Информационный стенд об основных религиях (разработан в ГУФСИН России по Нижегородской области). Неделя межрелигиозного диалога в исправительных учреждениях ФСИН России

См. также:
Публикации по регионам, осень 2019:
Межрелигиозный диалог в учреждениях ФСИН России

К Неделе межрелигиозного диалога, которая прошла по местам содержания граждан России под стражей, в Нижегородском ГУФСИН был разработан стенд, рассказывающий об основных религиях страны.

Российская Федерация  — это Великое Государство, которое строилось  на многонациональной и многоконфессиональной основе.

Все мы – ее жители (190 народов, общим количеством 146 млн. граждан), дорожим миром и согласием в нашей многонациональной стране, вместе стремимся к ее благу и процветанию, с уважением относимся к обычаям всех ее народов, ко всем традиционным религиям России.

Глава государства особо отметил: « В мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли нравственную основу цивилизации: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, жизни не только материальной но и духовной..»

Во всём мире сформировано четыре традиционных религии: Христианство (Православие), Ислам, Иудаизм, Буддизм.

Раздел 1
Православие

Православие (от греческого «правильное служение», «правильное учение») — одна из основных мировых религий.

Православие формировалось в первом тысячелетии от Рождества Христова под предводительством кафедры епископа Константинополя — столицы восточной Римской империи. В настоящее время православие исповедуют 225–300 миллионов человек во всём мире. Кроме России православное вероисповедание получило широкое распространение на Балканах и восточной Европе. Интересно, что наряду с традиционно православными странами приверженцы данного направления христианства встречаются в Японии, Таиланде, Южной Корее и других странах Азии (причём это не только люди со славянским корнями, но и местное население).

О принятии Православия на Руси нам рассказывают «Повести временных лет». В этом документе Нестор Летописец довольно подробно описывает жизнь крестителя Руси. Владимир, как мы помним, был младшим сыном князя Святослава, победителя Хазарии, и внуком княгини Ольги, первой из русских правителей, ставшей христианкой. Князь Владимир много времени провел в походах, стремясь объединить разрозненные славянские племена под своей властью. Очень скоро князь понял, что главным препятствием для создания сильного централизованного государства является отсутствие духовного, религиозного единства между различными славянскими этносами. Довольно агрессивные попытки создать из разнообразных верований общую для всех славянских племен языческую религию не увенчались успехом. Язычество не отвечало, да и не могло отвечать высоким духовным запросам, в нем не было некой мировоззренческой универсальности.

С этого момента начинаются активные духовные поиски князя Владимира, которые, как сообщает нам летописец, побуждают его призвать к себе представителей всех знакомых ему религиозных традиций, чтобы вопросить их о вере. Пообщавшись с мусульманами, иудеями, христианами западной и восточной традиции, князь принимает решение отправить послов, чтобы они на местах увидели то, о чем говорили проповедники в Киеве.

Послы, вернувшись домой, поведали князю Владимиру о своих впечатлениях. Более всего его поразил рассказ тех, кто побывал на греческой земле.

«Не знали, — с восторгом рассказывали эти достойные мужи князю, — на небе или на земле мы: ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми».

Потрясенные красотой православного богослужения, испытавшие реальное действие благодати Духа Святого, послы объявили Владимиру:

«Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

Выслушав послов, Владимир решает принять святое крещение и отправляется в греческий город Херсонес, или по-славянски Корсунь.
Нам сложно даже представить себе, насколько трудным был этот шаг для князя. Каждый из своего личного опыта знает, как сложно порою противиться устоявшимся традициям и обычаям, даже если это дурные обычаи. Они входят в плоть и кровь людей, они создают некое общественное мнение, противостать которому означает совершить поступок мужественный, поступок, несомненно, сопровождаемый отрицательным к себе отношением других. Так было и во времена князя Владимира. Для многих отеческая языческая вера была близкой и понятной. Она потакала человеческим страстям, она раскрепощала людские инстинкты, она сопровождалась бурными застольями и кровавыми жертвоприношениями. Та вера формировала не только национальный облик народа, но и его культуру, психологию и само мировоззрение; однако великий князь делает решительный шаг в другую сторону.

Православные верят в Единого Бога-Троицу, в Отца, Сына, и Святого Духа. Считается, что все три божественные ипостаси пребывают в неразрывном единстве. Бог является творцом мира, который был им создан изначально безгрешным. Зло и грех при этом понимаются как искажения устроенного Богом мира. Первородный грех непослушания Адама и Евы Богу был искуплён через воплощение, земную жизнь и крестные страдания Бога-Сына Иисуса Христа.

В понимании православных Церковь — это единый богочеловеческий организм во главе с Господом Иисусом Христом, объединяющий общество людей Святым Духом, Православной Верой, Законом Божиим, иерархией и Таинствами.

Свобода личности относится к важнейшим принципам православия. Считается, что смысл духовной жизни человека в обретении изначальной подлинной свободы от грехов и страстей, которыми он порабощается.

Спасение возможно только под действием благодати Божией, при условии свободного соизволения верующего, приложения им усилий на духовном пути.

Для обретения спасения есть два пути. Первый – монашеский, заключающийся в уединение и отрешении от мира. Это путь особого служения Богу, Церкви и ближним, связанный с напряжённой борьбой человека со своими грехами. Второй путь спасения – это служение миру, прежде всего семье. Семья в православии играет огромную роль и называется малой церковью или домашней церковью.

Источником нравственного закона является Новый Завет (Евангелие), Ветхий Завет, всё вместе это Библия, а так же Священное предание – выраженное в трудах писателей-подвижников, их наставлениях о духовной жизни.

Отношение православия к государственности строится на утверждении, что всякая власть от Бога. Даже во время гонений на христиан в Римской империи, Апостол Павел заповедует христианам молиться за власть и почитать царя не только страха ради, но и ради совести, зная, что власть есть установление Божие.

К православным таинствам относятся: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, честный Брак и Елеосвящение.

Таинство евхаристии или причащения, является самым важным, оно способствует приобщению человека к Богу.

Таинство крещения – это вход человека в Церковь, избавление от греха и возможность начать новую жизнь.

Миропомазание (обычно следует сразу за крещением) заключается в передаче верующему благословения и даров Святого духа, которые укрепляют человека в духовной жизни.

Во время Елеосвящения тело человека помазывают освящённые елеем, что позволяет избавиться от телесных недугов, даёт оставление грехов. Соборование — связано с прощением всех грехов, совершённых человеком, прошением об освобождении от болезней.

Покаяние — прощение греха при условии искреннего раскаяния. Исповедь даёт благодатную возможность, силу и поддержку к очищению от греха.

Молитвы в православии могут быть как домашними, так и общими — церковными. В первом случае человек перед Богом раскрывает своё сердце один на один, а во втором — сила молитвы многократно возрастает, так как в ней участвуют святые и ангелы, являющиеся также членами Церкви.

Церкви русской традиции, придерживающиеся старых обрядов, общепринятых до Никонианской реформы, носят название Старообрядческие. Старообрядцы подвергались гонениям и притеснениям, что было одной из причин, которая вынуждала их вести обособленный образ жизни. Старообрядческие поселения существовали в Сибири, на Севере европейской части России, к настоящему времени старообрядцы расселились по всему миру. Наряду с особенностями исполнения православных ритуалов, отличных от требований Русской православной церкви (например, расположение пальцев, которыми крестятся), старообрядцы имеют особый жизненный уклад, например, не употребляют алкоголь, не курят.

Раздел 2

Ислам

Исла́м (араб.الإسلام‎ — «покорность», «предание себя [Единому] Богу») —  является второй по численности верующих религией в Российской Федерации после христианства.

Точная численность мусульман в России до сих пор не выяснена окончательно и является предметом дискуссий. По данным переписи населения 2002 года, численность традиционно мусульманских народов в России составляла примерно 14,5 млн чел. — около 10% населения страны. «Этнические мусульмане», то есть народы, традиционно исповедующие ислам, согласно переписи 2002 г., составляют большинство населения в семи субъектах Российской Федерации: в Ингушетии, в Чечне, в Дагестане, в Кабардино-Балкарии, в Карачаево-Черкесии, в Башкортостане, в Татарстане.

С точки зрения исламского богословия, первыми мусульманами были первые люди Адам и Хавва (Ева). К исламским пророкам относят Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама),Давуда (Давида), Мусу (Моисея), Ису (Иисуса) и других. Поэтому мусульмане считают пророка Мухаммада не основателем ислама, а лишь последним пророком («Печатью пророков»), восстановившим истинную веру. Мусульмане называют иудеев и христиан «людьми Писания». Библейские истории о пророках, о сотворении мира и человека, о всемирном потопе и т. д. отражены в Коране. Мухаммад родился в Мекке, происходил из племени курайшитов, был пастухом, занимался караванной торговлей. В 610 году, в возрасте 40 лет, начал проповедовать в Мекке религию, названную им исламом. Люди почитали его как посланника (расуль) и пророка (наби) единого Бога (Аллаха) и В своих проповедях Мухаммад призывал к вере в единого Бога, говорил о братстве верующих и соблюдении простых норм морали.

«Аллах примет покаяние того, кто раскаивается после совершения несправедливости и исправит содеянное, ибо аллах– прощающий, милоcердный.»

Коран, Аль-Майда: 39

 Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики.

В основе мусульманского вероучения лежит вера в Аллаха – Творца
и Правителя Вселенной, в Его Ангелов, Священные Писания,
Его Посланников, Судный День, Предопределение добра и зла.

Отношение к власти и закону.

В условиях действия закона, защищающего основные права и свободы человека, для всех мусульман является не только гражданским, но и религиозным долгом соблюдение норм законодательства своей страны как высшего договора между гражданами. «О вы, кто верует! Повинуйтесь вы Господу и Его пророку, а также тем из вас, кто наделён властью» (Коран, 4:59). Неисполнение своих законных гражданских обязанностей, призывы от имени верующих и религиозных организаций к участию в каких-либо акциях гражданского неповиновения и мятежа считаются в Исламе недопустимыми!

Отношение Ислама к терроризму и экстремизму.

Ислам осуждает все виды экстремизма и терроризма в любых формах и проявлениях. Пророк Мухаммад сказал: «Перестаёт быть мусульманином совершающий убийство…». На организаторов и исполнителей террористических актов в полной мере распространяется кара Всевышнего, против них должны быть применены все законные и необходимые меры!

Отношение к представителям традиционных религий.

В Священном Коране утверждается равноправие представителей всех религий: «И если бы Аллах не отражал, одних людей (что злы в своих деяниях), другими (что в делах своих добры), то были б снесены монастыри и церкви, синагоги и мечети, в которых Имя Господа поминается сполна, Аллах, поистине, поможет тем, кто правдой Ему служит» (Коран, 22:40).

Отношение к семье и браку.

Согласно исламскому вероучению семья и брак священны, на детей распространяется полная опека родителей вплоть до их совершеннолетия. Ислам побуждает придерживаться справедливости и проявлять уважение к женщине, указывая супругу на то, что он должен поддерживать хорошие отношения со своей женой. Пророк Мухаммад сказал: «Всегда обходитесь с женщинами хорошо».

Отношение к родителям.

Пророк Мухаммад сказал, что одно из наиболее предпочтительных дел перед Всевышним, это проявление почтительности к родителям.  Поэтому, одной из наиболее характерных черт истинного мусульманина является его почтительность к родителям и хорошее отношение к ним.

Отношение к детям.

Дети являются радостью человека в его жизни. Мусульманин понимает, что он несет величайшую ответственность перед детьми, что им надо дать хорошее воспитание и формировать из них благочестивое поколение, чтобы они стали источниками счастья. Пророк Мухаммад сказал, что не относится к нам тот, кто не жалеет детей и не признает прав старых.

Молитва.

Ритуальная молитва совершается в конкретное время, по установленному ритуалу. Обязательная молитва совершается пять раз в день. Каждую пятницу мусульмане посещают мечети для совершения особой совместной полуденной молитвы (джума-намаз). Пятничное богослужение сопровождается проповедью, обычно морального, социального или политического содержания.

Раздел 3

Иудаизм

Иудаи́зм, иуде́йство (др.-греч. Ἰουδαϊσμός), «иудейская религия»— религиозное, национальное и этическое мировоззрение, сформировавшееся  у еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества и самая древняя из существующих по настоящее время. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет. Так появилась Тора – в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях  и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих событий отражено в книге «Бытие», авторство которой правоверные иудеи также приписывают Моисею и которая составляет часть письменной Торы.

Многовековое развитие этой религии сформировало и традиции иудаизма, которые строго соблюдаются. Во-первых, это касается праздников. Они у евреев приурочены к определенным дням календаря либо лунного цикла и призваны сохранить память народа о каких-либо событиях. Важнейшим из всех является праздник Песах. Повеление соблюдать его было дано, если верить Торе, самим Богом во время исхода из Египта. А потому  и приурочен Песах к освобождению евреев из египетского плена и переходу через Красное море в пустыню, откуда народ потом смог достичь обетованной земли. Также известен праздник Суккот – другое важное событие, которое отмечает иудаизм. Кратко этот праздник можно охарактеризовать как воспоминание о путешествии евреев по пустыне после исхода. Путешествие это длилось 40 лет вместо обещанных сначала 40 дней — в наказание за грех золотого тельца. Суккот продолжается семь дней.  В это время иудеям вменяется в обязанность оставить дома и жить  в шалашах, которые и обозначает слово «суккот». Есть у евреев и множество других важных дат, отмечаемых празднованиями, особыми молитвами  и ритуалами. Кроме праздничных дат, существуют в иудаизме посты и дни скорби. Примером такого дня может служить ЙомКипур – день искупления, прообразующий страшный суд.

Имеет место и огромное множество других традиций в иудаизме: ношение пейсов, обрезание детей мужского пола на восьмой день  от рождения, особого рода отношение к браку и т. д. Для верующих это важные обычаи, которые вменяет им иудаизм.

Основные идеи этих традиций согласуются либо непосредственно  с Торой, либо с Талмудом – второй по авторитетности книге после Торы. Зачастую неевреям их довольно тяжело понять и осмыслить в условиях современного мира. Однако именно ими формируется культура иудаизма наших дней, основанная не на храмовом богослужении, а на синагогальном принципе. Синагога, кстати – это собрание иудейской общины в субботний или праздничный день для молитвы и чтения Торы. Этим же словом называется и здание, где собираются верующие.

Как уже было сказано, для синагогального богослужения в неделе выделен один день – суббота. Этот день вообще — священное время для евреев,  и верующие с особым рвением относятся к соблюдению его уставов. Хранить и чтить этот день предписывает одна из десяти базовых заповедей иудаизма. Нарушение покоя субботнего дня считается серьезным проступком и требует искупления вины. Поэтому ни один правоверный еврей не станет работать  и вообще делать то, что запрещено делать в этот день. Святость этого дня связывается с тем, что, сотворив мир в шесть дней, на седьмой Всевышний почил и предписал это всем своим почитателям. Седьмой день и есть суббота.

В иудаизме есть лидеры и руководители, но нет и никогда не было абсолютного и непогрешимого властителя, кроме Всевышнего. Духовное руководство еврейскими общинами осуществляют раввины. Они обладают моральным авторитетом, отвечают на алахические вопросы и дают наставления, ограждают Тору от нарушения. В отличие от коэнов — потомков Аарона, на которых возложено служение в Иерусалимском Храме, раввины — это не священнослужители, а учителя.

В иудаизме духовное не отделено от мирского. Абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности рассматриваются в еврейской традиции, как способ служения Всевышнему, поэтому все они регулируются Галахой — религиозным законодательством. По сути, «простой еврей» обязан соблюдать те же законы, что и «раввин».

Называть иудаизм религией не совсем корректно, поскольку основу иудаизма составляет знание, а не вера. С точки зрения иудаизма, вера начинается там, где заканчивается знание.

Раздел 4

Буддизм

Будди́зм («Учение Просветлённого») — религиознофилософское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине  1-го тысячелетия до н.э. в Древней Индии. Буддизм в России — одна из распространенных на территории страны религиозных традиций. Традиционными районами, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тува, Калмыкия, Алтайский край и Забайкальский край. Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге, Москве и других городах.

Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Отец Гаутамы скрывал плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь  и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворённого нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда проповедовал своё учение.

После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются они сами, их привязанность к жизни, материальным ценностям, вера  в неизменную душу, являющаяся попыткой создать иллюзию, противостоящую всеобщей изменчивости. Прекратить страдания (вступить в нирвану) и достигнуть пробуждения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», можно путём разрушения привязанностей и иллюзий устойчивости с помощью практики самоограничения (следования пяти заповедям)  и медитации.

Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят  от самого человека. Будда указывал, что принимать его учение необходимо только посредством проверки через собственный опыт: «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение,  и только убедившись в его истинности, принимайте его!»

За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие — на благие деяния, третьи — на поклонение Будде. Различия в идеях  и правилах в разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией».