Жития новопрославленных святых: Святителя Иоанникия (митрополита Киевского и Галицкого) и схииеромонаха Вассиана. Небольшой фоторепортаж

В день Престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы в  Святой Успенской Киево — Печерской Лавре состоялась канонизация святых угодников, которые были тесно связаны с этой обителью и окончили в ее стенах свой жизненный путь.

Новыми заступниками нашими и молитвенниками у Престола Божия являются насельник Лавры схииеромонах Вассиан Слепой (Балашевич; +1827)  и митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев; + 1900)


Святитель Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий
память 7 (20) июня

 

Иоанникий


Святитель Иоанникий – митрополит Киевский и Галицкий, член Святейшего Синода, председательствующий Московской Синодальной конторы, председатель Православного Миссионерского общества в Москве, Почетный член С.-Петербургской и Киевской Духовных Академий, член общества восстановления Православия на Кавказе (в миру Иоанн Руднев) –родился в Тульской губернии в семье сельского диакона Максима Руднева. Обучался с 1840 по 1845 год в Тульской Духовной семинарии и далее, по 1849 год, — в Киевской Духовной Академии, окончив курс наук с причислением к первому разряду воспитанников.

Первые 11 лет служения святителя Иоанникия Господу и Церкви были связанны с Киево–Печерской Лаврой и Киевской Духовной Академией.

11 октября 1849 года, согласно собственному прошению, был пострижен в монашество с наречением имени Иоанникий и определен учителем Священного Писания в Киевскую Духовную Академию. С 1850 по 1853 год исполнял должность помощника инспектора Академии, преподавал обличительное богословие. В 1851 году перемещен с класса Священного Писания на класс богословских наук, за свои труды награжден набедренником.

В 1851 году Иоанникий был возведен в степень магистра и переименован в бакалавра Академии. 6 ноября того же года «за отличное благонравие и ревность в исполнении своих обязанностей» возведен в звание соборного иеромонаха Киево-Печерской Лавры. 1 февраля 1852 года получил магистерский крест. В 1852-1853 годах исполнял должность инспектора Киевской Духовной Академии и заслужил архипастырское благословение и признательность. В сентябре 1853 года определен членом внутреннего Правления Академии. 25 сентября того же года объявлено ему благословение Святейшего Синода «за усердные и полезные труды».

В награду за отличную службу возведен 21 декабря 1854 года в сан архимандрита с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря. 9 июля 1856 года Святейшим Синодом определен инспектором в Киевскую Академию и экстраординарным профессором богословских наук. Также по поручению Святейшего Синода обозревал Полтавскую и Екатеринославскую семинарии. В 1858 году исправлял должность настоятеля первоклассного Богоявленского монастыря, а с 7 апреля по 29 июля того же года — должность ректора Академии и профессора богословских наук. 14 апреля, по представлению Святейшего Синода об отличной службе, сопричислен к ордену св. Анны II степени.

6 октября 1858 года определением Святейшего Синода Иоанникий перемещен на должность ректора и профессора богословских наук в Киевскую Духовную семинарию и стал настоятелем Киево-Пустынского Николаевского второклассного монастыря. 1 ноября утвержден членом Киевской духовной консистории.

6 октября 1860 года определением Святейшего Синода Иоанникий перемещен на должность ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии с оставлением за ним лично степени настоятеля первоклассного монастыря. 4 декабря того же года он определен главным блюстителем за преподаванием Закона Божия во всех учебных заведениях столицы и ее окрестностей. 20 декабря утвержден членом Санкт-Петербургской Духовной консистории. 29 апреля 1861 года Всемилостивейше пожалованы ему знаки ордена св. Анны II степени, украшенные Императорской короной.

6 мая 1861 года именным Высочайшим указом Иоанникий назначен на вакансию епископа Выборгского, второго викария Санкт-Петербургской епархии. 12 июня хиротонисан в епископа в Санкт-Петербурге. В июне 1862 года поручено ему обозрение Смоленской и Полоцкой семинарий. 31 марта 1863 года он сопричислен к ордену св. Владимира III степени. С 12 января 1864 года именным Высочайшим указом, данным Святейшему Синоду, повелено ему быть епископом Саратовским и Царицынским.

В Саратовской епархии он обратил внимание на недостаточность средств в борьбе с расколом и основал с этой целью Братство Святого Креста. Он же был первым и главным жертвователем в пользу братства. Братство высылало в епархию своих миссионеров, которыми впоследствии были по большей части лица, обратившиеся из раскола. Братство Святого Креста было первым обществом, основанным для борьбы с расколом. По его образцу стали затем возникать и другие с той же целью. По инициативе епископа Иоанникия, при братстве образовалась богатое собрание старопечатных книг, часто посещаемое даже самими раскольниками. При этом же братстве открыты были публичные собеседования с раскольниками, в которых Преосвященный Иоанникий принимал непосредственное участие.

Для содействия братству в борьбе с расколом учение о расколе в Духовной семинарии было выделено им в самостоятельную кафедру. Изучение раскола велось, главным образом, по старопечатным книгам, причем ученикам семинарии вменено было в обязанность по очереди являться на публичные собеседования и составлять о них отчеты, разбираемые затем на уроках. При том же братстве впоследствии возникли: бесплатная столовая для бедных, помещающаяся под братской библиотекой, ремесленная школа, или учебно-заработный дом для бедных детей, и духовно-просветительный союз. Последний, в дополнение к полемическим задачам братства — борьбе с расколом, поставил своею целью распространение духовного просвещения, особенно в низших классах населения, путем религиозно-нравственных чтений и распространения душеполезных книг. Впоследствии духовно-просветительный союз открыл филиальные отделения не только в городах, но и во многих селах Саратовской епархии.

Эти новообразования Преосвященного Иоанникия стали преддверием и провозвестником работного дома, учрежденного святым праведным Иоанном Кронштадтского.

Боголюбивое и христианское устроение души Владыки устремлялось к деланию добрых дел.

Благодаря епископу Иоанникию (Рудневу) Саратовская епархия одна из первых завела у себя училище для девиц духовного звания (названое позже его именем). Доброе дело началось добровольной подпиской, давшей сумму в несколько сот рублей. Остальная сумма была взята из местных епархиальных средств. На эти средства было куплено для училища особое помещение. Плата за содержание и обучение в этом училище была назначена настолько умеренная, что в училище стали поступать даже дочери псаломщиков.

Кроме того, оказалось возможным давать бедным девицам по окончании курса пособие на первоначальное обзаведение или оставлять их до приискания места в различных должностях при училище. Устройством женского епархиального училища он пошел навстречу насущной потребности саратовского, особенно сельского, духовенства, нуждавшегося в дешевых средствах образования своих дочерей. При отсутствии этих средств девицы духовного звания часто оставались без всякого образования и нередко по той же причине без куска насущного хлеба.

При Саратовском женском училище по его почину в скором времени образован был приют для малолетних бедных детей духовенства, по своему возрасту нуждающихся в уходе, а по своему сиротству –в крове отеческом. По мысли основателя, этот приют стал не только убежищем от бедности, но вместе и воспитательным учреждением, и как бы ступенью к дальнейшему образованию. Несколько лет спустя та же отеческая рука открыла при училище-приюте отделение для престарелых священно- и церковно-служителей, куда могли поступать лица, послужившие Церкви и требующие по своим немощам посторонней помощи.

Главный источник епархиальных средств, необходимых на содержание помянутых благотворительных и просветительных учреждений, епископ Иоанникий нашел в доходах свечного епархиального завода. Как основание епархиального завода, первого по времени в России, так и прочная постановка его операций принадлежали исключительно его стараниям и энергии.

17 марта 1866 года Владыка Иоанникий сопричислен к ордену св. Анны I степени «за благоразумную деятельность по управлению вверенною епархией и заботливость о местных духовно-учебных учреждениях».

17 сентября 1869 года он, с Высочайшего соизволения, назначен членом Общества восстановления Православия на Кавказе.

13 июня 1873 года Преосвященный Иоанникий утвержден епископом Нижегородским и Арзамасским. 31 марта 1874 года сопричислен к ордену св. равноапостольного князя Владимира 2-й степени большого Креста — «за просвещенную пастырскую деятельность, неусыпные заботы о мерах к вразумлению и возвращению в недра Святой Церкви заблудших чад ее и отеческую попечительность в открытии способов призрения и воспитания сирых детей духовенства».

10 апреля 1876 года получил Высочайшую от Его Императорского Величества благодарность за пожертвованную им сумму (7700 рублей) в пользу Нижегородского епархиального детского приюта.

В Нижегородской епархии по образцу Саратовского братства было основано епископом Иоанникием в тех же целях и такое же братство Святого Креста. Затем, его же заботами и щедротами, приведено в лучшее состояние местное епархиальное училище для девиц духовного звания и при училище положено основание для детского епархиального приюта, в котором еще при его жизни нашли себе теплое и надежное убежище до сорока детей. Вслед за учреждением приюта, ввиду беспомощного состояния тех детей, которые по болезни или неспособности к учению- обречены на безвыходное положение, той же отеческой заботливостью учреждена была епископом Иоанникием при Оранском монастыре ремесленная школа на сорок мальчиков. Школа напоминала собой такую же школу или учебно-заработный дом в Саратове.

Особенную же заслугу для Нижегородской епархии составляло учрежденное им при Нижегородской семинарии первое в России общежитие для своекоштных воспитанников. В то время в Нижегородской семинарии было 288 учеников, из которых 108 содержалось на казенный счет, один на стипендию и 29 жили у родителей или родственников. Всех остальных воспитанников, в числе 151, приняло под свой кров семинарское общежитие. Для общежития было построено великолепное здание в нескольких шагах от семинарии.

27 марта 1877 года именным Высочайшим указом, данным Святейшему Синоду, он возведен в сан архиепископа, 8 декабря повелено ему быть архиепископом Карталинским и Кахетинским со званием Экзарха Грузии и Члена Святейшего Синода.

30 августа 1881 года он сопричислен к ордену св. Александра Невского за неутомимо ревностное архипастырское служение и заботу об устроении и духовном просвещении вверенной ему паствы; 11 июня 1882 года Иоанникий избран единогласно Советом Киевской Духовной Академии в Почетные члены этой академии — за труды продолжительного служения на поприще духовного образования и церковного управления в разных епархиях.

27 июня 1882 года именным Высочайшим указом, данным Святейшему Синоду, Всемилостивейше повелено ему быть митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 7 октября того же года он утвержден в звании Председателя Православного Миссионерского общества. 7 ноября Всемилостивейше разрешено ему принять и носить по установлению пожалованный Его Высочеством Николаем, князем Черногорским, орден князя Даниила I степени. В Москве Владыкой было основано Кирилло-Мефодиевское Братство, второе епархиальное женское училище, учреждены еженедельные собеседования с раскольниками, открыты бесплатные общежития при двух семинариях. 15 мая 1883 года ему пожалованы бриллиантовые знаки св. благоверного князя Александра Невского. 31 октября 1885 года он Высочайше утвержден в звании Почетного члена Московской Александровской общины сестер милосердия «Утоли мои печали» и, во внимание к особым заслугам на пользу Церкви на святительской кафедре первопрестольной Москвы, Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Владимира I степени.

Свое служение Богу и людям Владыке суждено было закончить там же, где он и начинал – на земле Киевской.

17 ноября 1891 года Святейшим Синодом повелено ему стать митрополитом Киевским и Галицким и священноархимандритом Киево-Печерской Лавры. В 1895 году митрополит Иоанникий за ревностное служение, подвиги на благо Церкви и Отечества, твердость в управлении епархиями, живое и деятельное участие в делах высшего церковного управления сопричислен к Императорскому ордену св. апостола Андрея Первозванного. 14 мая 1896 года Высочайше пожалован митрополиту Иоанникию бриллиантовый крест на митру. 25 декабря 1898 года Высочайшим рескриптом он назначен первенствующим членом Святейшего Синода и 7 ноября 1899 года, также при Высочайшем рескрипте, пожалован бриллиантовым знаком ордена св. Андрея Первозванного.

Почетным членом Академии Наук избран 4 декабря 1899 года.

Сохранились воспоминания современника о последних днях Преосвященного Иоанникия. В 1900 году, возвратившись из С.-Петербурга ранней весною, Преосвященный Иоанникий, несмотря на тяжкие труды по заседаниям в Святейшем Синоде, выглядел бодрым и здоровым и в совершенном здравии переехал на летнее местожительство в Голосеевскую пустынь. Но 31 мая 1900 года Владыка после отдыха на открытой террасе к вечеру почувствовал озноб. Врач Янченко, посещавший Преосвященного, констатировал простудное заболевание. Однако, несмотря на принятые меры, болезнь быстро усиливалась и вскоре осложнилась воспалением дыхательных путей.

В ночь с 3 на 4 июня наступило заметное ухудшение, и Владыка причастился Святых Христовых Таин из рук своего духовника иеромонаха Алексия. Положение его быстро ухудшалось и наконец стало безнадежным. Вызванный епископ Уманский Сергий совершил над умирающим Таинство Елеосвящения. К вечеру опять последовало ухудшение в состоянии больного Владыки. 7 июня он вновь приобщился Святых Таин, и вскоре сознание совершенно оставило его. Когда духовник стал читать «Отходную», умирающий Владыка лежал тихо и безмолвно.

Присутствующие при последних минутах его жизни викарии, наместник Лавры, врачи и домашние преклонили колена, духовник закрыл глаза почившему, и удар колокола возвестил братии пустыни о скорбном часе.

На 9 июня назначено было перенесение тела усопшего Владыки из Голосеевской пустыни в Киево-Печерскую Лавру. Из церкви гроб был вынесен присутствующими иеромонахами и архимандритами. Процессия приблизилась к Святым вратам Лавры, и там вновь была отслужена лития.

Митрополит Московский и Коломенский Владимир, прибывший в Киев, был специально назначен Святейшим Синодом для совершения погребения почившего иерарха, 11 июня 1900 года состоялось торжественное погребение тела митрополита Иоанникия. После заупокойной Божественной литургии было совершено отпевание, и гроб понесен на руках в Крестовоздвиженскую церковь на Ближних пещерах, где и был опущен в изготовленную могилу и затем вдвинут в нишу под капитальной стеной церкви. Митрополит Иоанникий был погребен рядом с Киевскими святителями Филаретом и Филофеем.

Известны его постническое воздержание, его удивительно широкая благотворительность, истинно-христианская скромность жизни, справедливость, простота и прямота в обращении и, наконец, молитвенное настроение духа, доходящее на общественных богослужениях до высокого вдохновения. В общественном служении он счастливо сочетал в себе зрелость и ясность понимания с выдающимися способностями к широкому почину и многосторонней практической деятельности. Во всякое дело, ему вверяемое, он умел вносить редкую ясность понимания, неистощимую энергию, внимательность и трудолюбие. На ученой кафедре он был даровитым профессором, в должностях педагога-начальника примерным руководителем-воспитателем, — в епархиальном управлении всюду заводил образцовый порядок, устанавливал правильное течение дел и вызывал к жизни многочисленные просветительные и благотворительные учреждения.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова; +1990) 3 июня 1987 года было установлено празднование Собора Тульских святых.

В числе многих подвижников благочестия, связанных обстоятельствами жизни с Тульской епархией, в Собор было внесено имя и митрополита Иоанникия.

Тропарь святителю Иоанникию, митрополиту Киевскому, глас 3-ий

Вернаго архипастыря Христова, церковнаго священноначалия украшение, приидите, вернии, восхвалим святителя Иоанникия, неутомимаго проповедника, благочестия блюстителя и паствы своея приснаго печальника  и просветителя.

Кондак, глас 8-ый
Избраннаго тя светильника Церкве Божия, вознесе Господь на престол града Киева, идеже правдолюбием безстрастным, попечением отеческим и любовию сердечною славу духовную стяжал еси. Темже, на нетленныя мощи твоя взирающе, воспеваем сице: Радуйся, отче Иоанникие, града Киева преславный святителю.

Схииеромонах Вассиан

Схииеромонах Вассиан (в миру Василий Балашевич) родился в 1745 году в поветовом городе Погар Стародубского полка Черниговской  губернии. С раннего детства отличаясь кротостью и глубокомыслием, он был любимцем в семье, а близкие соседи ставили его в пример своим детям.

Происходя из мещанского сословия и родившись в бедной семье, Василий не знал роскоши и довольства и очень рано приучился к воздержанию и труду. Любимым же его времяпрепровождением было ежедневное хождение в церковь. Там, приблизившись к самому амвону, с жадностью внимал Василий богослужебным возгласам священнослужителей и чутко прислушивался к каждому слову церковного песнопения. Святые семена слова Божия упали на хорошую почву и, понемногу разрастаясь, дали впоследствии обильный плод.

От природы склонный к уединению и тишине, юный отрок избегал уличной забавы и детских игр. Самым любимым для него было чтение житий святых, которые получал Василий от приходского священника. С какой жадностью пытливого ума набросился юноша на эти благодатные рассказы о жизни угодников Божиих! Сколько назидательных примеров христианской веры и благочестия почерпнул он из этих богодухновенных книг! Характер его получил решительное направление, отрешившее душу его от земного, и отроческое сердце Василия возгорелось сильною любовью к Богу. На нем сбылись слова: «Сыне, аще приим глаголы сия, скрыеши в себе, тогда уразумеваеши правду и суд и иcправиши вся стези благая; тогда послушает премудрости твое ухо, и приложиши сердце твое к разуму» (Притч. 2. 1,2,9).

Когда юноше исполнилось 19 лет, он во что бы то ни стало решился навсегда удалиться в монастырь, дабы посвятить себя на служение Богу. Но родители, узнав о намерении своего сына, воспротивились его тайному желанию и стали уговаривать вступить в брак. Не желая прекословить родительской воле, Василий уступил их настойчивым просьбам и в том же году женился. Однако недолго прожил юный супруг с молодой женой: супруга его опасно заболела и вскоре скончалась, оставив на попечение мужа двух малюток-дочерей Татьяну и Феклу.  Вскоре скончались и родители Василия, потому он, прожив некоторое время в родном городе, продал имущество свое и переехал с детьми в Киев, где перед духовными очами его открылись новые горизонты. Здесь перед очами его открылись новые горизонты и торжествующие святыни древнего Киева еще глубже утверждали его в вере и расширили стремление его к небесным путям.

Тяжело было жить в миру трудолюбивому Василию. Различные мелочи, нужда и дрязги житейские причиняли ему многочисленные скорби, а к всевозможным печалям и воздыханиям присоединилась забота о воспитании малолетних дочерей. Но «благо есть мужу, егда возьмет ярем Господень в юности своей» (Иерем. 3, 27): с помощью Божией и молитвою на устах все превозмог Василий. Старшая дочь его была выдана замуж, а младшая –Фекла определилась в Киево–Флоровский девичий монастырь и постриглась в монашество с именем –Паисия. Тогда и Василий решил приступить к выполнению данного Богу обета.

В 1793 году он определился в Киево–Выдубицкий монастырь на послушание и целых 6 лет неустанно трудился там в светском звании наравне с прочими послушниками. Когда же эконом Киево–Софийского митрополичьего дома на старости лет своих стал проситься на покой, то за отличное поведение, начитанность и обширные хозяйственные познания на его место был назначен Василий.

21 июня 1799 года состоялось пострижение его в иноческий чин и наречено ему имя – Вавила. Радостям новопостриженного инока не было границ. От юности лелеянные мечты его теперь осуществились, и, отрешившись от мира, Вавила мог вступить на великий подвиг христианского благочестия.

В 1799 году для приведения в порядок экономической части Киевской Духовной Академии монах Вавила был определен на новоучрежденную должность академического казначея. Велики и многочисленны были его труды на этом поприще, и приходилось вести их самостоятельно, без всякого руководства и предыдущих примеров. И в результате, можно смело сказать, что монах Вавила, будучи первым казначеем Академии, приложил немало труда, пока своей рассудительностью, опытностью и неусыпными трудами привел экономическую часть ее в цветущее состояние.

Юные питомцы Академии, из которых вышли впоследствии многие знаменитости Отечества, отдавали отцу Вавиле большое почтение. Считая его духовидцем, они приходили к нему с некоторой робостью и боязнью и в мирной беседе со старцем черпали из кладезя его мудрых, вдохновенных речей «сладкую воду жизни». «Бегите праздности, – говорил он им. – Займитесь трудом…В труде найдете надежный щит страстям. Коли пропустил ты день, — воспользуйся другим: Господь подкрепит тебя милосердием и пошлет за труды твои должное возмездие… Итак, пока ты жив, — ищи всегда чему-нибудь научиться…».

Плодотворные труды отца Вавилы и усердная его деятельность привлекли благосклонное внимание митрополита Гавриила (Банулеско), а потому 4 марта 1800 года отец Вавила был рукоположен во иеродиакона, а 22 июля того же года – во иеромонаха.

Рвение к духовным подвигам, зажегшееся в сердце отца Вавилы еще в юности, разгоралось все сильнее и сильнее. Не довольствуясь общими иноческими обетами, монах Вавила пожелал благоугождать Богу высшими подвигами благочестия, а потому в 1802 году подал прошение о пострижении его в великий ангельский образ – схиму. Митрополит  Гавриил, опасавшийся, чтобы строгая подвижническая жизнь отца Вавилы не послужила ему помехой при исполнении им обязанностей казначея, всячески уговаривал старца повременить. Но отец Вавила отвечал: «Владыка! Я стар уже… Я не ведаю, что случится со мною завтра… Каждый день я испытываю сердце свое и нашел, что ничто не может удовлетворить и наполнить его, кроме Бога…».

Пострижение отца Вавилы совершено было в Китаевской пустыни игуменом Киприаном, и наречено было ему имя Вассиан.

Недолго пробыл после того отец Вассиан в Академии. От постоянных трудов, недоспанных ночей и рабочего напряжения он ослабел глазами. Совершенно выбившись из сил и потеряв здоровье, старец в том же 1802 году попросился на покой в Киево-Печерскую Лавру.

Перемещенный в Китаевскую пустынь старец Вассиан был назначен к очередному Богослужению и духовнической должности. С переходом отца Вассиана в Киево-Печерскую Лавру началась для него новая жизнь, преисполненная благодатных часов уединения и духовного собеседования с Богом. Передают, что когда он молился перед Престолом во время Богослужения, то, преисполняясь священного восторга, обливался слезами при произнесении великих слов Божественной литургии.

Целых 5 лет трудился отец Вассиан в Китаевской пустыни, не пропуская ни одного Богослужения, совершая различные требы и удовлетворяя духовные потребности своих многочисленных духовных чад. Долго бы и еще потрудился он на широком просторе Нивы Божией, но Бог судил иначе: зрение его ухудшилось настолько, что он перестал различать окружающие предметы и даже людей, а 28 января 1807 года старец совершенно ослеп. Но схимник не скорбел, а с покорностью и без ропота благодарил Творца: «Господи, – говорил он, — Господи, смиривый гордыню души моея слепотою телесною, просвети мои мысленные очи сердца, да выну славлю и поклоняюсь пресвятому имени Твоему».

По ослеплении глаз отец Вассиан был переведен в Лавру и определен в больничный монастырь на жительство. Но и здесь не оставлял он своего обычного правила и трудов: едва только ударяли в колокол, неспешными шагами направлялся он в храм Божий. Молитва его была пламенна и необычна, но подвиг молитвы он соединял с великим постом. Такими подвигами он привлек к себе дары Духа Святаго, и хотя плотью был земной жилец, но духом соединялся с небесным и вечным. А потому имя отца Вассиана стало привлекать к себе толпы народа, и вскоре подвиги и христианские доблести его стали известны всей России.

Редкий из посещающих Лавру, прослышав про добродетельное и богоугодное житие старца Вассиана, не приходил к нему за советом и утешением. И благолепный старец никому не отказывал в приеме, всех принимал с любовью и лаской как истинный пастырь и нежный отец. И милосердный Господь, испытующий сердца и утробы людей, видя в нем искреннего и верного раба Своего, удостоил старца дара прозорливости, тщательно скрываемого им под покровом своего смирения.

Но не только люди мирские прибегали к нему за советом и утешением, — почти вся лаврская братия избрала его своим духовником, ибо многим из них он был восприемным отцом по монашеству. Каждый видел в нем и кроткого отца, назидавшего всех отеческим словом, но более всего — примерною святостью собственной жизни.

Так проходили дни за днями. Из келии своей старец Вассиан выходил редко. И как ни избегал он суетной человеческой славы, однако благочестие отца Вассиана было известно не только многим чадам Церкви Христовой, но, дошедши до Петербурга, привлекло к нему особенное внимание даже самих венценосцев. Так что в 1816 году, когда увенчанный славой умиротворителя Европы император Александр I на пути из сгоревшей в 1812 году Москвы приехал в Киев, чтобы поклониться его святыням, то первым шагом к насыщению его духовной жажды было посещение им слепого схииеромонаха Вассиана.

В назначенный час Император так тихо вошел в келию слепого старца, отец Вассиан погодя надел на себя епитрахиль и приступил к совершению исповеди. Кругом был полумрак, и царила благодатная тишина. Обладатель обширной России, с детской верой повергаясь перед образами на колена, со смирением и кротостью каялся в своих поступках и делах в присутствии простого, убеленного сединами чернеца… Как бы отрешившись от земной славы и чувствуя свое ничтожество перед Творцом, с младенческой покорностью отдавал он Ему свое сердце, прибегая при этом к помощи и предстательству прозорливого старца.

Трудно рассказать о всех трудах и духовных подвигах старца. Внутренняя жизнь его, подобно жизни всех ревнителей благочестия, была запечатлена глубокою сокровенностью. Ее поймут лишь те, иже Христовы суть, и которые сами постоянно ведут многотрудную внутреннюю борьбу с незримым врагом нашего спасения.

Наступил 1827 год. Старец видимо стал изнемогать. Подвергаясь частым недугам, он затворился в келии и никого не принимал к себе. Изредка его посещали родные дочери или близкие духовные чада.

С большим нетерпением собирался старец в загробный путь. Изредка  нарушал он царившую в келии тишину своими глубокими вздохами:
«Господи, — шептали уста его, — поминаю час смертный и каюсь, да, не без надежды спасения от мира сего изыду… Поминаю Суд Страшный и каюсь, да не со грехами моими тамо явлюся…Поминаю сладость вечныя жизни и муки смерти вечныя и молюся Тебе, Господи… Умилосердися, Боже мой, слезами покаяния моего….Умилосердися, Боже мой, и отверзи ми райския двери Царствия Твоего…».

Незадолго до смерти, 28 февраля, старец пригласил к себе больничного начальника иеромонаха Филимона и, как бы предвещая скорую кончину свою, сказал ему:

-Смерть полагает конец всем утешениям земным. Как ничего не внесли мы с собою в мiр сей, когда родились на свет, так ничего и вынести отсюда не можем. Беден и наг я, и несть у меня ничего… Но вот вам крест… Его пожаловал мне Царь… Возьмите его и передайте в ризницу Лавры…

Вскоре после этого старец совсем перестал вставать с постели. Ночью с 24 на 25 апреля отцу Вассиану сделалось совсем худо: старец едва дышал и рано утром испустил дух…

Первую панихиду совершил наместник Лавры архимандрит Авксентий (Галинский) с несколькими иеромонахами, и множество народа теснилось возле гроба его.

Чтобы дать возможность мирянам и всем многочисленным почитателям проститься со старцем, тело его было перенесено вместе с гробом вниз, в церковь Николаевского Больничного монастыря, где он подвизался более 20 лет. Казалось, вся Лавра и тысячи киевлян перебывали в этот день у гроба его.

На третий день было совершено отпевание, а затем последовал вынос тела из церкви. Погребение было обставлено торжественно. Красным звоном проводила Лавра своего любимого труженика и сына, а тысячная толпа народа со слезами на глазах сопровождала гроб его через Святые ворота Лавры на Дальние пещеры, где и погребен отец Вассиан, возле церкви Рождества Богородицы. Скончался он 82 лет от роду.

И сейчас на святой гроб старца приходят многие болезнующие глазами и находят облегчение в своих болезнях и исцеления.

Тропарь, глас 1-ый
Труды ко трудом прилагая,/ душу твою украсил еси , преподобне отче наш Вассиане, /и слепотою телесною отягчен, /очи духовные ко Христу вперил еси, /прозирая будущая яко настоящая,/ укреплял и наставлял еси приходящих к тебе. /Тем же моли Христа Бога/ да молитвами твоими дарует мир стране нашей/ и спасет души наша, яко Милосерд.

Источник

Фото официального сайта УПЦ и сайта Киево-Печерской лавры


Комментарии запрещены.