Патриарх попросит отпускать пожизненно осужденных на церковные праздники

041 свящ Игорь Палкин

праздник Пасхи патриарх Кирилл традиционно бывает в неожиданных (для привыкшего на праздники всячески ублажать себя «мира») местах. На этот раз — в светлое Христово Воскресение он посетил знаменитую Бутырку — московский СИЗО номер 2. Здесь он побывал в камерах, встретился с пребывающим штрафное наказание в карцере и поговорил с пожизненно заключенным.

— Иван Иванович, — отрекомендовался корреспонденту чрезвычайно довольный встречей с Патриархом «штрафник» из 22 камеры.

— Иродовский, — уточнил фамилию сотрудник Бутырки и пояснил причину попадания Ивана Ивановича в карцер: «Ничего особенного, просто не исполнял законные требования сотрудников СИЗО».

В «мире за решеткой» СИЗО считаются одним из наиболее гуманных мест. И потому что это все-таки «предтюрьма», и у пребывающих здесь остается шанс выйти из СИЗО оправданным. И потому что в начальники СИЗО еще в начале 90-х пришло немало кадровых военных, не знающих, куда себя девать после сокращений в армии. Они вели себя здесь «по-офицерски» и резко повысили культуру вежливо-нейтрального отношения к «преступникам». Этому кардинально помогло и выделение ФСИН из МВД.

Именно этой теме — ИНОМУ, чем принято в светском мире, отношению к заключенным, было посвящено слово Патриарха.

Напомнив, что в местах заключения сегодня работают около 48 священников, патриарх подчеркнул, что это «очень непростое послушание».

— Вы соприкасаетесь со страданиями человеческими, — сказал он, обращаясь к связанным с тюрьмой пастырям, собравшимся в бутырском Покровском храме. — В отличие, скажем, от духовенства, работающего в медицинских учреждениях, вы соприкасаетесь со страданиями, которое люди сами на себя навлекли.

Эти люди, подчеркнул он, «находятся в очень тяжелом психологическом состоянии, некоторые в отчаянии».

А для большинства светских людей постсоветского общества, эти люди становятся нравственными преступниками, и отношение к ним в обществе, в основном, негативное.

— В отличие от этого обычного взгляда на человека, преступившего закон, у нас, в Церкви, у священнослужителей должен быть совершенно другой взгляд, — отметил Патриарх. — Для нас преступником является всякий, кто совершает грех, кто преступает Божий закон. И вот если человек преступил человеческий закон, его сажают в тюрьму, а если он преступил Божий закон, он продолжает свободно ходить по земле, занимать очень высокие должности и учить других жизни.

Вот поэтому у Церкви иной, чем у светских людей, взгляд на преступление. «Для вас все те, с кем вы имеете здесь дело, пастырски окормляя их, это чада Божии, наши братья и сестры», — сказал Патриарх. — Не наше дело судить этих людей. Наше дело помочь им, попавшим в тяжелейшую жизненную ситуацию, исправиться и после выхода из мест заключения начать новую жизнь».

Помочь людям не потерять надежду — вот призыв Патриарха к тюремным пастырям, призванным, как все пастыри, работать с «человеческим сознанием и человеческим сердцем».

По словам Патриарха, на тюремных пастырях лежит огромная ответственность «за будущее тех людей, которые содержатся в заключении, которые оступились, но которые от этого не перестали быть членами Церкви».

Пастырское чувство любви и уважения к людям, в том числе и преступившем закон, не должно отказывать в тюрьме. Надо сохранять желание «помочь им нести бремя непростых обстоятельств, связанных с лишением свободы».

Кроме штрафников и насельников обычных камер, Патриарх зашел в камеру к пожизненно заключенному. Я была среди тех журналистов, которым удалось услышать их разговор.

Патриарх говорил о том, что жизнь продолжается, и главное в этой жизни, исполненной тяжелого наказания, помнить о Боге и обращаться к нему — молиться. «Нередко бывает, что что-то меняется и для человека, получившего пожизненный срок».

Пожизненно заключенный Александр попросил патриарха походатайствовать о возможности для пожизненно заключенных в большие праздники посещать храм.

Патриарх Кирилл пообещал, несмотря на непререкаемость режимных требований, защитить право верующего быть в храме.

— Церковь обязательно найдет возможность ходатайствовать о праве пожизненно заключенных попадать на большие праздники в храм, — прокомментировал для «РГ» слова Святейшего Патриарха глава его пресс-службы, протоиерей Александр Волков. — К этому вопросу мы обязательно вернемся.

Обратившись к выстроившимся на площадке перед Покровским храмом заключенным, патриарх Кирилл сказал, что тема «преступления и наказания» остается спутником всех времен. Пословица «от сумы и от тюрьмы не зарекайся» напоминает нам, по его мнению, о том, что каждый человек может быть лишен свободы — «по разным причинам — и по своей злой воле, и по стечению обстоятельств».

Он рассказал о судьбе своего деда, прошедшего 47 тюрем и проведшего в ссылках более 20 лет — за веру в Бога. У него было 7 человек детей, и он рассказывал внуку, что ему помогло пройти через невероятные испытания неволи — вера. «Вера это великая сила, которая помогает человеку преодолеть самые тяжкие обстоятельства», — сказал он, и пожелал заключенным хранить эту веру в своем сердце.

Назвав отдельно стоящих в строю молодых женщин в зеленых куртках и клетчатых тюремных платках «матушками», патриарх сказал им по-отечески нежное «Храните себя. И чтобы не поломало вас все это».

Комментарии запрещены.