Святитель Николай Сербский: Существуют ли «исторические законы»

Святитель Николай Сербский: Существуют ли исторические законы

Святитель Николай Сербский достаточно критично относился к исканиям европейских ученых, пытавшихся сформулировать законы исторического развития на зыбкой почве натурализма. Об этом в своей статье пишет доктор экономических наук, ученый, писатель-публицист Валентин Катасонов

Наука Нового времени высокомерно заявила, что она может все объяснить. И даже предсказать. Требуется лишь выявить устойчивые причинно-следственные связи между явлениями, событиями, объектами, которые называются «законами». А для этого, мол, требуется лишь время, терпение и настойчивость. В будущем весь мир — Вселенная, Земля, общество, человек — будет как на ладони. От вооруженного знаниями природных (физических, химических, биологических и других) и социальных законов человека ничего не будет сокрыто. С такими настроениями наука вступала на путь поисков тайн мира в XVI, XVII, XVIII веках, воодушевленная открытием ряда законов механики, физики, астрономии и биологии.

От естественных наук старались не отставать и науки социальные (общественные), которые стали появляться несколько позднее. Адам Смит и Давид Рикардо, например, заложили фундамент экономической науки, получивший название «английская классическая политическая экономия». Карл Маркс продолжил их творчество, написав фундаментальный труд «Капитал». В нем он сформулировал так называемый закон стоимости. Этого оказалось достаточным для того, чтобы заявить о том, что экономика стала полноценной «наукой». В социологии англичанин Герберт Спенсер (XIX век) также пытался вывести свои законы (при этом он опирался на теорию эволюции Дарвина, проецируя ее на общество).

Пожалуй, лишь история продолжала носить описательный характер, что делало ее крайне субъективной и мешало получению почетного статуса «науки». Первым, кто озадачился тем, что история должна иметь свои законы, был итальянский философ и социолог Джамбаттиста Вико (1668-1744). Основное его сочинение — «Основания новой науки об общей природе наций» (1725). В нем изложена теория исторического круговорота.

Каждый народ, по учению Вико, проходит в своем развитии три эпохи: божественную, героическую и человеческую, аналогичные периодам жизни человека — детству, юности и зрелости. Государство возникает лишь в героическую эпоху и представляет господство аристократии. Позднее появлялись другие учения, претендующие на открытие законов исторического развития.

Например, в рамках марксизма в первой половине ХХ века сложилась школа исторического материализма (истмата), претендующая на звание науки. Ведь в истмате был сформулирован закон: историческое развитие представляет собой смену общественно-экономических формаций под влиянием развития производительных сил. И называется «железный алгоритм» такой смены формаций: 1) первобытное общество; 2) рабовладельческий строй; 3) феодализм; 4) капитализм; 5) коммунизм (с двумя фазами: социализм и полный коммунизм).

Исторические события опровергают законы мирового общественного развития, сформулированные упомянутым выше итальянцем Вико и классиками марксизма. Но появляются новые искатели устойчивых причинно-следственных связей и тенденций мировой истории. Вот одно из последних достижений в этой области — книга наших современников: Коротаев А.В., Малков А.С., Халтурина Д.А. Законы истории. Математическое моделирование исторических макропроцессов. Демография, экономика, войны. — М.: КомКнига/URSS, 2005. Что же скрывается за интригующим названием этого фундаментального труда? Авторы предлагают математическую модель технико-экономического, культурного и демографического развития человечества. И на основе этой модели выводят вековые циклы и тысячелетние тренды исторического развития. Книга не выдерживает никакой критики. Видимо, авторы рассчитывают на гипнотический эффект, который могут произвести на искушенного читателя формулы, графики и динамические ряды.

Увы, все искатели законов и формул, способных объяснить ход истории, исходят из тех ложных посылок, которые были взяты наукой на вооружение еще в начале Нового времени. Это атеизм, материализм, рационализм, детерминизм. То, что в одной из своих статей я назвал «натурализмом». Максимум, на что претендуют искатели — ответить на вопрос: «Почему?» Им не приходит в голову вопрос: «Зачем?» Они отказывают истории в существовании смысла. А это обусловливается тем, что такие искатели исключают из своих поисков Бога, довольствуясь бездушной природой.

Святитель Николай Сербский достаточно критично относился к исканиям европейских ученых, пытавшихся сформулировать законы исторического развития на зыбкой почве натурализма. В своей работе «Наука закона» (глава XVI «Нравственный закон определяет судьбы народов») он пишет: «От чего зависят исторические судьбы народов? Существуют ли некие специальные законы истории? Историки утверждают, что они есть».

И далее святитель лаконично и точно описывает «научную кухню» историков: «Каковы же они, эти законы истории, диктующие развитие драмы жизни народов всей земли? Европейские историки нашего времени делятся на две группы: на тех, что изъясняются туманно, и на тех, что говорят ясно. Мы не станем принимать во внимание тех, что изъясняются туманно, именно потому, что они изъясняются туманно. Но другие, выражающиеся ясно, которых преобладающее большинство, считают законы истории законами природы, то есть идентифицируют исторические законы с естественными законами, с законами природы. Все формулировки, которыми оперируют физики, химики или биологи в отношении неорганической, органической природы и низших форм биологической жизни, эти историки применяют и к жизни — расцвету или упадку, выживанию или гибели — отдельных народов.

Эти историки рассуждают об эволюции человеческого общества, о борьбе народов за существование, о непременном влиянии на судьбы народов окружающей среды и условий существования, климата, моря, качества земли, о роли соревнования и о прочем точно так же как физики — об эволюции туманностей во вселенной, биологи — об эволюции живых организмов из протоплазмы или о борьбе насекомых или микробов за выживание, о влиянии климата на расселение и жизнь животных на нашей планете, о соревновании видов и так далее. Одним словом, по мнению большинства вчерашних и сегодняшних историков, естественные законы являются одновременно и историческими законами. И в этом — одно из губительных и фатальных заблуждений западного человечества».

Из приведенного отрывка можно сделать три вывода:

1) часть историков вообще «не заморачивается» вопросами методологии и поиском законов; они просто описывают события, факты, героев истории; безусловно, эти описания субъективны, они отражают нравственные взгляды наблюдателя, его интересы, личный опыт, уровень знаний и т.п. (именно поэтому некоторые авторы вообще полагают, что исторической науки не может быть по определению);

2) развитие общества осуществляется по тем же законам, по каким развивается природа; некоторые ученые проецируют на исторические процессы законы мертвой материи (физические, механические, химические), другие — законы живого мира (биологические законы);

3) заимствуемые у природы законы (для объяснения истории) базируются на эволюционной теории дарвинизма, которая сама по себе ложна.

Ложные представления об истории, забвение высшего нравственного закона крайне губительно отражаются на человечестве: «Вследствие этого заблуждения западное человечество пребывает в постоянном страхе и беспокойстве, в неврозах и недовольстве, в состоянии непрекращающейся борьбы, восстаний, переворотов и войн. И всё это происходит потому, что нравственный закон Бога, презираемый и забытый, действует и требует к себе должного уважения».

Натуралистические воззрения историков святитель рассматривает как одну из форм идолопоклонства: «Подобно тому, как признание единого живого Бога есть истинное богопочитание, а поклонение идолам — язычество, точно так же признание и почитание единственно существующего нравственного закона Бога есть исповедание истины, в то время как пропаганда и следование естественным или историческим законам равны идолопоклонству».

Весь Ветхий Завет — учебник, объясняющий судьбы разных племен и народов — их назначение, их чудесные спасения от нашествия иноплеменников или, набор, изгнания со своих земель и даже полное исчезновение.

Как отмечает Николай Сербский, в Библии наиболее подробно описана судьба народа еврейского, которого Бог избрал для того, чтобы через евреев спасались все народы мира, и которому для выполнения этой миссии Бог дал закон: «От семидесяти душ, которых праотец Иаков привел в Египет, со временем появился многочисленный народ. Этот народ страдал в египетском рабстве 430 лет. Господь Бог вызволил его из рабства и установил для него закон. С тех пор на протяжении нескольких тысяч лет судьба евреев зависела от этого Завета. Ни одно событие, значимое для отдельных людей или целиком народа, ни одно изменение к лучшему или к худшему, ни одна победа, ни одно поражение, ни один шаг вперед и ни один назад, точно так же как ни один дождь, ни один урожай — словом, не происходило ничего, что не было бы взвешено и объяснено нравственным законом Бога.

Вот как Псалмопевец резюмирует злую судьбу своего народа: Забыли Господа, Спасителя своего, совершившего великое в Египте… смешались с язычниками и научились делам их; служили истуканам их… и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих… И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим и предал их в руки язычников… Много раз Он избавлял их; они же раздражали Его упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие свое (Пс. 105:21, 35-38, 40-41, 43). Так говорил псалмопевец Давид в свое время.

Однако трагический конец еврейства произошел так, как предрек с удивительной ясностью еще пророк Моисей: «И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли… Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей. И Господь даст тебе там трепещущее сердце… и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей (Втор. 28:64-66). Это настолько точно, что напоминает реальную картину судьбы еврейского народа, а не пророчество. Мы все сегодня свидетели исполнения этого пророчества, которое Господь повторил, сказав евреям: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:38)».

К истории еврейского народа святитель обращается и в других главах «Науки закона». Например, в главе XIV «Неотвратимость нравственного закона и судьбы людей и народов». В ней он показывает, что наказание евреев было постепенным, поэтапным. Сначала он разделил их единое государство на два, затем уничтожил северное (Израиль), а несколько веков спустя и южное (Иудея): «Множество грехов привело к гибели двух держав. На оба государства народа Иакова вследствие греха, поразившего, словно ржа, народ и дворы царские, пал меч Господень — и обе державы погибли. Ассирийский царь Салманассар напал на Самарию, пленил царя Израиля Осию и бросил его в темницу, захватил страну и установил там свою власть. Кроме того, он приказал выселить израильтян в Ассирию, а Самарию заселил ассирийцами. Впоследствии на Иерусалим напал вавилонский царь Навуходоносор, захватил и разорил город до основания вместе с храмом Соломона. Пленив Седекию, последнего царя иудеев, Навуходоносор приказал на его глазах ослепить его сыновей, а потом ослепить и его самого, и в кандалах, как рабов, отвести в Вавилон. В вавилонское рабство был угнан также и весь народ, кроме бедняков, которым велено было обрабатывать землю.

Так погибли государство и свобода народа, которого Бог избавил от рабства египетского и вывел из Египта, которому открыл волю Свою и даровал заповеди Свои, погиб избранный народ Божий, чтобы никогда больше не вернуть своего былого могущества. Ибо презирали уставы Его, и завет Его, который Он заключил с отцами их, и откровения Его, какими Он предостерегал их, и пошли вслед суеты и осуетились… и оставили все заповеди Господа Бога своего… И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего (4 Цар. 17:15-16, 18). Тысячелетнему терпению Господню пришел конец, а с ним пришел и конец тысячелетнему царству Израиля. И всё это произошло не по какому-то закону природы, но вследствие действия святого и неотвратимого закона Господа Бога».

Не менее поучительна история древнего Египта: «Почему исчез древний Египет? Почему истребили жителей Египта до единого (за исключением одного миллиона коптов, считающих себя потомками древних египтян; но и они не выжили бы, если бы не приняли крещение), а Египет заселили арабы из пустыни? По причине мерзкого язычества его. Из-за множества идолов, кудесников, ворожей и гадалок. Из-за высокомерия и разнеженности, вызванных баснословным богатством. Из-за того, что египетский фараон говорил: «Река Нил моя, и я создал ее для себя». И был Суд Господень над Египтом, и сказал Господь: Вот, Я — на реки твои, и сделаю землю Египетскую пустынею из пустынь (Иез. 29:10).

Святитель в главе XVI «Науки закона» также подробно останавливается на истории древнего Вавилона, Тира, Сидона, Моава. В итоге святитель обращает внимание на то, что рассмотренные им страны очень различны по географии, языку, хозяйству численности населения: «Все эти страны и народы весьма различались друг от друга. Древний Египет омывался морем, а Вавилон и Ассирия выхода к морю не имели. Тир и Сидон были торговыми приморскими городами, а в Израиле занимались земледелием и скотоводством. Страна Моав располагалась по другую сторону Иордана, на берегах Мертвого моря. Одни из этих народов были сильны и многочисленны, другие малочисленны».

Но все естественные, материальные факторы, по мнению святителя, мало влияли на судьбы стран и народов. Единственным определяющим фактором оказывается нравственный закон, устанавливаемым Богом и его исполнение (или неисполнение) народом: «И несмотря на такие большие различия, всех их постигла одна судьба. Если бы они подпадали под законы природы или под так называемые законы истории, подобный результат был бы исключен, ибо, согласно историческим законам, совершенно разные народы, живущие в разных условиях, не могут пройти один и тот же исторический путь. Поэтому никакими другими законами, кроме нравственного, невозможно объяснить судьбы этих народов, городов, стран, ибо и нет никакого другого закона, помимо нравственного закона Бога — фактора всемогущественного, решающего, определяющего судьбы всех народов земли. Вся природа, вся история находятся в зависимости от одного-единственного закона — закона нравственного».

Когда мы начнем вспоминать о том, что есть Высший Законодатель и высший нравственный закон, требующий неукоснительного исполнения, только тогда может начаться возрождение России.

Комментарии запрещены.