О религиозном радикализме и его последствиях для России

Иерей Алексий (Алексей Владимирович Елисеев) — помощник начальника территориального Управления ФСИН России по организации работы с верующими УФСИН РОССИИ по Свердловской области и городу Екатеринбургу. Представляем вашему вниманию его доклад о религиозном радикализме и его последствиях для России, прочитанный на собрании сотрудников ГУФСИН России по Свердловской области в рамках регулярных занятий по строевой подготовке в понедельник 11 апреля. Тема эта в данный момент более чем когда-либо злободневна, и, надеемся, данный доклад будет интересен нашим читателям. Это первая часть публикации.

елис

Сегодня российское государство сталкивается с различными формами радикализма и экстремизма. Наиболее значимыми причинами радикализма являются социально-экономические, политические и религиозные. Радикализм религиозный наиболее опасен для судеб государства и народов.

Из истории религиозного радикализма в России

Служба исполнения наказаний в основном создается для преодоления преступности уголовной, для которой преимущественно характерны корыстные мотивы и цели, и связанная с этим агрессивность. Поэтому, необходимо в работе с ними учитывать их иную мотивацию, иные ценности и смыслы преступной деятельности. Иначе, например, религиозные радикалы, находясь в местах лишения свободы, активно вербуют своих новых последователей из традиционно уголовной среды.

Несколько слов об истории религиозного радикализма в России и событиями с ним связанными. Игнорирование религиозной составляющей в них, создает ложные представления и о многих исторических событиях, и о причинах их породивших.

Впервые религиозно-политический радикализм появился в истории России в эпоху церковного раскола XVII века. Именно тогда, в эпоху мятежного протопопа Аввакума, а затем Никиты Пустосвята впервые прозвучали слова и пророчества о том, что Третий Рим пал, русского православного царства больше нет. История, по мнению раскольников, окончилась в 1666 году и наступило царство антихриста. Больше нет русских православных царей, Алексея Михайловича Тишайшего и Патриарха Никона раскольники XVII века считали врагами Православия и слугами антихриста. Церковь «никонианская», говорили они, безблагодатная, в ней нет спасения, русское государство — царство зверя, из которого надо бежать в леса, — в «невидимый град Китеж», чтобы спастись.

Находясь в местах лишения свободы, эти люди выработали свою «идеологию» — жить по своему «закону», никому из охранников как слуг антихриста не верить, ничего у них не просить. А поскольку они являются последователями истинной веры, то и ничего не бояться. Так был выработан, по сути, антихристианский девиз: «Ничего не бойся, никому не верь, ни у кого ничего не прости». Это надолго стало идеологией, так называемых, «воров в законе».

Религиозный радикализм раскольников XVII века закончился проповедью самосожжения как единственного пути спасения от власти антихриста, привел к массовым гарям. Расколоучители не раз поднимали казаков и стрельцов на бунты против царской власти и государства. Поборники старой веры спровоцировали бунт Стеньки Разина, который вылился в целую войну народов Поволжья против Московского государства в 1667–1671 годах. В 1681 году раскольники подняли стрелецкий мятеж в Москве. Позже разразился булавинский бунт казаков-староверов в 1708–1710 годах и даже уход их в Турцию. Особенно опасным врагом русского государства стала пугачевщина, бунт казаков-старообрядцев, ставший гражданской войной, направленной на уничтожение Российской империи. Таким образом, почти два столетия, XVII–XVIII века, раскольники поднимали народ на бунт, восстание, гражданскую и религиозную войну против Православной Церкви и Русского государства.

 

На смену религиозному радикализму XVII и XVIII столетий в XIX и XX веках пришел радикализм революционной интеллигенции. Начиная от Пестеля, Бакунина и Желябова до Троцкого, Ленина, большевиков и эсеров сформировался особый тип секулярно-политического радикализма. Этот тип левого радикализма, исповедующего революционный террор, привел Россию в 1917 году к невиданной катастрофе и государственному крушению.

В России в ХХ веке многие десятки миллионов людей заплатили своей жизнью за идеологию революционно-политического радикализма. Различные слои и сословия русского общества были безжалостно истреблены как «классовые враги», почти вся старая традиционная Россия погибла — таковы были горькие плоды этого крайнего мировоззрения.

В 90-е годы прошлого века наступила эпоха либерально-демократического радикализма, которая в нашем обществе пришла на смену обветшалому марксизму-ленинизму.

Радикальная либерализация обернулась для страны «великой криминальной революцией», разграблением и расчленением сверхдержавы, обнищанием и вымиранием народа. Как реакция на нынешнее положение народа и страны, пережившей в 90-е годы либеральный беспредел, рождаются новые формы радикализма.

 

 

Комментарии запрещены.