Что говорит Ислам о взаимодействии с другими религиями. К Неделе межрелигиозного диалога

Что говорит Ислам о взаимодействии с другими религиями

Источник: islam-today.ru

Ислам и другие религии

Ислам и другие религии

Одним из наиболее действенных способов борьбы с такой общественной заразой, как радикализм во всех его проявлениях, — это профилактика, попытка предотвращения появления в обществе экстремистских и террористических идей. Здесь особую роль занимает межрелигиозный диалог, который является мощной основой существования мира и согласия.

О том, какие есть препятствия для построения успешной модели межрелигиозного и межконфессионального диалога, а также каковы перспективы такой работы, мы поговорили с заместителем директора по науке Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Ильшатом Мухаметзариповым.

Татарстан

Заместитель директора по науке Центра исламоведческих исследований Академии наук РТ Ильшат Мухаметзарипов

— В современном мире межрелигиозный диалог не только не теряет актуальности, но наоборот – становится всё более популярным. С чем это связано?

— Во-первых, усиливается использование религии в качестве политической идеологии с целью обоснования применения насилия в отношении приверженцев того или иного вероисповедания или мировоззрения.

Во-вторых, нужно понимать, что процессы глобализации и миграции требуют от политических, общественных и религиозных кругов новых способов профилактики и урегулирования конфликтов между принимающим сообществом и мигрантами.

Если мы углубимся в историю, то увидим, что разработкой концепции межрелигиозного диалога изначально занимались западные теологи, религиоведы и философы. П. Тиллих, к примеру, полагал, что диалог между представителями разных религий основывается на ряде допущений. Безусловно, оба участника должны признавать ценность религиозных основ другой стороны.

В-третьих, каждый из участников способен уверенно отстаивать собственные религиозные позиции, так что диалог представляет собой серьёзное противопоставление мнений. Нельзя исключать из этого списка и наличие общей основы, которая делает возможным как диалог, так и столкновение; и открытость обеих сторон для критики собственных религиозных основ. Диалог должен перестать быть обсуждением догматических тонкостей и превратиться в дискуссию о современной ситуации и защиту всех религий. В качестве основной задачи диалога, по мнению религиоведа Л. Свидлера, является более глубокое понимание собеседника и его взглядов для плодотворного изменения изначальной позиции. Такой диалог изначально направлен на взаимообогащение и духовный рост его участников и исключает навязывание кому-либо из них чуждых взглядов.

— Есть ли какие-то условия для осуществления межрелигиозного диалога или он организовывается сам по себе?

Для межрелигиозного диалога необходимо, чтобы представители религий раскрывали свои религии не с точки зрения канонов и доктрин, а с точки зрения экзистенциальной сущности своей религии. Важно осознавать, что участник диалога, являясь приверженцем определенного вероучения, одновременно способен объективно оценивать ситуацию, открыт к общению и желает достичь взаимовыгодного согласия.

Исследователи приходят к следующим выводам:

  • 1) межрелигиозный диалог должен проводится всегда в условиях религиозного плюрализма, а не сводится лишь к ответным мерам при возникновении конфликтной ситуации;
  • 2) диалог должен основываться на принципе толерантности, однако при этом толерантность может быть «негативной» (консервативный вариант, подразумевающий невмешательство в дела других, отстранённость) и «позитивной» (активное сотрудничество, взаимный обмен);
  • 3) существенным препятствием к диалогу является неравенство в социальных статусах и влиянии сторон, особенно в случаях, когда религия и политика тесно связаны (например, политический национализм базируется на конкретной религиозной традиции).

— Но что же всё-таки межрелигиозный диалог и почему он вызывает такой бурный интерес среди учёного сообщества и представителей общественности, особенно в условиях современности?

— Начиная с 1990-2000 годов межрелигиозный диалог стал интересовать социологов, конфликтологов. Если мы обратимся к определению самого понятия, то практически все авторы под «межрелигиозным диалогом» понимают все «формы человеческой коммуникации в форме разговора и совместной деятельности, которые помогают взаимопониманию и сотрудничеству между разными людьми, идентифицирующих себя с какой-либо религией».

Учёные выделяют уровни диалога (высшего, среднего и низшего уровня), его измерения (межрелигиозный, внутрирелигиозный, межмировоззренческий). Кроме того, диалог может быть классифицирован по возрасту (например, среди молодёжи), полу (к примеру, среди женщин), профессии (теологи, монахи, священники, миряне, религиоведы).

Все указанные уровни не исключают, а, наоборот, дополняют друг друга. Только при взаимодействии всех трёх уровней диалога, от элит до рядовых жителей, можно достичь примирения и изменения взглядов сторон. Если говорить об эффективности организации межрелигиозного диалога, то среди результатов можно назвать:

  • 1) растущее понимание ситуации и важности диалога со стороны властей и населения;
  • 2) участие молодёжи;
  • 3) активная образовательная, исследовательская и издательская деятельность;
  • 4) рост взаимодействия между населением на низовом уровне;
  • 5) создание художественных произведений по данной тематике;
  • 6) создание крупных учреждений в виде центров по межрелигиозному диалогу.

— А есть ли трудности?

— Конечно, не обойтись и без них. В их числе резкое снижение роли религии за время коммунистического правления, в результате чего в обществе доминирует «негативная толерантность»; тесная связь между религией и политикой; слабые традиции межрелигиозного диалога; негативное влияние международных организаций, неудачный опыт их деятельности (при организации диалога они преследует только свои цели, а не интересы местного населения; формализм при организации мероприятий; отсутствие творческого подхода).

Обобщая, можно отметить тот факт, что сегодня международные организации должны пересмотреть своё отношение к роли религии (не преувеличивать, но и не пренебрегать ею, при этом учитывать многоуровневость и изменчивость религиозной идентичности).

— Каким образом выстраивание межрелигиозного диалога позволит избежать роста радикальных настроений в обществе?

— Один из исследователей М. Санаулла обращается к проблеме межрелигиозного диалога в свете современных проявлений экстремизма и манипуляций религиозными текстами со стороны радикальных исламистских групп. По его мнению, такой диалог в первую очередь включает общение между последователями различных религий, в особенности на богословском уровне, с целью отыскания общих, объединяющих ценностей и принципов для реализации общей цели – общественной гармонии.

Однако в ходе диалога богословы сталкиваются с серьёзной проблемой – они могут либо категорически не соглашаться с любыми попытками отойти от религиозных догматов, либо встать на путь синкретизма, забывая о своей собственной религиозной традиции.

На базе Корана и хадисов о пророке Мухаммеде автор пытается раскрыть межрелигиозный диалог с точки зрения канонов ислама. Так, исламский взгляд учёный сводит к следующему:

  • 1) требование о ведении диалога с другими верами (в первую очередь, авраамическими) заложено уже в Коране;
  • 2) традиция проведения богословских собраний с целью достижения компромисса, известная ещё с давних пор (иджма);
  • 3) ислам поощряет миссионерство, следовательно, он открыт к диалогу.

В качестве основных препятствий к налаживанию диалога между представителями разных религий автор выделяет следующие моменты:

  • 1) полностью соглашаться по всем богословским вопросам с другими участниками диалога нельзя, так как неизбежна утрата собственной религиозной традиции;
  • 2) если диалог препятствует ведению миссионерской деятельности, то участник-мусульманин не должен принимать в нем участие;
  • 3) нельзя переходить в синкретизм, экуменизм, либо полностью отождествлять ислам с другими религиями;
  • 4) если диалог ведет к отказу мусульман от ислама, то вступать в такой диалог не допускается.

Другой исследователь, Т. Мандур, профессор Университета Аль-Азхар, основываясь на цитате из аята Корана: «Нет принуждения в религии», заключает, что ислам открыт к диалогу и закрепляет принцип свободы совести. По её мнению, установление доверительных отношений между религиозными общинами возможно лишь при чётком соблюдении следующих принципов: 1) признание других религий и равное к ним отношение; 2) взаимное уважение; 3) диалог между сторонами с целью понимания позиции другой стороны; 4) толерантное отношение; 5) совместная деятельность.  (Продолжение следует…)

Ильмира Гафиятуллина

От редакции нашего сайта

Мы следим за публикациями сайта islam-today.ru. Вторая часть статьи, посвященная исследованиям уважаемого Ильшата Мухаметзарипова была опубликована на нашем сайте ранее:

islam_today5 фундаментальных принципов межрелигиозного диалога по мнению исламских учёных