Храмы на зонах – возрождение души. Николай Лудников.

MTRfCTEqQUM

Главы из книги Николая Лудникова «Храмы на зонах – возрождение души»

Продолжение
Первый этап строительства – выбрали место для будущей церкви, его предложила администрация, начали выкорчевывать пни. Надо сказать, что везде на территории колонии почва болотистая. И вот при проведении мелиорационных работ, вода куда-то ушла, место стало сухим, это братия посчитала хорошим знаком.
Было рассчитано, что в так называемом пятне застройки вбить необходимо порядка 75 свай под фундамент. Сваебойка, которая до этого была в нерабочем состоянии, вдруг заработала, при ее помощи было забито необходимое количество свай и вот, забив последнюю, она сломалась, и больше починить ее не удалось. После забивки свай надо было приступать к строительству, однако, как оказалось, никто из старожилов зоны не имел подходящих специальностей. Зураб был художником, он мог нарисовать макет храма, но по нему нельзя строить, были профессиональные рубщики срубов бань и домов, однако для столь сложного сооружения, каким является храм, этого было явно недостаточно. Таким образом, стало ясно — для дальнейшего продолжения строительства нужен не авторитетный человек, а профессионал, знающий сопромат, умеющий рассчитывать нагрузки. Как-то само собою получилось, что единственным кандидатом в руководители строительства стал Михаил.
Так промыслительно свой архитектурно-строительный опыт и организаторские таланты Михаил употребил на возведение храма. Все расчеты, начиная от фундамента до куполов, были выполнены им. В те моменты, когда возникали сомнения или вопросы по строительству, он связывался с Москвой, где у него оставалось множество «строительных» друзей, которые охотно проверяли его расчеты.
Михаил начал заново создавать проект храма, пришлось обратиться за помощью на волю. Была заказана литература по возведению деревянных церквей, поскольку сооружение таких строений существенно отличается от кирпичных и железобетонных. Чудесным образом его родители нашли единственный экземпляр энциклопедии по деревянному зодчеству XIV — XVI веков в последнем по списку магазине. Причем, сначала продавец заявил, что такой книги в наличии нет, однако уже на выходе из магазина их остановил руководитель секции и сказал, что они нашли интересующую их книгу, она оказалась последней и уже не один год пылилась в запасниках магазина, словно ждала именно этих покупателей.
Изучив энциклопедию, Михаил стал вычерчивать узлы и детали будущего строения. По мере того, как вырисовывался реальный план церкви, становилось очевидным, что сооружение будет очень большим по высоте и сложным по производству работ. Вес деревянного сруба церкви в полной сборке согласно расчетам превысит 50 тонн и стоять будет культовое сооружение в болотистой местности.
Однако смелость города берет, отступать было уже некуда, надо было идти до конца. Храм поднимался все выше и выше, высота центрального купола превзошла отметку в двадцать метров. Руководство колонии стало выражать беспокойство по поводу размеров будущей церкви и безопасного ведения работ. Однако прекращать строительство, и тем более, переделывать что-либо, было уже невозможно, к тому же о возведении храма в ИК-35 знало уже, наверное, пол-России, в том числе и руководство ГУФСИНа, а он все рос и рос в высоту.
Плотники работали только топорами. Способ производства определил и терминологию. О деревянных постройках говорят не «построена», а «срублена». Пила не употреблялась, так как она разрушает волокна древесины, и торцы бревен начинают «тянуть» влагу. При помощи такого незатейливого инструмента, как простой топор, русские умельцы создавали удивительные по своей красоте произведения архитектуры.
Основой каждого здания и храма тоже, является сруб, представляющий собой конструктивно связанные ряды бревен, образующие стены построек. Сруб состоит из нескольких горизонтальных рядов, называемых венцами. В углах бревна связываются между собой врубками. Делались они несколькими способами. Предпочитали соединять бревна так, чтобы их концы выступали за контур венца, отчего такие врубки называются c остатком или в обло. Эти соединения считаются более теплоустойчивыми. В нашем случае местные мастера и применили такой способ возведения храма. Реже на Руси бревна соединяли без остатка, в лапу или в шап.
Мощные венцы сруба неуклонно поднимались в небо. Верхнюю часть плотники расширили, образуя повал, на который укладывалась кровля. Такая техника зрительно усиливает выразительность конструкции, врубки придавали зданию скульптурность. Сам сруб будущей церкви был прорезан небольшими оконцами, обработанными простыми наличниками.
Сохранность всей постройки обеспечивается кровлей, что делает ее самой ответственной частью. Она принимает нa себя и архитектурно-художественные функции. Кровлю, шейки глав и сами главки решено было выполнить из осиновой черепицы, так называемого лемеха. Он представляет собой продолговатые, слегка изогнутые, деревянные дощечки, по форме напоминающие лопатки, концы которых заострены к низу, они напоминают лемех плуга, отсюда и название, ими удобно обивать округлые формы, такие как бочкообразные покрытия. Дощечки располагаются горизонтальными рядами, с напуском верхних на нижние. Заготавливается осиновый лемех только зимой, в этом случае он наиболее долговечен, кровля без замены может простоять более полувека. Осиновый лемех меняет свою окраску в зависимости от времени суток и погодных условий, отчего кровля храма то золотится на солнце, то краснеет на закате, то становится серебристого или голубого цвета в облачный день.
Бригада строителей храма сформировалась не сразу, труднее всего было найти в зоне специалистов, которые могли бы работать с деревом. Промыслительно такие нашлись среди коренных жителей, сидящих в колонии за различные преступления. Они знали, что и как делать с лесиной, какой стороной положить бревно, чтобы строение не гнило и лучше сохраняло тепло и еще много подобного рода нюансов, которые не мог знать теоретически хорошо подготовленный к строительству Михаил, выполнивший все расчеты по возведению храма.
Без их знаний и умения вообще не было бы ничего – поскольку они владели ремеслом. Ведя разговор о строительстве храма, невозможно не назвать тех, чьими руками возводилось это грандиозное сооружение.
Валера Туркин, из Удорского района, уже немолодой мужчина, очень спокойный, никогда не ругающийся матом. Когда все спускались покурить, он оставался наверху и продолжал работать. На воле, как он сам говорил Михаилу, допился до чертиков, был свиньей, потерял человеческий облик. И вот на зоне, чудесным образом Господь, спасая его душу, дал ему возможность поучаствовать в строительстве храма — быть может главного дела его жизни.
Володя Пирогов, Олег Калинин – прекрасные умельцы, на славу потрудившиеся во имя богоугодного дела, в миру они были специалистами по рубке и сборке срубов для домов и бань.
Сыктывкарец Сергей Вакуев – мастер на все руки, не раз выручал строителей, когда, казалось, сделать что-то было невозможно.
Андрей Межуев – работал кровельщиком на строительстве храма. Трогательным было прощание с ним. У Михаила были непростые отношения с Андреем, и как удивительно было слышать от него скупое признание, что он кое-что понял, работая здесь на строительстве церкви. Что-то перевернулось у него в душе, и он неуклюже пытался выразить благодарность тому, кто много несправедливого перенес от него, но, тем не менее, вытерпел и простил. По своему опыту знаю, как дороги такие признания от человека, с которым долгое время у тебя были напряженные отношения.
Были в бригаде и просто увлеченные и самоотверженные ребята, которые в любую погоду забирались на огромную высоту, таща за собой инструмент, баланы, веревки.
С самого начала строительства Михаил поставил непременным условием, чтобы люди, работающие на возведении храма, во время смены не курили и не матерились. Требование это выполнялось неукоснительно.
Постороннему человеку невозможно представить, сколько проблем пришлось решить строителям, пока они возводили церковь, сколько было сомнений, отчаяния, сколько было маленьких побед, радости от того, что огромное количество людей на воле не забывает их и помогает всем миром в их нелегком, но таком благородном деле – строительстве в зоне монастыря для души. Эта деятельность наложила неизгладимый отпечаток на каждого из тех, кто приложил руки и сердце к возведению храма. Душа людская — она ведь христианка, как же она радовалась за тех людей, которые жили все время строительства с Господом.
Удивительно, но пока строился храм, не было ни одного ЧП, никто не убился, не покалечился. Все строители молили Господа, чтобы при возведении церкви не было травм у братии, поскольку строительство могли закрыть, и обязательно бы закрыли. И администрацию нельзя было бы осудить за это, так как за любое ЧП на зоне отвечать пришлось бы руководству колонии.
Было удивительное и безоговорочное доверие со стороны администрации к Михаилу и бригаде, строящей храм. Так у него под кроватью помимо всякого инструмента, лежали топоры и бензопила, необходимые для строительства храма. В лагере это считается серьезным нарушением режима.
Продолжение следует

Комментарии запрещены.