ФОТОВИДЕО: Доктор богословия, протоиерей Олег Скоморох о тюремном служении в Российской Федерации на Санкт-Петербургском радио «град Петров»т

Программа «Санкт-Петербургская Митрополия» 14-11-2019

 

Гость программы — председатель Отдела по тюремному служению протоиерей Олег Скоморох.

Авторская программа Даниила Варламова «Санкт-Петербургская Митрополия»

#Петербургская_Митрополия #Прямой_эфир

14 ноября 2019 года состоялось первая беседа на радио Град Петров из серии «Санкт-Петербургская митрополия». В рамках передачи, ведущий, Даниил Варламов беседовал с протоиереем Олегом Скоморохом, доктором богословия, председателем епархиального отдела по тюремному служению.
Зачем вообще посещать тюрьмы? Казалось бы, сидит человек, и сидит, зачем его тревожить? На этот вопрос отец Олег ответил, опираясь на примеры из Евангелия и церковной истории.
Во-первых, а Евангелии есть слова Христа о том, что, тот, кто посетил узника, тот посетил Самого Христа. Этот вопрос для нас основной, потому именно о милосердии к страждущим, в том числе и к узникам, нас спросят на Страшном Суде, где будет выносится суждение о нашей земной жизни и о нашей дальнейшей судьбе.В древней Церкви, множество христиан находилось в узах, в связи с гонениями на Веру, и служение им было делом милосердия. После прекращения гонений, служение Церкви узниками сохранилось, как диакония, то есть социальное служение. К тому же Церковь часто обращалась к власти с ходатайствами, о смягчении участи узников, печаловалась о том, чтобы обращение с ними не было жестоким. Сейчас такая деятельность называется правозащитной.
С древних времён, Церковь, традиционно занимается тюремным служением по трём главным направлениям: милосердие, диакония (социальное служение), и ходатайство. С 2014 года в нашей стране часть священников состоят в штатах УФСИН, как государственные служащие, в должности помощников начальников территориальных органов УФСИН по работе с верующими. Это помогает улучшить взаимодействие Церкви и государства в вопросах тюремного служения.
Как отметил отец Олег, все места принудительного содержания делятся на две основные группы со своей спецификой: следственные изоляторы (СИЗО) и исправительные колонии.
В колониях отбывают наказание уже осуждённые люди. Там существуют общины верующих, они регулярно посещают храм или молитвенную комнату, имея доступ в любое свободное время, в соответствии с правилами внутреннего распорядка. Зачастую в колониях есть воскресные школы, библиотеки, фильмотеки, всё то, что существует в общинах приходских храмов «на воле». Но это зависит от возможности священников. Если священник один, ему тяжело справляться. Другое дело, если есть ещё волонтёры и помощники. Обычные верующие, миряне, тоже могут помочь: от серьёзной волонтёрское работы, ведения занятий в воскресной школы, до переписки с заключёнными на тему духовной жизни. Конечно всё это должно проводиться под контролем священников.
В СИЗО находятся подследственные. Они содержатся в изолированных камерах, и могут посещать храм только после написания заявления, одобренного следователем. Там стоит острая необходимость в Евангелии и молитвословах. Это то, что активно разбирается из библиотеки и остаётся при заключённом.
Места лишения свободы, — это срез общества. Церковь может помочь только тем, кто хочет этой помощи. Верующих в тюрьме, по словам отца Олега столько же, сколько на воле. Другое дело, что там нет неопределившихся «захожан». Если кто-то начинает ходить в храм, значит он определился.
Однако по освобождении человек попадает в новые условии, где он, зачастую никому не нужен. Кто-то решается прийти в храм за помощью, а кто-то, притворившись верующим, затем грабит храм. Так что нужно быть внимательным, оказывая помощь бывшим заключённым. Нужно внимательно читать документы, которые они показывают. Многие по многу лет занимаются попрошайничеством, хотя им сразу дали и паспорт, и деньги на билет домой. Государство не занимается реабилитацией, эту функцию пока только выполняет отдельные церковные и социальные организации. Надо обладать сильной волей и желанием, чтобы, освободившись, изменить жизнь. Даже если для этого нужно добровольно от чего-то отказаться, поступив в реабилитационный центр.
Однако, люди, конечно меняются. И, как в Евангелии, Пастырь добрый оставляет 99 благополучных овец, чтобы спасти одну погибшую. За этим священники и идут служить в тюрьмы….

 

изложил Сергей Кобелев

Комментарии запрещены.