Дата первой публикации 30.08.2016
Дата последней редакции 30.08.2016 10:33
29 августа исполнилось 14 лет со дня блаженной кончины нашего любимого Батюшки, основателя Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря схиархимандрита Зосимы (Сокур). Точнее сказать, монах — подвижник создал два монастыря на одной территории: Свято — Васильевский мужской и Свято — Николаевский Женский.
Так сбылось предание, предсказанное после революции 1917 года: «Когда в Свято-Васильевский храм приедет служить монах, тут откроются две обители».
Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в 1986 году в полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика… Зимою руки к чаше со Святыми Дарами примерзали… Усердными молитвами и трудами служителя Божьего свершилось чудо… Сегодня, обитель — один из самых важных духовных центров не только Донбасса, но и Руси.
Старец, часто подчеркивал, что Русь Святая — единая и неделимая. Повторяя слова Преподобного Лаврентия Черниговского:
«Наше родное слово Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не
забывать, что было Крещение Руси, а не крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов«.
Этот фоторепортаж, по милости Божией, был снят мною в день рождения Батюшки Зосимы — 3 сентября 2012 года. Публикуется впервые.
Часовня — место погребения старца.
Батюшка завещал приходить к нему, как к живому со своими горестями…
Ежедневно в обитель стекаются сотни паломников.
Всякий приходящий, непременно, получает утешение, исцеление, помощь…
Фоторепортаж: Юлия Воинова – Жунич
Духовное завещание старца:
Аз, грешный Схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей:
Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.
Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.
В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, — беззаконная или «законная», — автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия — служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.
…Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви — в ней спасение.
Всем даю из гроба прощение, Бог за вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители: братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения… Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие.
Об успении схиархимандрита Зосимы
Источник
23 августа, на день своего Ангела, Зосимы и Савватия Соловецких, митрополиту Илариону он прямо сказал, что умрёт на погребение Божией Матери:
— Приезжайте, владыко, к нам на чин погребения Божией Матери.
— Да нет, Батюшка, у вас служба ночью будет, а мне утром служить.
— Да вам и так, владыко, будет не до сна, приезжайте — будете меня вместе с Божией Матерью погребать…
«Я не знал, как эти слова понимать, — вспоминает владыка Иларион. — У меня были совершенно иные планы…»
За несколько дней до кончины о.Зосима в диализной сестрам как-то между делом сказал: «Ну что ж, умирать надо. Как бы вам праздник не испортить. Да, я ведь не достоин умереть на Успение…» — отеческая забота о благе ближних и глубокое христианское смирение до последних минут его многострадальной жизни проявлялись во всех его словах и поступках.
Успение было его любимейшим праздником. Ещё в Детстве он своими ручками сам вышил плащаницу Божией Матери, ещё в детстве, когда ему исполнилось лет 7-8, он собирал благочестивых бабушек, и они вместе, с зажжёнными свечами, читали чудный акафист Успению: «Радуйся, обрадованная, во успении твоем нас не оставляющая«.
Наступило Успение 2002 г. «Он настолько почитал Божью Матерь, — вспоминает инокиня Галина. — Я первый раз, когда попала сюда на Успенскую службу, была поражена — как Батюшка поклонялся плащанице! Столько в нём было трепета, столько благоговения, столько любви: он поклонялся не просто плащанице — он поклонялся Божьей Матери».
Вечером 28 августа его состояние резко ухудшилось (наступил паралич кишечника), и его отвезли в больницу.
До последнего своего вздоха, как свидетельствовали келейники о.Зосимы, он пребывал в молитве. Пред самой своей кончиной схимник сподобился некоего откровеня. У его больничной кровати была икона Божией Матери с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими, и пристально глядя на нее, Батюшка, как бы позабыв о нестерпимой боли, минут 10 вел спокойную мирную беседу с Кем-то, кто был невидим для телесных очей его келейников. Трудно было разобрать этот полушепот умирающего Старца, но в нем явственно слышались нотки вопросов, прошений, доносились до слуха отдельные реплики и слова. Такое было впечатление, вспоминает иеродиакон Амвросий, что в палате была Сама Пречистая дева. И нельзя было без трепета и благоговения присутствовать при сем великом и дивном таинстве — смерти праведника, лик которого уже светился неземным светом.
Как свидетельствует схимонахиня Пантелеимона, которая в этот день находилась возле Батюшки, пытаясь облегчить его страдания, последними словами, которые он произнёс перед тем, как начал уже угасать и речь его перешла в шепот, были: «Матерь Божия, открой мне Царские врата!» Этот молитвенный вздох вырвался из груди Старца за полчаса до его блаженной кончины.
«Когда я умру, вы будете знать, — говорил Старец братии, — часы на моём молитвенном столике в алтаре остановятся». 29 августа, без пятнадцати двенадцать ночи остановилось сердце великого Молитвенника. Без пятнадцати двенадцать остановились и часы на столике о.Зосимы в алтаре. Так закончилось время его земной молитвы, так начался отсчёт его молитвенного предстательства в блаженной вечности…
А в храме в это время совершался чин погребения Божией Матери. Только несколько человек из братии знали о случившемся. Вышел на проповедь о.Фаддей… Свою речь он закончил следующими словами: «И вот сегодня, как когда-то Спаситель держал на руках душу Пречистой Девы Марии, так сегодня Божья Матерь держит на своих руках душу новопреставленного отца нашего — схиархимандрита Зосимы…»
Слёзы, рыдания, стенания неутешного горя вмиг наполнили храм. Скорбь была великая, неописуемая — казалось, как вспоминали те, кто молился в эту Успенскую ночь в храме, что вся Русь оплакивала своё сиротство.
Утром тело дорогого Батюшки привезли в обитель. Так описывает эти скорбные минуты их очевидец — Н.Г. Горелова, корреспондент православной газеты «Плесково»:
«Служба у гроба Старца не прекращалась ни на минуту. Всю ночь братия по очереди читала Евангелие. На следуюший день мы приехали к 8 часам на Божественную литургию. Народу было так много, что в храм вошли только монашествующие и духовенство, остальные молились во дворе монастыря. В 11 часов уже во дворе храма состоялось отпевание Старца по монашескому чину, потом крестным ходом гроб со Старцем обнесли вокруг монастырских стен.
Это была тысячная процессия. Люди разных возрастов и различного социального положения, люди знакомые и только что встретившиеся — все были объединены причастностью к духовному значению происходящего. Меня поразил калека, который ковылял вровень со мной, гремя своими протезами и не отставая ни на шаг. Он шёл с таким решительным выражением лица, как будто от этого пути зависели его собственная жизнь, его собственное спасение… То, что происходило на моих глазах, можно назвать Чудом. Процессия из похоронной превращалась в пасхальную. И хор монашеский стал петь пасхальные песнопения. Всех людей охватил необыкновенный духовный подъём, когда в смерти ничего страшного не виделось, напротив, все ощущали, что Старец достиг цели своей жизни, что он сейчас с Господом и молится за нас, и посылает нам свое отеческое благословение. Когда я прижалась к руке Старца, она была очень мягкой и очень теплой…»
О мягкой и тёплой руке Батюшки говорят все, кто в тот день в последний раз прикладывался к ней.
По приблизительным подсчётам, провести Старца в последний путь пришло около 10 000 людей. О тех чувствах, которые испытывала его многотысячная паства, прощаясь со своим дорогим аввой, лучше всего говорит стихотворение его духовной дочери Виктории из посёлка Владимировка Донецкой области:
Почил наш Батюшка Зосима —
Закрыла лик святая схима,
Во гробе Старец наш лежит,
Наставник, схиархимандрит.
Как высказать такое горе?
Людей к нему собралось море,
А он молчит, не говорит,
Не обличит, не вразумит!
Он утешением нам был,
Пока хватало только сил.
Он был примером жизни нам:
Как нас учил, так жил и сам…
Как проповедь он говорил!
Скольким он веру подарил!
Теперь умолк… сомкнул уста —
Ушёл он в Царствие Христа.
И стала келией могила…
В загробный мир ушло светило.
Погас молитвенный очаг,
У нас растаял на очах.
Сгорел тихонько, как свеча,
Терпя и муки, и печаль.
Без ропота он крест свой нёс —
Достойный Богу плод принёс.
Любовь он сеял, не скупясь,
О всех и вся всегда молясь.
Он, как отец, и старшим был,
И нежно чад своих любил.
Мы верим, что его Христос
В Свой Рай, к Святым Своим вознёс,
Что будет нам с небес светить,
У Божьих ног о нас молить,
По-прежнему любить всех нас
И будет с нами в трудный час.
Материал подготовила: Юлия Воинова – Жунич
Сайт Свято — Успенского Николо-Васильевского монастыря
https://www.youtube.com/watch?v=MVp9TNVkois
https://www.youtube.com/watch?v=OAAttKadSB8
https://www.youtube.com/watch?v=FQcQ5BjIC_4&spfreload=10
https://www.youtube.com/watch?v=C_2TxQK6VGQ