Трое в белых одеждах: необычное крещение заключенных Бутырки

В Бутырской тюрьме состоялась уникальная Крещальная литургия. Духовная жизнь может изменить судьбу заключенных, считают священники Константин Кобелев и Михаил Асмус

15

В Следственном изоляторе № 2 УФСИН России по г. Москве (Бутырская тюрьма) в Ильин день, 2 августа, совершилась уникальная Крещальная литургия. Она проходила в Храме Покрова Пресвятой Богородицы на территории тюрьмы.

Что такое Крещальная литургия«Крещальная литургия совершается в Русской православной церкви по специальному чину», — рассказал о. Михаил Асмус, клирик Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе. В основе этого чина – традиции, берущие начало в Византии. Так, например, в X веке в Соборе Святой Софии в Константинополе в Великую субботу Таинство Крещения совершалось на Литургии во время чтения паремий – отрывков из Ветхого Завета.

«В это время патриарх уходил в Баптистерий, чтобы совершить крещение тех, кто к этому подготовился. Затем он же совершал миропомазание в одном из приделов храма, — продолжил о. Михаил. — Когда он это заканчивал, тогда заканчивалось и чтение паремий, хор начинал петь «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» — и в этот момент новокрещенные в белых одеждах, со свечами в руках входили в храм Святой Софии и словно вливались в общину».

«Современный чин не предполагает параллельного богослужения, как в Св. Софии Константинопольской, — объяснил о. Михаил. —  Баптистерии, как правило, не отделены от храмов в наше время. Такого нет, что люди в храме молятся о чем-то своем, а в это время происходит крещение. Современный чин предполагает полноценное участие всех присутствующих на Литургии в молитве о крещении».

Главная особенность современной Крещальной литургии заключается именно в том, что вся служба сконцентрирована вокруг Таинства Крещения. «Это действует очень вдохновляюще», — отметил старший священник Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме протоиерей Константин Кобелев. В тюремных стенах такая литургия проводилась в России до этого только однажды, в одной из женских колоний, добавил он.

Списки тех, кто хочет креститься 2 августа, составлялись заранее. Желающих было много, однако большинство из них пришлось окрестить, не дожидаясь этой даты, поскольку им предстояло отправиться в другие места лишения свободы, рассказал священник.

В итоге 2 августа крестились трое заключенных. Один из них совсем недавно попал в тюрьму, другой уже получил приговор и скоро отправляется в колонию, третий находится в «промежуточном» состоянии: его уже осудили, но он еще не прошел апелляцию. «Это люди со сложными судьбами», — подчеркнул о. Константин.

Во время  Крещения новых членов Церкви одевают в белую крещальную одежду. Для заключенных кретильными рубашками стали белые футболки. «В них можно и по улице пройти. Они могут их надевать потом и вспоминать о Крещальной литургии», — говорит о. Константин.

«Волонтеры, которые присутствовали на литургии, отметили, что крестившиеся были погружены в себя, их о чем-то спрашивали, а они даже не отвечали. Мы надеемся, что Таинство Крещения повлияет на их жизнь, что это не просто так пройдет», — сказал о. Константин.

Духовная амнистия

В одном из корпусов Бутырки – картина художника Ивана Николаева «Соловки. Крестный ход». Картина написана на основании свидетельства книги Бориса Ширяева «Неугасимая лампада». Перед картиной стоят: настоятель храма в Бутырском замке – протоирей Константин Кобелев и староста храма (из заключенных) Виктор

Крещение в заключении – это особенный момент, объяснил о. Михаил Асмус. «Если человек крещеный совершает преступление, достойное наказания, он одновременно получает также и церковную епитимью, и какое-то время не имеет возможности приступать к Святым Христовым Тайнам, — сказал он. — <…> Но крещение в заключении означает, что человек, приступая к Таинству Святого Крещения, получает оставление грехов, духовную амнистию. То есть, оставаясь в заключении, с духовной точки зрения он становится свободным. Это один из величайших даров Божиих – внутренняя духовная свобода».

Священник просит крещаемых прочитать Символ веры: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым…»

Как люди в тюрьме приходят к решению принять крещение?

«В основном подготовка бывает внутри камеры, — рассказал о. Константин. – Люди же не по одному сидят, у некрещеных возникает желание окреститься, когда они смотрят на крещеных сокамерников.

У меня был случай в другом СИЗО, когда крестился мусульманин. Он сидел в камере, где было 20 человек, настолько верующих, что они однажды пожаловались: у нас книжки отбирают, не разрешают держать больше десяти книг на человека. То есть у них было 200 книг в камере, которыми они менялись, и им все равно было мало».

С людьми, которые отбывают наказание в отряде хозяйственного обслуживания, проводят регулярные занятия катехизаторы. «СИЗО — это временный изолятор, здесь в камерах сидят люди, которые еще не получили окончательный срок. А хозотряд — это небольшое количество человек, которые выделены для проведения хозяйственных работ: приготовления пищи, уборки, ремонта. Это уже осужденные, как правило, молодые ребята, получившие первый срок. Вот с этими ребятами мы и ходим заниматься евангельскими чтениями», — пояснил один из катехизаторов, Валентин Циферблат.

«Когда человек находится под следствием, или осужден за совершенные преступления, он нуждается в духовном лечении. Он травмирован — и собственным грехом, и тем, что над ним произошло осуждение, и тем, что он находится в местах лишения свободы, ограничен в правах. Духовная жизнь может помочь залечить эту травму, — считает о. Михаил. — Если духовной жизни нет, то очень часто случаются рецидивы. Как с болезнью: если болезнь плохо вылечить, особенно тяжелую, она может вернуться».

«Новомученики с нами на службах»

Под сводами храма – иконописные изображения новомучеников Российских Бутовских, Казахстанских и др.

Нынешняя Крещальная литургия была приурочена сразу к нескольким датам, в том числе к 80-летию начала «Большого террора» (30 июля 1937-го года был подписан приказ НКВД «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов»). «Через стены Бутырского изолятора прошли более 200 новомучеников за 50 лет», — напомнил он.

Иконы многих новомучеников Бутырских находятся в храме. «Мы постоянно поминаем новомучеников, они с нами присутствуют на службах», — отметил о. Константин.

А примерно 25-лет назад в Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме прошла первая литургия после революции и нескольких десятилетий безбожия, ее совершил протоиерей Глеб Каледа. Разговоры о необходимости установить в храме купель для проведения Таинства Крещения начались как раз при нем. «И сейчас, Слава Богу, мы все это воплотили в жизнь», — сказал о. Константин.

Объявление для охранников — на входной двери в корпусе, в котором находятся камеры с заключенными. Впереди – храм Покрова Пресвятой Богородицы. В годы гонений за веру Христову сотни жертв репрессий были узниками Бутырского тюремного замка. 69 из них, новомучеников и исповедников российских, ныне причислены к лику святых

Заключенных и подследственных заводят в храм

Заключенные пишут записочки в алтарь для поминовения живых и усопших

 

Священник даёт последние разъяснения намеревающимся креститься

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, был заключен в Бутырскую тюрьму весной 1919 года. С 1924 по 1929 гг. находился в Соловецком лагере особого назначения. Житие Св. Илариона описывает случай, когда святой спас одного из надзирателей лагеря, чью лодку буря унесла зимой в море.

Далее по чину необходимо изъявить согласие на сочетание Христу и повторить за священником слова отречения от сатаны

Молитва в алтаре

 

Перед погружением в купель

Миропомазание

Крестный ход вокруг купели

Мозаичная икона Спасителя при входе в Бутырский храм

Новокрещенных поздравляют и катехизаторы из мирян дают им последние наставления

После крещальной литургии – молебен о правосудии. Новокрещенные одеты уже в белые рубашки

СИЗО № 2. «Бутырка»

Фото диакона Андрея РАДКЕВИЧА

Комментарии запрещены.