заказ. Понятно, что в конкурентной борьбе с дешевыми импортными товарами бывшие бездомные не «потянут». Это должен быть сознательный выбор горожан. Быть может проиграть немного в качестве или цене, зато помочь своим бездомным.
Как видим, воззвание святого праведного Иоанна не потеряло своей актуальности. Это обращение к горожанам было опубликовано в 18 номере «Кронштадского Вестника», шел 1872 год…
«… Опять я обращаюсь к обществу с покорнейшей просьбой — обратить деятельное внимание на кронштадтских нищих мещан (сегодня мы их называем лица «без определенного места жительства), приписанных Палатою к Кронштадту и не имеющих в нем никакой оседлости, приискать или сделать для них общее помещение и каждому дать соответственно его силам труд, которым он мог бы кормиться или одеваться. Во имя христианства, во имя человеколюбия, гуманности взываю: поможем этим бесприютным беднякам; поддержим их и нравственно, и материально; не откажемся от солидарности с ними, как с человеками и собратами и докажем, что чувство человеколюбия в нас еще живуче и себялюбие не заело нас.
Как хорошо было бы по всем этим причинам устроить Дом Трудолюбия! Тогда многие из них могли бы обращаться в этот дом с требованием сделать нам за известную плату то или другое дело, ту или другую вещь, а мещане наши жили бы, да трудились и благодарили Бога, да своих благодетелей. И нравственно многие поднялись бы. А если бы кто, будучи здоров, не захотел работать, то из города долой: Кронштадт не рассадник тунеядцев.
Други и братья! Примите это заявление к своему сердцу, да поближе, как свое собственное дело. Разве не доброе, не гуманное дело спасать людей от лености, праздности, апатии, тунеядства? Если спор из-за слов, то перемените название и назовите его вместо Рабочего Дома хоть Муравейником, или Пчельником, все равно, как хотите, только не откладывать бы в долгий ящик доброго дела, напрашивающегося на скорое исполнение».
Корр.: Емельян, простите, подумалось, а не считают ли некоторые Вас неким чудаком, человеком не от мира сего, поскольку Вы этим всем занимаетесь. Из – за, казалось бы чужих проблем, незнакомых Вам людей имеете головную боль, едва не поплатились собственной семьей… Ради чего? Как вообще возникла эта идея?
Емельян: Насчет чудака – не знаю, но я убедился что есть те, кто не верят в то, что «Ной» — не коммерческая организация. Полиция меня пыталась допрашивать, ФМС… На меня пытались заводить уголовные дела шесть раз.
Как – то, сотрудник полиции долго – долго стоял под «хрущевкой» в которой я живу (обычный пятиэтажный дом), и не мог поверить что я там живу.
Корр.: Ну да, видя дом трудолюбия в Заозерноем (великолепный особняк в лесу), естественным образом можно подумать, что и Ваша собственная семья, неприменно должна жить в такой же вилле.
Емельян: Все очень просто, при поисках жилья для своих подопечных, я не имею большого выбора. Когда владельцы домов узнают о том, сколько человек будет жить в доме, и что это за люди, они говорят: «Да, нам конечно нужны деньги, но не до такой степени»… Снимаем именно то жилье, которое получается снять. Зарекомендовали мы себя хорошо, вовремя оплачиваем. Все что в доме – в ценности и сохранности, мебель не ломаем, бережное отношение к имуществу. Один из владельцев домов даже построил еще один дом, именно для того чтобы сдать нам.
А началось все так. В 2003 году началась моя дорога к Богу. По святому Серафиму Саровскому, спасти душу можно тремя способами: либо ты – молитвенник, либо – постник, либо – благотворитель. Быть молитвенником и постником нужна большая воля, у меня этого нет. Поэтому, самый легкий путь для меня – путь благотворителя, т. е., спасение своей души через оказание помощи окружающим. Сначала это была работа на приходе при храме. Я был – социальным работником и был ответственный за работу с бездомными. А с 2011 года появился приют – дом трудолюбия «Ной» на базе самого крупного кормления в Москве, при храме св. Комсы и Дамиана.
Корр.: Емельян, а как Ваша семья отнеслась этому начинанию? Ведь жизнь Ваша изменилась можно сказать в корне.
Емельян: Для моей супруги долгое время все то чем я занимаюсь было «красной тряпкой». Потому что первые восемь лет я занимался помощью бездомным как волонтер, тратил на них основную часть своего времени и вкладывал кучу собственных средств из своей зарплаты. Я на тот момент работал автоинструктором. И только когда с 2012 года я стал трудиться только в организации, моя супруга смирилась, как с неизбежным злом, поскольку оно кормит.
Моя дочурка любит ездить со мной в Заозерное, там же у нас помимо людей есть еще животные. Небольшое хозяйство. Выращиваем кроликов, кур, свинок…
Еще несколько портретов жителей дома трудолюбия «Ной».
В своих следующих публикациях мы продолжим свое повествование…
О судьбах этих людей можно рассказывать бесконечно. Но главное не в этом, а в том, что подобное начинание требует поддержки на государственном уровне: например, уменьшения суммы аренды помещений, а также решения проблемы, связанной с Трудовым законодательством, потому что зачастую у этих людей нет никаких документов. Отмена обязательной регистрации и прописки решила бы многие проблемы. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что подобная благотворительность помогает человеку, попавшему на улицу, потерявшему кров, обрести надежду на лучшее, возможность приносить обществу хоть какую-нибудь пользу, не быть обузой для него.
Друзья, нужна помощь, Официальный сайт организации