Крещальная Литургия в Бутырском замке

Крещальная Литургия в Бутырском замке

Фото: Милосердие.ru

Источник

Авторы «Крещальной Литургии» совместили страницы Требника с текстом Литургии Иоанна Златоуста. Возникла эта форма в Элладской церкви в XX веке. Авторство ее никогда не указывалось. В Русской Церкви крещальные литургии служили отец Даниил Сысоев и архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель Московского подворья Введенской Оптиной Пустыни (которого издали видел на четырехлетней годовщине убиения о. Даниила). Но больше из тех, о ком мне известно, никто прежде не дерзал ее служить, хотя чин крещальной литургии благословлен еще патриархом Алексием II в начале 1990-х.

Фактически «Крещальная Литургия» начинается с Малого входа. А до этого идет Крещение. Литургия Верных служится практически обычным порядком. Но причащались сначала только крещаемые, затем исповедовались остальные и уже потом также причащались.

Когда шла подготовка к совершению Крещальной Литургии встал вопрос о составлении списка желающих принять Крещение, которых в Бутырке достаточно много. Сотрудники пришли в один из продолов с тем, чтобы начать там составление списка желающих принять Православную веру. Отец Константин попросил их «набрать человек десять». Но в первом же продоле записалось 11 человек.

Изъявивших желание Креститься привели накануне в храм для огласительной беседы. Пришедшие для ее совершения миряне-катехизаторы быстро «раскусили» проявленную узниками смекалку. Некрещенных среди них оказалось лишь трое, остальные просто очень хотели попасть в храм. Ведь неудовлетворенных желающих в изоляторе очень много несмотря на то, что служба совершается три-четыре раза в неделю.
Впрочем, крещальных простыней было уже приготовлено именно 11. Это были новые стандартные арестантские простыни, изготовленные заключенными колонии в селе Кочубеевском Ставропольского края. Знаю об этом, потому что заранее сорвал с них 11 ярлыков.

Все собранные — люди с очень непростой судьбой. У всех путь к Богу оказался, можно сказать, извилистым. О подробностях о. Константин ничего не сказал — по фотографиям их можно узнать, и его слова могли бы стать невольным раскрытием тайны исповеди. Один из крещаемых попал под стражу недавно, другой уже осужден, уже и апелляция его рассмотрена — буквально на днях ему предстоит дорога в одну из колоний. Повезло, что не уехал! Третий находится в середине этого пути. Они были обескуражены присутствием фотографов и видеооператоров, однако смирялись с этим, как могли.

Сначала протоиерей Константин освятил воду, помещённую в центре храма посреди храма по чину Таинства Крещения. Тем временем в купель (находящуюся в особом приделе) насосом накачали воды так, чтобы человек среднего роста мог зайти туда по пояс. Потом черпаком приносили святую воду, облагораживая воду в купели перед каждым крещением.
Крещение проводилось полным погружением.

Меня о. Константин назначил подавальщиком крестов и простыней.
И мне показалось, что я стал свидетелем одного интересного эпизода, другим недоступного.

Когда крещаемые стали обнажаться, то фотокорреспондентов выгнали за ширму.
Однако они сумели донести до охранявшего доступ человека простую мысль, что без кульминационных кадров самого крещения, фоторепортаж будет неполным.
И во время второго крещения человека завели в купель, потом всех пустили обратно, дали заснять его в купели со спины, и выгнали снова.

И тут снял одежду третий крещаемый, а у него на ключицах спереди оказались татуированные звезды вора в законе, а во всю спину — лик предположительно Богородицы!
Несмотря на торжественность момента, я возликовал внутри по поводу того, что такой колоритный не достался фотографам, потому что именно кадры с его спиной потом появились бы в десятке мест Интернета.
Но я не дооценил фотографов, каюсь!
К своему изумлению потом обнаружил в репортажах православной прессы, что когда он раздевался перед крещением, они щелкнули его и спереди, и сзади.

 (фото из журнала «Фома»)

Комментарии запрещены.