«Он был аристократом духа…» Георгий Данелия

Георгий ДанелияГеоргий Данелия был грузином, влюбленным в Москву. Хотя родился он в Тбилиси, но прожил там всего лишь год, а в Москве всю жизнь. Так что, наверное, понятно, почему именно она и стала главным героем многих его кинокартин.

Впервые он признался столице в любви в фильме «Я шагаю по Москве» — тогда песня из кинокартины с задушевными словами Геннадия Шпаликова и нездешне-«безыдейной» музыкой Андрея Петрова стала чуть ли не молодежным гимном всей страны. Потом Москва менялась, и Данелия всегда находил для нее нужные краски и точные слова. Потому что умел чувствовать. И был не только высоким лириком, но и философом.

Нашему неустойчивому миру он возвращал устойчивость — пусть на мгновенье, но все же! А еще хоть и робкую, но все-таки надежду — такую манящую и жадно необходимую, как глоток свежего воздуха. Не зря ведь его фильмы буквально расходились на цитаты. «Не горюй!» — блистательная комедия полувековой давности, в общем-то, конечно же, рефрен всего творчества Данелии, да и всей его жизни. А герои его картин — вечные наши спутники. И не узнавать в них самих себя, все равно что обижаться на собственное отражение в зеркале.

Сам Мастер тоже любил посмотреть на себя со стороны и появиться в своем кино. Почти всегда в эпизоде, в образе камео. Но это на экране. А в жизни… В жизни он оставался аристократом — прежде всего духа, который мог позволить себе подписывать общественные письма, не нуждаясь в досужих советчиках, исключительно по собственному желанию.

Георгий Данелия стал последним из великих комедиографов нашего кино. И совсем ненадолго пережил своего старшего друга и соотечественника, которому некогда посвятил документальный фильм «Марлен». Уход одного за другим двух великих мастеров и последних из могикан той самой оттепели лично мне представляется чем-то воистину печально-символическим. А вам так не кажется?

Александр Коновалов

Комментарии запрещены.