21 апреля 2022 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.
Я хотел бы поздравить всех, кто сегодня причастился Святых Христовых Таин, и призвать всех, кто сегодня не причастился и во многие другие дни не причащается, неизвестно чего ожидая, причащаться как можно чаще. В идеале — каждое воскресенье. Если же по каким-то причинам не можете каждое воскресенье — хотя бы раз в две недели, но не реже! Реже будет что-то уже совсем далекое от того, к чему нас призывал Господь: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). А если мы будем вспоминать Господа раз в месяц, раз в полгода или раз в год, как это было заведено в Российской империи, когда государственная Церковь требовала, чтобы чиновники хотя бы раз в год причащались, но чтобы об этом было известно, чтобы они расписывались в специальной ведомости? И все чиновники, включая таких, какими были наши революционеры-безбожники, один раз в год ходили в храм, причащались и расписывались. Что это было, как не святотатство, как не надругательство над Таинством? По милости Божией сегодня нет таких людей, которые бы причащались ради чего-то, но много людей не связывают регулярное посещение храма с необходимостью принятия Святых Христовых Таин — в идеале, один раз в неделю. Можете чаще — чаще, но уж не реже! А если реже, то угрызайтесь совестью и кайтесь в этом. Каждый православный христианин в воскресенье должен быть в храме Божием и в идеале — причащаться Святых Христовых Таин.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня великий праздник, по своему значению приравниваемый к двунадесятым. Праздник в честь установления Самим Господом Таинства Святой Евхаристии, воспоминание о Тайной вечере — последней вечере Спасителя со Своими учениками. Вечере, которая проходила по строго определенному порядку, потому что она была Пасхальной, а в ветхозаветной традиции был очень подробно описан весь порядок ее совершения. Предполагалось, что над каждым блюдом, в том числе над хлебом и над вином, произносится особое молитвословие и благословение, по-еврейски «барех»; и эту Пасхальную вечерю возглавил Господь. Как полагалось у всех благочестивых евреев, во главе стола всегда сидел первый. В домашних условиях это был глава семьи, а поскольку апостолы составляли семью, во главе которой — Сам Спаситель, то Он и был во главе стола, а все блюда подавались в соответствии с обычаем.
Но Господь отступает дважды от установленного порядка. Вначале, когда Господь должен был произнести благословение хлеба, Он сказал неожиданные слова: «Примите, ядите от этого хлеба, потому что это Тело Мое, за вас приносимое в жертву во оставление грехов». Конечно, в то время ученики не могли понять, что означают эти слова, — Господь сказал это для всех учеников, которые последуют Ему на протяжении тысячелетий. до скончания века. И мы, воспоминая о Тайной вечере в момент Евхаристии, Божественной литургии, повторяем эти слова: «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое».
А потом, по порядку ведения пасхальной вечери, глава семьи в конце трапезы должен был произнести благословение над принесенной ему чашей с вином. Господь все совершал по обычаю, как и полагалось, но, взяв последнюю чашу, Он произнес слова, не соответствовавшие установленному порядку: «Пийте от нея вси, потому что это Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая во оставление грехов».
Эти два благословения, которые уже не соответствовали ветхозаветной традиции, и легли в основу богослужения, которое мы называем Литургией. Таинства, именуемого Евхаристией, или Таинства благодарения за то, что Господь в Сыне Своем совершил ради нашего спасения. В евхаристических молитвах мы вспоминаем страдания, смерть и Воскресение Господа и Спасителя и благодарим Его за тот великий дар, который Он дал всем людям, — за избавление рода человеческого от власти диавола, от власти греха. Это не значит, что слово Божие, Его весть, Его благодать преобразуют нашу волю таким образом, что мы не можем совершать злые и неправильные поступки. Если бы было так, то тем самым Господь отказался бы от Своего Божественного замысла о человеке, наделенном свободной волей. Человек остается свободным, он может верить или не верить, молиться или не молиться, совершать Таинство Евхаристии или не совершать его. Но для Церкви, которая есть столп и утверждение истины, которая хранит все то, что Господь передал ученикам Своим, это великая заповедь: совершать, подобно тому, что было совершено в Сионской горнице Самим Спасителем, Таинство Святой Евхаристии. И мы благословляем хлеб и верим, что силой Святого Духа реально претворяются в жизнь слова Самого Господа: «сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». И затем, благословляя чашу с вином, мы верим, что силой Святого Духа в этой чаше после благословения и молитвы Церкви пребывает Кровь Христова, Которая избавляет и спасает нас от всех грехов.
Это величайшее свидетельство милости Господа и Спасителя, Который, покидая мир, оставил нам воспоминание о Своем спасительном страдании и всем том, что произошло — о Кресте, погребении и Воскресении. Воспоминание, которое происходит не ментально, не на уровне человеческого сознания, потому что иначе было бы достаточно открыть Евангелие и прочитать те страницы, где написано о Тайной вечере. Но Господь говорил о другом воспоминании — о том, которое силой Святого Духа реально соединяет нас с Тайной вечерей, соединяет нас с Самим Господом. И мы верим, что в момент совершения Божественной литургии силой Святого Духа, которую Господь даровал апостолам, а через них — всей Церкви, а значит и нам, — совершается пресуществление хлеба и вина в подлинное Тело и подлинную Кровь Христову.
Великая истина о том, что Христос пребывает в Церкви и являет Себя в Святой Евхаристии всякий раз, когда мы, собравшись вместе, совершаем Божественное Таинство, разве не есть твердое основание нашей надежды? Если Христос с нами всякий раз, когда мы совершаем Таинство Евхаристии, если Христос соединяется с нами, когда мы причащаемся Тела и Крови Его, что может нас победить? Что может нас разрушить, если только мы сами себя не хотим разрушить, если только мы сами, по своей воле, не хотим отказаться от Господа, от Его закона, от Его заповедей? Господь дал нам все для спасения, но оставил свободной нашу волю. Никого силой Господь в рай не затаскивает, никого силой не делает святым. Святыми люди становятся тогда, когда они добровольно, сознательно исполняют то, что заповедал Господь и Спаситель; когда они исповедают свои грехи, потому что несть человек, иже жив будет и не согрешит. На каждом — печать греха, у каждого индивидуальные грехи, о которых только сам человек знает, иногда очень тяжелые и опасные. Но, несмотря на всю глубину наших падений, Господь оставляет нам возможность искупить наши грехи, получить прощение через покаяние и принятие Тела и Крови Его, которые по Его слову даны всем нам во оставление грехов.
Иногда встречаешься с людьми религиозными, но нецерковными, мне нередко приходилось с такими беседовать. Они обычно говорят: я в Бога верю, но в церковь не хожу; и довольно трудно убедить их в том, что это пустое дело — верить в Бога, а в церковь не ходить. Это все равно что знать, что в музее есть прекрасные произведения искусства, которые действительно влияют на воспитание эстетического чувства, но в музей никогда не ходить и картины не смотреть. Это все равно что знать, что в той или иной книге есть замечательные истины, идеи, могущие помочь человеку, а книгу никогда не открывать. Всем, кто говорит, что они в Бога верят, а в церковь не ходят, нужно ответить: напрасно не ходите! Не нам вас судить, но если вы вне Церкви, вне Святой Евхаристии, то вы не получаете прощение своих грехов. А дальше все на ваш страх и риск, каждый человек свободен, но не получает человек прощение грехов, кроме как через участие в Евхаристии! Давайте все запомним — и те, кто часто ходит в храм, и те, кто ходит редко или вообще не ходит. Если хочешь освободиться от греха, то можешь получить прощение не иначе, как только через принятие Тела и Крови Христовой, через принесение покаяния, которое действительно освобождает нас от наших грехов.
Сегодня великий день, подобный двунадесятому празднику. Мы вспоминаем величайшее благодеяние Господа, Который, удаляясь из видимого физического мира не ушел куда-то в небытие. Он остается с нами и являет каждому из нас святейшее Таинство Тела и Крови Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Он всегда с нами, и мы всегда получаем дар Его благодати, частицу Его Божественной энергии, когда причащаемся подлинного Тела и подлинной Крови Спасителя. Вот в честь этого величайшего события в человеческой истории — установления Божественного Таинства Евхаристии, соединяющего людей с Богом, — и совершается сегодняшний праздник, Великий Четверг, когда Господь впервые совершил для Своих учеников Таинство и призвал совершать его в память о Нем. В память, которая реально соединяет нас со Христом силой Святого Духа.
Я хотел бы поздравить всех, кто сегодня причастился Святых Христовых Таин, и призвать всех, кто сегодня не причастился и во многие другие дни не причащается, неизвестно чего ожидая, причащаться как можно чаще. В идеале — каждое воскресенье. Если же по каким-то причинам не можете каждое воскресенье — хотя бы раз в две недели, но не реже! Реже будет что-то уже совсем далекое от того, к чему нас призывал Господь: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). А если мы будем вспоминать Господа раз в месяц, раз в полгода или раз в год, как это было заведено в Российской империи, когда государственная Церковь требовала, чтобы чиновники хотя бы раз в год причащались, но чтобы об этом было известно, чтобы они расписывались в специальной ведомости? И все чиновники, включая таких, какими были наши революционеры-безбожники, один раз в год ходили в храм, причащались и расписывались. Что это было, как не святотатство, как не надругательство над Таинством? По милости Божией сегодня нет таких людей, которые бы причащались ради чего-то, но много людей не связывают регулярное посещение храма с необходимостью принятия Святых Христовых Таин — в идеале, один раз в неделю. Можете чаще — чаще, но уж не реже! А если реже, то угрызайтесь совестью и кайтесь в этом. Каждый православный христианин в воскресенье должен быть в храме Божием и в идеале — причащаться Святых Христовых Таин.
Говоря так, я обращаюсь не только к тем, кто сейчас в храме, но и к тем, кто меня увидит и услышит. Я хочу сказать, что отдаю себе отчет в том, что многие люди, называя себя православными, так не поступают. Но мой долг Патриарха — обратиться ко всем, кто считает себя православным. Именно так нужно поступать или, по крайней мере, к этому стремиться. Осознавая свою немощь, просить у Господа прощения, понимая, что нерегулярное посещение храма, отказ от причащения Святых Христовых Таин отдаляют нас от Бога. А потом, когда что-то происходит, — вдруг невероятная потребность в молитве. Если диагноз нехороший у меня или у родных — прилетаем в храм, не знаем к какой иконе свечку ставить, батюшек терзаем: «Что делать? Как молиться?» А где мы были в течение большей части нашей жизни? Почему только страшный диагноз, или неприятности на работе, или угроза ограничения свободы приводят человека в церковь, как, к сожалению, часто бывает? Посещайте храм Божий так часто, как можете, причащайтесь Святых Христовых Таин так часто, как можете, и Господь будет с вами. А это значит, что будут восполняться недостатки и слабости нашей человеческой природы, исцеляться недуги не только физические, но, что особенно важно, недуги духовные. Но, самое важное, Господь будет с нами.
«Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20). Вот замечательные слова, которые произносили первые христиане всякий раз, когда собирались совершать Святую Евхаристию. Они верили, что Господь скоро придет. Это был возглас надежды, мольбы, невероятного стремления снова увидеть Спасителя; и мы должны помнить эти слова: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» — в то время и в тот час, когда Тебе угодно. Но до Твоего великого и страшного второго пришествия не оставляй людей Твоих, Церковь Твою, верующих Твоих! А применительно к нам самим скажем: и народа нашего, и Отечества нашего! И если будет так, если мы будем свои человеческие усилия подкреплять молитвой и силой благодати Божией, то многого достигнем и в личной, и в семейной, и в общественной, и в государственной жизни. И дай Бог, чтобы было так! Дай Бог, чтобы верой в Господа и Спасителя, принесшего в мир исцеление и спасение, исправлялась наша человеческая жизнь, становясь чище, светлее, красивее, и чтобы все больше и больше того, что называется святым, присутствовало в этой жизни. Аминь.
http://www.patriarchia.ru/db/text/5919077.html