Егор Холмогоров.
В связи с сегодняшним дурацким опросом про Сталина Триждывеличайшего решил всерьез написать о том, почему он НЕ был величайшим человеком в истории.
https://tsargrad.tv/articles/faraon-sohi-i-reaktora_71311
Великий вклад Сталина в индустриализацию состоял в том, что впервые в истории человечества рабский труд был положен в основу не античной, не плантационной, а непосредственно индустриальной экономики. Сталин превзошел египетских фараонов — ведь это только в советских учебниках пирамиды строили рабы. На деле — рабочие команды крестьян, участвовавшие в строительстве колоссальных сооружений, получали неплохую по древнеегипетским меркам оплату и содержание. Сталину удалось показать, что южные рабовладельцы смогли бы индустриально конкурировать с промышленным Севером, если бы отказались от своего патерналистского отношения к рабам и вместо плантаций отправили бы их под присмотром жестоких надсмотрщиков строить заводы, дороги, рудники…
Достигнутая за счет сверхпринуждения и террора дешевизна труда привела к тому, что СССР и в самом деле оказался способен осуществлять проекты, которые в царской России признавались экономически нецелесообразными, например, соединение кузнецкого угля и уральской руды — Магнитка. В условиях, когда ведущим производственным фактором был капитал, такие проекты не окупались. Русская историческая модель индустриализации была капиталоемкой — Морозовы, Рябушинские, Терещенки, Путиловы, Коноваловы закупали дорогостоящую технику, зачастую более передовую, чем в соседней Германии. Российско-американский экономист Александр Гершенкрон говорил в этой связи о преимуществах позднего вхождения в индустриализацию.
Большевики раздолбили старую русскую промышленность в хлам. Но Вождю и Учителю удалось победить законы экономики — ведущим производственным фактором на индустриальных стройках социализма, а также при строительстве северных каналов и железных дорог через мерзлоту, стал труд. Рабский труд. И экономическая рентабельность большинства промышленных проектов резко повысилась. Теперь эшелон зеков заменял дорогостоящую технику, экономя капиталы дважды. Во-первых, на новую технику, во-вторых, на содержание самих рабочих.
Тот же принцип выведения труда на роль первого производственного фактора и сокращения роли капитала Сталин стремился применять во всем, включая науку. «Шарашка» и угроза ареста оказались гораздо более эффективным (по крайней мере, краткосрочно) стимулом научно-технического роста, чем немецкая колбаса и американские дома с бассейнами. Жаль, что биология не механика, даже угрозой расстрела Вавилов бы не смог заставить хромосомы пшеницы яровизироваться, а потому был уничтожен в пользу шарлатана Лысенко, который обещал распространить сталинскую трудовую дисциплину и на растения…