14 марта — день памяти Священномучеников: Василия Никитского, Петра Любимова, Иоанна Стрельцова, Вениамина Фаминцева, Михаила Букринского

Священномученик Василий Никитский,

 

Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 3 ян­ва­ря 1889 го­да в се­ле Алек­сан­дров­ском Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пет­ра Ни­кит­ско­го и его же­ны Ека­те­ри­ны, у ко­то­рых бы­ло де­вять де­тей. Се­мья жи­ла бед­но, все иму­ще­ство со­сто­я­ло из до­ма, трех де­ся­тин зем­ли и ко­ро­вы. В 1905 го­ду Петр по­ехал в Моск­ву на­ве­стить бра­та и про­пал; все по­пыт­ки его отыс­кать ни к че­му не при­ве­ли.

 

 

По­сле ис­чез­но­ве­ния от­ца вся се­мья ока­за­лась на ижди­ве­нии ма­те­ри и стар­ше­го бра­та. По­ло­же­ние се­мьи бы­ло са­мое от­ча­ян­ное, и Ека­те­ри­на, спа­сая ма­ло­лет­них де­тей от го­ло­да, от­да­ла их в при­ют, и са­ма по­шла ту­да ра­бо­тать ку­хар­кой. Глу­бо­ко ве­ру­ю­щая жен­щи­на, про­во­дя вре­мя в тру­дах и мо­лит­ве, с по­мо­щью Бо­жи­ей смог­ла вос­пи­тать де­тей и дать им об­ра­зо­ва­ние.
В 1913 го­ду Ва­си­лий окон­чил Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сту­пил учи­те­лем в шко­лу при Пав­ло­во-По­сад­ской фаб­ри­ке в Бо­го­род­ском уез­де. Вско­ре он же­нил­ся на до­че­ри свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Неча­е­ва Ека­те­рине, учи­тель­ни­це той же шко­лы. Впо­след­ствии у них ро­ди­лось трое де­тей.
В де­каб­ре 1915 го­да Ва­си­лий Пет­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле По­ре­чье Мо­жай­ско­го уез­да. Цер­ковь бы­ла вы­стро­е­на на сред­ства мест­ных по­ме­щи­ков — гра­фов Ра­з­умов­ско­го и Ува­ро­ва.
В 1920 го­ду вла­сти мо­би­ли­зо­ва­ли от­ца Ва­си­лия в ты­ло­вое опол­че­ние, в ко­то­ром он про­был пол­го­да, а за­тем, в свя­зи с бо­лез­нью, был осво­бож­ден от даль­ней­ше­го пре­бы­ва­ния в ар­мии и вер­нул­ся слу­жить в храм в По­ре­чье.
Отец Ва­си­лий поль­зо­вал­ся боль­шим ав­то­ри­те­том сре­ди при­хо­жан, и мно­гие из них при­хо­ди­ли к нему до­мой за со­ве­та­ми. У него бы­ла боль­шая биб­лио­те­ка, мно­го ду­хов­ных книг, ко­то­рые он да­вал чи­тать всем же­ла­ю­щим. В се­ле он ока­зы­вал по­мощь бед­ству­ю­щим при­хо­жа­нам. Ко­гда в се­мей­стве Ка­па­е­вых умер кор­ми­лец-отец и вдо­ва оста­лась с пя­тью детьми без средств к су­ще­ство­ва­нию, свя­щен­ник с су­пру­гой сра­зу при­шли ей на по­мощь. При­ход был бед­ным, и се­мья свя­щен­ни­ка вы­нуж­де­на бы­ла за­ни­мать­ся сель­ским хо­зяй­ством: са­ми ко­си­ли и за­па­са­ли се­но для ко­ро­вы, воз­де­лы­ва­ли ого­род и уха­жи­ва­ли за са­дом.
В 1929 го­ду вла­сти пред­при­ня­ли по­пыт­ку храм за­крыть, но свя­щен­ник вос­про­ти­вил­ся это­му. 30 ав­гу­ста 1929 го­да со­труд­ник сек­рет­но­го от­де­ле­ния Мос­ков­ско­го окруж­но­го от­де­ла ОГПУ со­ста­вил до­ку­мент, в ко­то­ром го­во­ри­лось, что свя­щен­ник, «вы­сту­пая на со­бра­ни­ях, “об­ра­ба­ты­вал” об­ще­ствен­ное мне­ние про­тив за­кры­тия церк­ви»[1]. В ре­зуль­та­те этой «де­я­тель­но­сти со­бра­но до ты­ся­чи под­пи­сей и крайне воз­буж­де­но на­стро­е­ние ве­ру­ю­щих. На со­бра­нии, где об­суж­дал­ся во­прос о за­кры­тии церк­ви, слы­ша­лись ан­ти­со­вет­ские и ан­ти­ком­му­ни­сти­че­ские вы­кри­ки, — пи­сал со­труд­ник сек­рет­но­го от­де­ле­ния. — При­ни­мая во вни­ма­ние, что даль­ней­шее на­хож­де­ние на сво­бо­де мо­жет по­влечь за со­бой по­след­ствия, ко­то­рые вред­но от­ра­зят­ся на ра­бо­те мест­ных ор­га­ни­за­ций и на на­стро­е­нии на­се­ле­ния»[2], ОГПУ при­ня­ло ре­ше­ние аре­сто­вать свя­щен­ни­ка.
Отец Ва­си­лий был аре­сто­ван 4 сен­тяб­ря 1929 го­да и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. 7 сен­тяб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка. От­ве­чая на его во­про­сы, отец Ва­си­лий ска­зал: «Свое по­ло­же­ние свя­щен­ни­ка в це­лях ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не ис­поль­зо­вал. Сре­ди кре­стьян или ве­ру­ю­щих при­хо­да я ни­ко­гда ни­че­го ан­ти­со­вет­ско­го не го­во­рил»[3].
Через три с по­ло­ви­ной неде­ли по­сле до­про­са свя­щен­ни­ка ОГПУ ста­ло вы­зы­вать сви­де­те­лей. Пер­вым был вы­зван сек­ре­тарь мест­ной ячей­ки ком­со­мо­ла, ко­то­рый дал сле­ду­ю­щие по­ка­за­ния: «Бу­дучи сек­ре­та­рем ячей­ки, я за­ме­чал, что Ни­кит­ский аги­ти­ру­ет ро­ди­те­лей бес­пар­тий­ной мо­ло­де­жи не бро­сать… по­се­ще­ния хра­ма. В фев­ра­ле это­го го­да на во­лост­ном съез­де бы­ло вы­не­се­но пред­ло­же­ние со сто­ро­ны кре­стьян о за­кры­тии по­рец­кой церк­ви. Ни­кит­ский через сво­их по­клон­ни­ков, в част­но­сти Ни­ка­но­ра Гав­ри­ло­ви­ча Ив­ки­на, устро­ил со­бра­ние в до­ме Ив­ки­на, где бы­ло мно­го бес­пар­тий­ных, осо­бен­но де­ву­шек и жен­щин, где по­ста­но­ви­ли про­ве­сти под­пис­ку про­тив за­кры­тия церк­ви. Ком­со­моль­цы на дан­ное со­бра­ние не бы­ли до­пу­ще­ны»[4].
За­тем был до­про­шен член цер­ков­но­го со­ве­та, ко­то­рый ска­зал: «Храм наш нуж­но удер­жать во что бы то ни ста­ло. По­стро­ить храм сто­и­ло боль­ших тру­дов гра­фу Ра­з­умов­ско­му и впо­след­ствии Ува­ро­ву. Ни­кит­ский, для то­го чтобы храм удер­жать, пред­ло­жил про­ве­сти ре­ги­стра­цию ве­ру­ю­щих про­тив за­кры­тия хра­ма»[5].
Был вы­зван на до­прос и Ни­ка­нор Гав­ри­ло­вич Ив­кин. «Всю ини­ци­а­ти­ву по де­лам церк­ви Ни­кит­ский брал на се­бя, — ска­зал он. — Цер­ков­ный со­вет ра­бо­та­ет це­ли­ком под его ру­ко­вод­ством. По его ини­ци­а­ти­ве цер­ков­ный со­вет про­вел ра­бо­ту по ре­ги­стра­ции всех ве­ру­ю­щих, при­чем он ука­зал, что нуж­но эту ра­бо­ту про­ве­сти как мож­но ши­ре, так как чем боль­ше под­пи­сей, тем сме­лее мы бу­дем тре­бо­вать от вла­сти оста­вить цер­ковь в по­кое. Ни­кит­ский че­ло­век ум­ный и хит­рый, и знать его мыс­ли в от­но­ше­нии вла­сти в част­ном раз­го­во­ре не уда­ет­ся. В про­по­ве­дях же про­скаль­зы­ва­ют вы­па­ды про­тив со­вет­ской вла­сти, ка­са­ю­щи­е­ся по­ли­ти­ки вос­пи­та­ния де­тей и мо­ло­де­жи, на­при­мер: со­вет­ская власть раз­вра­ща­ет их и де­ла­ет их мо­раль­ны­ми ка­ле­ка­ми, не зна­ю­щи­ми ни­че­го свя­то­го»[6]. В кон­це до­про­са, под­пи­сы­вая про­то­кол, Ни­ка­нор Гав­ри­ло­вич на­пи­сал: «Лич­но это­го вы­ра­же­ния не слы­шал»[7].
15 но­яб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и свя­щен­ни­ку бы­ло вме­не­но в ви­ну, что он «об­ра­ба­ты­вал об­ще­ствен­ное мне­ние про­тив за­кры­тия церк­ви»[8]. 18 но­яб­ря 1929 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло от­ца Ва­си­лия к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край, и он был от­прав­лен на ле­со­за­го­тов­ки в Во­ло­год­скую об­ласть.
Вер­нув­шись до­мой, отец Ва­си­лий сно­ва стал слу­жить в хра­ме в По­ре­чье, но вско­ре был пе­ре­ве­ден в храм в се­ло Ильин­ское Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на. В 1934 го­ду свя­щен­ни­ка на­пра­ви­ли слу­жить в храм в Тал­дом­ском рай­оне. Здесь он про­слу­жил до 1937 го­да и был пе­ре­ве­ден в храм в се­ле Бо­ри­со­во Мо­жай­ско­го рай­о­на, где про­слу­жил пол­го­да. Вла­сти за­яви­ли свя­щен­ни­ку, что храм бу­дет в обя­за­тель­ном по­ряд­ке за­крыт за неупла­ту на­ло­гов, и свя­щен­но­на­ча­лие на­пра­ви­ло от­ца Ва­си­лия в храм в се­ле Те­ря­е­во Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на, где он на­чал слу­жить с 18 ян­ва­ря 1938 го­да.
Шли го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь; от пред­ста­ви­те­лей мест­ных вла­стей ста­ли тре­бо­вать, чтобы они со­став­ля­ли «со­от­вет­ству­ю­щие» ха­рак­те­ри­сти­ки на свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­лей, и 12 фев­ра­ля 1938 го­да пред­се­да­тель Те­ря­ев­ско­го сель­со­ве­та со­ста­вил на от­ца Ва­си­лия ха­рак­те­ри­сти­ку для НКВД. В ней он пи­сал, что свя­щен­ник рас­пус­ка­ет слу­хи, буд­то ему со­вет­ская власть не да­ет слу­жить, не раз­ре­ша­ет от­пе­вать лю­дей на клад­би­ще, за­став­ляя их хо­ро­нить как со­бак. В сель­ском ма­га­зине, стоя в оче­ре­ди за га­ло­ша­ми, свя­щен­ник го­во­рил, что со­вет­ской вла­сти нечем тор­го­вать. Ком­му­ни­сты взя­лись за де­ло, а фак­ти­че­ски у них ни­че­го не по­лу­ча­ет­ся, — в оче­ре­ди сто­ит 150 че­ло­век, а га­лош при­вез­ли толь­ко 20 пар.
В тот же день некий че­ло­век от­пра­вил до­клад­ную за­пис­ку участ­ко­во­му ин­спек­то­ру ми­ли­ции, в ко­то­рой до­во­дил до его све­де­ния, что в Те­ря­е­ве име­ет­ся поп, ко­то­рый ве­дет ан­ти­со­вет­скую про­па­ган­ду. 7 фев­ра­ля поп сто­ял око­ло церк­ви и го­во­рил, что 15 фев­ра­ля бу­дет служ­ба и в хра­ме бу­дет ска­за­на про­по­ведь, о чем он пред­ла­гал опо­ве­стить все на­се­ле­ние. «Про­шу участ­ко­во­го ин­спек­то­ра ми­ли­ции, — пи­сал да­лее за­яви­тель, — при­ми­те сроч­ные ме­ры к по­пу. Вы хо­ро­шо зна­е­те, что ско­ро бу­дут вы­бо­ры в Вер­хов­ный Со­вет. По­пов­ская аги­та­ция бу­дет на­шу мас­со­вую ра­бо­ту на се­ле тор­мо­зить»[9].
14 фев­ра­ля со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли де­жур­ных сви­де­те­лей, ко­то­рые по­ка­за­ли, что свя­щен­ник в хра­ме про­из­но­сит контр­ре­во­лю­ци­он­ные и ан­ти­со­вет­ские про­по­ве­ди, но в чем они за­клю­ча­лись, они ска­зать не смог­ли; они по­ка­за­ли так­же, что в ма­га­зине в оче­ре­ди, сто­яв­шей за га­ло­ша­ми, свя­щен­ник вел ан­ти­со­вет­скую про­па­ган­ду, при­зы­вая сто­яв­ших в оче­ре­ди по­се­щать цер­ковь.
Од­на из сви­де­тель­ниц по­ка­за­ла, что отец Ва­си­лий «по ве­че­рам со­би­ра­ет у се­бя в до­ме неиз­вест­ных лиц из окру­жа­ю­щих сел. 9 фев­ра­ля 1938 го­да в 23 ча­са но­чи я пы­та­лась под­слу­шать, о чем там ве­ли раз­го­вор, но слыш­но не бы­ло»[10].
Этим и огра­ни­чи­лись по­ка­за­ния лже­сви­де­те­лей. 26 фев­ра­ля 1938 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка, и он был за­клю­чен в тюрь­му в Во­ло­ко­лам­ске. 2 мар­та со­сто­ял­ся пер­вый до­прос.
— Вы аре­сто­ва­ны за контр­ре­во­лю­ци­он­ную и ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность, ко­то­рую вы про­во­ди­ли сре­ди на­се­ле­ния и окру­жа­ю­щих лиц в се­ле Те­ря­е­во. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су! — по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
— Контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я не вел, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— 3 фев­ра­ля вы, Ни­кит­ский, стоя в оче­ре­ди за га­ло­ша­ми в ма­га­зине те­ря­ев­ско­го сель­по, вы­ска­зы­ва­ли недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью и пар­ти­ей ВКП(б). При­зна­е­те ли се­бя в этом ви­нов­ным?
— Да, дей­стви­тель­но, за га­ло­ша­ми я в оче­ре­ди сто­ял, но контр­ре­во­лю­ци­он­ных и ан­ти­со­вет­ских вы­ступ­ле­ний с мо­ей сто­ро­ны не бы­ло.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что ваш дом по­се­ща­ли по­сто­рон­ние ли­ца, сре­ди ко­их вы про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Дай­те прав­ди­вые по­ка­за­ния по это­му во­про­су: кто пер­со­наль­но вас по­се­щал и ка­кую ра­бо­ту вы с ни­ми про­во­ди­ли?
— Мою квар­ти­ру по­се­ща­ли диа­кон Спи­ров­ской церк­ви, фа­ми­лию ко­то­ро­го я не знаю, один граж­да­нин из де­рев­ни Ва­луй­ки Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на и быв­шая цер­ков­ная ста­ро­ста Ма­рия Бол­ди­на, с ко­то­рой я по­встре­чал­ся в Москве в Пат­ри­ар­хии, — она ме­ня по­зва­ла слу­жить в се­ло Те­ря­е­во. Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти сре­ди по­се­ти­те­лей я не вел.
4 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ва­си­лия к рас­стре­лу, и он был пе­ре­ве­зен в Моск­ву в тюрь­му НКВД. Свя­щен­ник Ва­си­лий Ни­кит­ский был рас­стре­лян 14 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

 

 

Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся 6 ян­ва­ря 1867 го­да в се­ле Сви­ти­но По­доль­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пав­ла Пет­ро­ви­ча Лю­би­мо­ва. В 1882 го­ду Петр окон­чил Пе­ре­р­вин­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1888 го­ду — Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. До 1893 го­да Петр Пав­ло­вич пре­по­да­вал в Ва­ни­лов­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле в Брон­ниц­ком уез­де, а за­тем, до 1900 го­да, — в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле в се­ле Верт­ко­во то­го же уез­да.
В 1900 го­ду Петр Пав­ло­вич стал слу­жить пса­лом­щи­ком в хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Плот­ни­ках на Ар­ба­те в Москве и 26 сен­тяб­ря 1903 го­да был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и на­зна­чен на­сто­я­те­лем Успен­ской церк­ви в се­ле Киш­ки­но Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. С 1903-го по 1919 год отец Петр был за­ко­но­учи­те­лем Киш­кин­ско­го на­чаль­но­го зем­ско­го учи­ли­ща. В 1908 го­ду он об­ра­тил­ся к епи­ско­пу Дмит­ров­ско­му Три­фо­ну (Тур­ке­ста­но­ву) с прось­бой раз­ре­шить по­строй­ку но­во­го ка­мен­но­го хра­ма, по­сколь­ку ста­рый храм весь­ма об­вет­шал. Уси­ли­я­ми свя­щен­ни­ка и при­хо­жан но­вый храм был вско­ре от­стро­ен и в 1912 го­ду освя­щен. В 1920 го­ду отец Петр был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом, а за­тем воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­граж­ден мит­рой.
В 1920-1930 го­дах вла­сти неод­но­крат­но де­ла­ли по­пыт­ки за­крыть храм в се­ле Киш­ки­но, ис­поль­зуя для этой це­ли на­ло­ги, ко­то­рые они все бо­лее и бо­лее уве­ли­чи­ва­ли, но свя­щен­ник ста­рал­ся вы­пла­чи­вать во­вре­мя тре­бу­е­мые сум­мы.
В 1936 го­ду в со­сед­нем се­ле Мар­ты­нов­ском был аре­сто­ван свя­щен­ник Петр Кед­ров, и ста­ро­ста это­го хра­ма На­деж­да Пет­ров­на Аб­ба­ку­мо­ва ста­ла при­гла­шать от­ца Пет­ра Лю­би­мо­ва слу­жить к ним; с это­го вре­ме­ни свя­щен­ни­ку при­шлось окорм­лять два при­хо­да.
Про­то­и­е­рей Петр Лю­би­мов и ста­ро­ста На­деж­да Аб­ба­ку­мо­ва бы­ли аре­сто­ва­ны 2 мар­та 1938 го­да и за­клю­че­ны в ка­шир­скую тюрь­му.
— Зна­е­те ли вы граж­дан­ку На­деж­ду Пет­ров­ну Аб­ба­ку­мо­ву? — спро­сил свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
— Граж­дан­ку Аб­ба­ку­мо­ву я знаю, — от­ве­тил он.
— Ка­кую вы име­ли с ней связь и в чем она вы­ра­жа­лась?
— По ра­бо­те в церк­ви, так как она яв­ля­ет­ся цер­ков­ной ста­ро­стой.
— Бы­ли ли у вас раз­го­во­ры на квар­ти­ре Аб­ба­ку­мо­вой о том, что ско­ро бу­дет вой­на?
— Ни­ка­ких раз­го­во­ров о войне с Аб­ба­ку­мо­вой не бы­ло.
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти?
— Ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии не при­знаю.
9 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Пет­ра к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Петр Лю­би­мов был рас­стре­лян 14 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

 

 

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 21 мая 1872 го­да в се­ле Гри­ди­но Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Лав­рен­тия Ива­но­ви­ча Стрель­цо­ва. В 1888 го­ду Иван окон­чил Ко­ло­мен­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1894 го­ду — Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. 24 ав­гу­ста 1898 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ку­зо­вле­во Брон­ниц­ко­го уез­да. В 1922 го­ду отец Иоанн был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Воз­не­сен­ской церк­ви в се­ле Рыб­ло­во то­го же уез­да и здесь про­слу­жил до сво­е­го аре­ста в 1937 го­ду.
Во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь в кон­це два­дца­тых го­дов вла­сти, же­лая пре­кра­тить служ­бу в хра­ме, по­тре­бо­ва­ли от свя­щен­ни­ка упла­ты ин­ди­ви­ду­аль­но­го на­ло­га, а за­тем за­пи­са­ли его в ку­ла­ки и раз­гра­би­ли иму­ще­ство. В 1931 го­ду, рас­счи­ты­вая, что по­сле ли­ше­ния иму­ще­ства свя­щен­ни­ку нечем бу­дет пла­тить на­ло­ги, и на­де­ясь, что он по этой при­чине пре­кра­тит слу­же­ние в хра­ме, вла­сти по­тре­бо­ва­ли от от­ца Иоан­на упла­ты 1200 руб­лей. Узнав об этом, цер­ков­ный со­вет ор­га­ни­зо­вал сбор средств сре­ди ве­ру­ю­щих на упла­ту на­ло­га, по­сле че­го свя­щен­ник был аре­сто­ван и при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки по об­ви­не­нию в том, что он яко­бы об­ма­ном со­брал сред­ства для упла­ты на­ло­га. По окон­ча­нии сро­ка ссыл­ки он вер­нул­ся в се­ло и про­дол­жил слу­же­ние.
28 но­яб­ря 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли от­ца Иоан­на, и он был за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. По­сле до­про­са де­жур­ных сви­де­те­лей, та­ких на­при­мер, как пред­се­да­тель сель­со­ве­та в Рыб­ло­ве, сле­до­ва­тель до­про­сил от­ца Иоан­на.
— След­ствию из­вест­но, что вы, бу­дучи враж­деб­но на­стро­е­ны к пар­тии и со­вет­ской вла­сти, си­сте­ма­ти­че­ски про­во­ди­ли тай­ные сбо­ри­ща у се­бя в до­ме, на ко­то­рых об­суж­да­ли во­про­сы ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. След­ствие тре­бу­ет от вас ска­зать, кто по­се­щал ва­шу квар­ти­ру, как ча­сто и ка­кие об­суж­да­лись во­про­сы.
— Ни­ка­ких тай­ных сбо­рищ у ме­ня до­ма не бы­ло, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— Что вы го­во­ри­ли пред­се­да­те­лю сель­со­ве­та в ав­гу­сте 1937 го­да, ко­гда об­ра­ща­лись в сель­со­вет за раз­ре­ше­ни­ем на про­ве­де­ние крест­но­го хо­да?
— В сель­со­ве­те я дей­стви­тель­но был и с пред­се­да­те­лем го­во­рил, но толь­ко по по­во­ду раз­ре­ше­ния слу­жить в на­шей церк­ви диа­ко­ну из Брон­ниц. Дру­гих раз­го­во­ров не бы­ло.
— След­ствию из­вест­но, что вы в ав­гу­сте 1937 го­да в бе­се­де с пред­се­да­те­лем сель­со­ве­та ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ный раз­го­вор по по­во­ду со­вет­ской кон­сти­ту­ции. Вы под­твер­жда­е­те это?
— Нет, не под­твер­ждаю.
— Вам за­чи­ты­ва­ет­ся про­то­кол до­про­са пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та. Под­твер­жда­е­те ли вы его по­ка­за­ния и при­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным?
— В сель­со­ве­те я был, с пред­се­да­те­лем вел раз­го­вор, но не о кон­сти­ту­ции, а о раз­ре­ше­нии служ­бы диа­ко­ну, как я уже по­ка­зы­вал вы­ше. По­это­му по­ка­за­ния пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та я не под­твер­ждаю и ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
— Что вы го­во­ри­ли про­тив зай­ма чле­ну ко­мис­сии? Вам за­чи­ты­ва­ет­ся про­то­кол его по­ка­за­ний. След­ствие тре­бу­ет рас­ска­зать от­кро­вен­но, как и где вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив зай­ма и при­зна­е­те ли свою ви­нов­ность в этом?
— Я дей­стви­тель­но вел с ним раз­го­вор о зай­ме, так как он пред­ло­жил мне под­пи­сать­ся, но так, как по­ка­зы­ва­ет сви­де­тель, я не го­во­рил. Я тут же по его пред­ло­же­нию под­пи­сал­ся на за­ем.
— В чем вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным?
— Ни в чем ви­нов­ным се­бя не при­знаю, враж­деб­ным я про­тив со­вет­ской вла­сти не был и аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти не про­во­дил.
3 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Свя­щен­ник Иоанн Стрель­цов скон­чал­ся в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре в Амур­ской об­ла­сти 14 мар­та 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

 

 

Вениамин Фаминцев,

Свя­щен­но­му­че­ник Ве­ни­а­мин ро­дил­ся 19 ян­ва­ря 1873 го­да в го­ро­де Ко­ломне Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Фа­мин­це­ва и его су­пру­ги Ма­рии. Об­ра­зо­ва­ние Ве­ни­а­мин по­лу­чил в Мос­ков­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, ко­то­рую окон­чил в 1893 го­ду. В 1894 го­ду он по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм в го­ро­де Клин Мос­ков­ской гу­бер­нии.

В 1901 го­ду Ве­ни­а­мин Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му в се­ле Кар­по­во Бо­го­род­ско­го уез­да, а в 1906 го­ду — во свя­щен­ни­ка к Тро­иц­ко­му хра­му в се­ле Тро­иц­ком Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. С 1912 по 1917 год он слу­жил в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме в се­ле Га­ри Дмит­ров­ско­го уез­да, а в 1918 го­ду был пе­ре­ве­ден в Кре­сто­воз­дви­жен­ский храм в го­ро­де Ко­ломне. С 1919 го­да он стал слу­жить в хра­ме Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ме­ще­ри­но Ко­ло­мен­ско­го уез­да. В 1925 го­ду отец Ве­ни­а­мин был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея, в 1931 го­ду на­граж­ден кре­стом с укра­ше­ни­я­ми. В се­мье у него бы­ло двое де­тей, сын и дочь. Сын Се­ра­фим, бу­дучи боль­ным от рож­де­ния, скон­чал­ся в 1934 го­ду в воз­расте два­дца­ти пя­ти лет, дочь жи­ла от­дель­но, су­пру­га от­ца Ве­ни­а­ми­на дав­но умер­ла, и он жил один, все свое вре­мя и все­го се­бя по­свя­щая слу­же­нию Гос­по­ду.

В 1936 го­ду Ме­ще­рин­ский сель­со­вет за­пре­тил свя­щен­ни­ку хо­дить с мо­леб­на­ми по до­мам при­хо­жан. До это­го, чтобы хо­дить с мо­леб­на­ми, нуж­но бы­ло по­лу­чить справ­ку из ме­ще­рин­ской ам­бу­ла­то­рии, что в се­ле нет эпи­де­ми­че­ских за­боле­ва­ний; с 1936 го­да ра­бот­ни­ки ам­бу­ла­то­рии от­ка­за­лись да­вать цер­ков­но­му со­ве­ту та­кие справ­ки, а без справ­ки сель­со­вет не да­вал раз­ре­ше­ния на мо­леб­ны в до­мах. При­ход­ской со­вет все же об­ра­тил­ся в сель­со­вет с прось­бой: ес­ли нель­зя хо­дить с ико­на­ми и кре­ста­ми, к ко­то­рым при­хо­жане при­кла­ды­ва­ют­ся, то раз­ре­ши­те хо­дить хо­тя бы с круж­кой, к ко­то­рой ни­кто не при­кла­ды­ва­ет­ся и в ко­то­рую при­хо­жане мо­гут доб­ро­хот­но опус­кать день­ги на со­дер­жа­ние хра­ма, по­сле то­го как свя­щен­ник по­здра­вит их с празд­ни­ком. Но и это­го сель­со­вет не раз­ре­шил, мо­ти­ви­руя тем, что в се­ле эпи­де­мия скар­ла­ти­ны, хо­тя всем бы­ло из­вест­но, что это все­го лишь несколь­ко жи­те­лей бо­ле­ли ан­ги­ной.
7 мар­та 1936 го­да при­ход­ской со­вет хра­ма на­пра­вил за­яв­ле­ние во ВЦИК, в ко­то­ром при­хо­жане хра­ма пи­са­ли: «При­ход­ской со­вет по­ста­но­вил об­ра­тить­ся за раз­ре­ше­ни­ем это­го во­про­са вви­ду пред­сто­я­щей Пас­хи в по­сто­ян­ную Цен­траль­ную ко­мис­сию при ВЦИКе. Ес­ли нель­зя хо­дить с ико­на­ми и кре­стом, к ко­то­рым при­кла­ды­ва­ют­ся, то нель­зя ли хо­дить безо все­го, по­здрав­ляя с празд­ни­ком и со­би­рая свя­щен­ни­ку на про­жи­тие и на упла­ту на­ло­гов, а ста­ро­сте на под­дер­жа­ние церк­ви и так­же на упла­ту на­ло­гов…
Внут­ри­цер­ков­ные до­хо­ды слиш­ком ма­лы, по­то­му что на­род, за­ня­тый в кол­хо­зах, не все­гда име­ет вре­мя хо­дить в цер­ковь, — сле­до­ва­тель­но, оста­ет­ся глав­ным до­хо­дом тре­бо­ис­прав­ле­ние (кре­сти­ны, по­хо­ро­ны), ко­то­рых так­же немно­го, и хож­де­ние в празд­ни­ки по при­хо­ду.
При­ход­ской со­вет про­сит Культ­ко­мис­сию дать то или иное разъ­яс­не­ние по это­му во­про­су»[1]. От­ве­та на это пись­мо при­хо­жане не по­лу­чи­ли.
Ле­том 1937 го­да рез­ко уси­ли­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. 26 но­яб­ря 1937 го­да в рай­он­ной га­зе­те «Впе­ред» по­яви­лась ста­тья под на­зва­ни­ем «Со­ве­ща­ние сель­ко­ров и ре­дак­то­ров стен­га­зет», в ко­то­рой в ка­че­стве при­ме­ра «под­рыв­ной» де­я­тель­но­сти «цер­ков­ни­ков» со­об­ща­лось о свя­щен­ни­ке Ве­ни­а­мине Фа­мин­це­ве: «Ме­ще­рин­ский поп все­ми спо­со­ба­ми пы­та­ет­ся “по­дру­жить­ся” с кол­хоз­ни­ка­ми и “при­бли­зить­ся” к ним. Он не прочь по­чи­тать га­зе­ту кол­хоз­ни­кам, “по­бе­се­до­вать” с ни­ми о вы­бо­рах, на­пи­сать ка­кое-ни­будь за­яв­ле­ние и т. д. В каж­дом та­ком слу­чае лю­бой факт, лю­бую га­зет­ную за­мет­ку он пы­та­ет­ся ис­тол­ко­вать в вы­год­ном для се­бя све­те, кле­ве­ща на со­вет­скую власть, ве­дя контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию»[2].
Про­чи­тав эту ложь, отец Ве­ни­а­мин от­пра­вил­ся к на­чаль­ни­ку мест­ной ме­ще­рин­ской по­чты узнать, кто ав­тор этой ста­тьи, чтобы лич­но объ­яс­нить­ся с ним и спро­сить, на ос­но­ва­нии ка­ких фак­тов бы­ла на­пи­са­на ста­тья. Но на­чаль­ник по­чты от­ве­чать на этот во­прос от­ка­зал­ся, ска­зав, что, мол, это сек­рет. Отец Ве­ни­а­мин, услы­шав та­кой от­вет, толь­ко ру­кой мах­нул, ска­зав в серд­цах, что «со­вет­ской вла­сти боль­ше пи­сать не о чем, как толь­ко со­би­рать эти кля­у­зы», — и вы­шел.
В на­ча­ле 1938 го­да со­труд­ни­ки НКВД по­тре­бо­ва­ли от сек­ре­та­ря Ме­ще­рин­ско­го сель­со­ве­та, чтобы тот со­ста­вил со­от­вет­ству­ю­щую це­лям НКВД ха­рак­те­ри­сти­ку на свя­щен­ни­ка. Сек­ре­тарь на­пи­сал, что отец Ве­ни­а­мин за­ни­мал­ся экс­плу­а­та­ци­ей ре­бя­ти­шек, за­ста­вив их од­на­жды ко­лоть дро­ва, про­во­дил неза­кон­но та­ин­ство кре­ще­ния, не спро­сив на это раз­ре­ше­ния сель­со­ве­та, хо­дил по неко­то­рым до­мам, где лю­ди на­стро­е­ны ан­ти­го­судар­ствен­но, что «от­ра­жа­ет­ся на ра­бо­те и на­стро­е­нии кол­хоз­ни­ков»[3].
Ста­ли до­пра­ши­вать сви­де­те­лей: один из них, де­вят­на­дца­ти­лет­ний учи­тель ме­ще­рин­ской шко­лы, по­ка­зал, что свя­щен­ник в на­ча­ле ян­ва­ря 1938 го­да саги­ти­ро­вал од­но­го из учи­те­лей шко­лы — тот стал чи­тать Еван­ге­лие и хо­дить в храм, за что был из шко­лы уво­лен и уехал из се­ла неиз­вест­но ку­да, по по­во­ду че­го свя­щен­ник, как утвер­ждал сви­де­тель, ска­зал: «Вот ви­ди­те, боль­ше­ви­ки спо­хва­ти­лись, ста­ли пе­ре­хо­дить в пра­во­слав­ную ве­ру, об­ра­зо­ван­ный учи­тель пе­ре­шел в пра­во­слав­ную ве­ру, а го­во­рят все — Бо­га нет; ско­ро все ком­му­ни­сты кре­стить­ся бу­дут»[4].
27 фев­ра­ля 1938 го­да отец Ве­ни­а­мин был аре­сто­ван, за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Ка­ши­ре и 2 мар­та до­про­шен.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми, что вы на по­хо­ро­нах… вос­хва­ля­ли Мус­со­ли­ни и по­ли­ти­ку фа­шиз­ма. Вы под­твер­жда­е­те это?
— Та­ко­го раз­го­во­ра я не при­пом­ню. Воз­мож­но и был ка­кой раз­го­вор о меж­ду­на­род­ном по­ло­же­нии, но вос­хва­лять фа­ши­стов я не мог.
— Как вы смот­ри­те на за­мет­ку про вас, на­пе­ча­тан­ную в га­зе­те «Впе­ред» 26 но­яб­ря 1937 го­да?
— Это чи­стая кле­ве­та, нет прав­ди­во­го ни од­но­го сло­ва.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы при по­лу­че­нии дан­ной га­зе­ты в по­ме­ще­нии по­чты кле­ве­та­ли на со­вет­скую пе­чать. При­зна­е­те это?
— Дей­стви­тель­но, я в этот мо­мент был на по­чте, го­во­рил, что на­пе­ча­та­на чи­стая ложь, и про­сил на­звать мне фа­ми­лию сель­ко­ра, на что мне от­ве­ти­ли, что это сек­рет, — с этим я и ушел.
— Как и при ка­ких об­сто­я­тель­ствах вы аги­ти­ро­ва­ли пе­да­го­га Че­ка­ли­на, ко­то­рый стал по­се­щать цер­ковь?
— Ле­том 1937 го­да я си­дел на бе­ре­гу ре­ки. Ко мне по­до­шел Иван Ти­хо­но­вич Че­ка­лин и спро­сил ме­ня, есть ли Бог? Я от­ве­тил, что да. И по­сле это­го мы с ним го­во­ри­ли ча­са два о жиз­ни Хри­ста. Он по­про­сил у ме­ня Еван­ге­лие. Я дал ему, по­сле это­го он стал по­се­щать цер­ковь.
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии?
— В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии я ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, и 6 мар­та 1938 го­да след­ствие бы­ло за­вер­ше­но. 9 мар­та трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ве­ни­а­ми­на к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ве­ни­а­мин Фа­мин­цев был рас­стре­лян 14 мар­та 1938 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

 

 

Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 19 но­яб­ря 1869 го­да в се­ле Булы­ги­но За­рай­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сия Бук­рин­ско­го. В 1890 го­ду Ми­ха­ил окон­чил Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1894 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Зи­мен­ки За­рай­ско­го уез­да.
В Тро­иц­ком хра­ме отец Ми­ха­ил про­слу­жил со­рок че­ты­ре го­да, и с этим при­хо­дом бы­ла свя­за­на вся его жизнь. Он на­пут­ство­вал ухо­дя­щих из этой вре­мен­ной жиз­ни жи­те­лей стар­ше­го по­ко­ле­ния, при ко­то­рых ко­гда-то на­чи­на­лось его слу­же­ние, на его гла­зах ро­ди­лось и вы­рос­ло но­вое по­ко­ле­ние его при­хо­жан. И страш­но бы­ло ли­цом к ли­цу ви­деть, с ка­кой яро­стью и бес­по­щад­но­стью при­шед­шие к вла­сти без­бож­ни­ки уни­что­жа­ли са­мые ос­но­вы ре­ли­ги­оз­ные жиз­ни на­ро­да.
В 1929 го­ду свя­щен­ни­ку пред­ло­жи­ли вы­пол­нить за­ве­до­мо неис­пол­ни­мое для него за­да­ние в ви­де сель­ско­хо­зяй­ствен­ных по­ста­вок го­су­дар­ству, и за его неис­пол­не­ние он был при­го­во­рен к трем го­дам за­клю­че­ния. Отец Ми­ха­ил опро­те­сто­вал при­го­вор в су­де, и его за­ме­ни­ли штра­фом. В 1930-м и в 1931 го­дах он сно­ва был оштра­фо­ван, а за­тем сно­ва при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки, но при­го­вор был от­ме­нен.
Во вто­рой по­ло­вине трид­ца­тых го­дов пра­ви­тель­ством Ста­ли­на бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о мас­со­вом уни­что­же­нии ис­то­ри­че­ски сло­жив­ших­ся в Рос­сии со­сло­вий на­ро­да, и в част­но­сти свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Со­би­рая ма­те­ри­а­лы об от­це Ми­ха­и­ле, со­труд­ни­ки НКВД в фев­ра­ле 1938 го­да до­про­си­ли пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та и ди­рек­то­ра сель­ской шко­лы, и те по­ка­за­ли, что свя­щен­ник Ми­ха­ил Бук­рин­ский в 1934 го­ду при­зы­вал на­се­ле­ние ор­га­ни­зо­ван­но от­ста­и­вать в рай­цен­тре храм от за­кры­тия. «Ес­ли вы сей­час не при­ме­те мер, — ска­зал он, — его боль­ше­ви­ки со­всем сло­ма­ют, боль­ше­ви­ки на это спо­соб­ны, их, нехри­стей, слу­шать не на­до. Они вас об­ма­ны­ва­ют, а вы им ве­ри­те, — да­вай­те дей­ство­вать друж­ней, чтобы нам не ли­шить­ся хра­ма Бо­жье­го»[1]. В июле 1936 го­да он «при­зы­вал на­се­ле­ние бро­сить поле­вые ра­бо­ты и пой­ти в по­ле и от­слу­жить мо­ле­бен о нис­по­сла­нии Бо­гом до­ждя»[2]. Часть кол­хоз­ни­ков на ра­бо­ту не вы­шла, а со­бра­лась око­ло церк­ви для слу­же­ния мо­леб­на. По­сле это­го пред­се­да­тель сель­со­ве­та вы­звал к се­бе свя­щен­ни­ка и пре­ду­пре­дил его, чтобы он боль­ше это­го не де­лал. На что свя­щен­ник, по сло­вам пред­се­да­те­ля, за­явил, что в про­ек­те но­вой кон­сти­ту­ции есть спе­ци­аль­ный пункт о сво­бод­ном, бес­пре­пят­ствен­ном ве­ро­ис­по­ве­да­нии всех граж­дан, а «вы на ме­стах ис­ка­жа­е­те за­ко­ны и об­ма­ны­ва­е­те мас­су. Я пой­ду и ска­жу ве­ру­ю­щим, что вы нам не раз­ре­ша­е­те со­блю­дать ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды; я вам под­чи­нять­ся не бу­ду, а бу­ду де­лать так, как по­ла­га­ет­ся пас­ты­рю»[3].
2 мар­та 1938 го­да отец Ми­ха­ил был аре­сто­ван и в тот же день до­про­шен.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы, бу­дучи недо­воль­ны су­ще­ству­ю­щим со­вет­ским стро­ем, ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную и ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность… при­зы­ва­ли на­род к вос­ста­нию, тре­буя от­кры­тия церк­ви, кле­ве­та­ли на но­вую ста­лин­скую кон­сти­ту­цию… При­зна­е­те ли вы се­бя в этом ви­нов­ным? — спро­сил его сле­до­ва­тель.
— Я ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской и контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, на­прав­лен­ной про­тив со­вет­ской вла­сти, не про­во­дил и ни­ко­гда не вы­ска­зы­вал сво­их мыс­лей. Дей­стви­тель­но, я лич­но счи­таю ста­лин­скую кон­сти­ту­цию ку­цей, так как в ней за­пи­са­но од­но, а на де­ле про­во­дит­ся дру­гое, — на­при­мер, в кон­сти­ту­ции за­пи­са­но о сво­бод­ном ве­ро­ис­по­ве­да­нии, а на са­мом де­ле боль­ше­ви­ки за­кры­ва­ют церк­ви, за­пре­ща­ют мо­лить­ся, свя­щен­ни­ков аре­сто­вы­ва­ют и ссы­ла­ют, тем са­мым на­силь­ствен­но за­пре­ща­ют ве­ро­ис­по­ве­да­ние, что яв­но де­ла­ет­ся про­тив во­ли на­ро­да, — ска­зал свя­щен­ник.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что в 1934 го­ду вы при­зы­ва­ли на­род пой­ти с тре­бо­ва­ни­ем об от­кры­тии церк­ви. Вы го­во­ри­ли: «По­ка не позд­но, иди­те тре­бо­вать в рай­ис­пол­ком от­кры­тия церк­ви, а ес­ли не пой­де­те, то боль­ше­ви­ки ее сло­ма­ют. Боль­ше­ви­ки гра­бят не толь­ко вас, но и уни­что­жа­ют церк­ви». При­зна­е­те вы это?
— Я ни­ко­гда не при­зы­вал на­род, чтобы он тре­бо­вал от­кры­тия церк­ви, и не кле­ве­тал на со­вет­скую власть. Я счи­тал, что эти тре­бо­ва­ния бес­цель­ны, хо­тя, дей­стви­тель­но, ко мне ве­ру­ю­щие об­ра­ща­лись с прось­бой по­хо­да­тай­ство­вать, но я от­ка­зы­вал­ся сам хо­да­тай­ство­вать и пред­ла­гал по­хло­по­тать им са­мим.
— В чем вы счи­та­е­те се­бя ви­нов­ным?
— Ви­нов­ным я се­бя ни в чем не счи­таю.
7 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ми­ха­и­ла к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ми­ха­ил Бук­рин­ский был рас­стре­лян 14 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.
Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

Источник

Комментарии запрещены.