Священноисповедник Александр родился 13 августа 1864 года в селе Зеленцино Клинского уезда Московской губернии в семье священника Сергея Ивановича Державина. В 1880 году Александр окончил Звенигородское духовное училище, в 1887-м — Вифанскую Духовную семинарию. В том же году он был рукоположен во священника к Богородице-Рождественскому храму в селе Александрово Звенигородского уезда Московской губернии. Здесь он прослужил десять лет и в 1897 году был переведен в Троицкий храм в селе Троицкое того же уезда.
Священник Александр Державин.
Москва, Бутырская тюрьма. 1930 год
В 1929 году, во время гонений на Русскую Православную Церковь, ОГПУ запланировало произвести аресты и в селе Троицком, и 2 января 1930 года отец Александр был арестован, и вместе с ним два члена церковного совета. Все арестованные были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве, и на следующий день отец Александр был допрошен. Следователь вел дело вяло, мало чем интересовался, зная, что священника арестовали в рамках борьбы безбожного государства с Церковью, и сам спросил его, знает ли священник, за что его арестовали. Отец Александр, несколько удивившись такой постановке вопроса, ответил:
— Я не знаю, за что меня арестовали. Антисоветской агитации я не вел, и вообще стою в стороне от политики.
— Заходит ли кто к вам и вы к кому заходите — по дружбе, по соседству или как к единомышленникам? Перечислите, кто и как часто.
— Заходит бывшая наша прислуга попить чаю и иногда переночевать, больше ко мне никто не заходит.
— Кто из верующих прихожан заходит к вам больше чем другие и по каким делам?
— Заходит иногда староста прихода по делам церкви. Например, заходил, когда обокрали церковь в начале октября, и мы с ним вместе разыскивали пропавшие вещи в лесу.
— Почему вы направились в лес на поиски, а не еще куда-нибудь? — спросил его следователь.
— Потому что женщины принесли ризы от икон, переданные им охотниками в лесу, — ответил священник.
На этом допросы были закончены, и священника отправили в общую камеру. В течение января следователь допрашивал свидетелей, один из них показал: «Священник Александр Сергеевич Державин явно настроен против советской власти. На собрании верующих, где присутствовало 62 человека, по вопросу о ликвидации церковного совета выступил и говорил: “Никакой общины организовывать не нужно, она у нас есть. Сейчас по деревням председатель Троицкого сельсовета ходит по домам и переписывает, кто верует и кто не верует. Это товарищи делают потому, что они нам не верят. Мы даем наши сведения, кто в наших списках записан не за страх, а за совесть, а большевики наоборот — не за совесть, а за страх”. Больше никаких выступлений я с его стороны не замечал. Политическая физиономия Державина очень скрыта и изучению поддается с трудом. Я лично считаю, что арест Державина был преждевременный и бесцельный. На арест Державина население смотрит как на гонение на веру, а не как на арест какого-то контрреволюционера»[1].
13 февраля 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Александра к трем годам ссылки в Северный край, и через месяц он этапом был отправлен в Архангельск.
Впоследствии все эти события священник так вкратце описал в своем дневнике: «С 1-го на 2-е в моем доме в 10 часов ночи был произведен обыск бывшим избачом села Михайловского… в присутствии понятых… и милиционеров. Все книги… письма и вещи были перерыты, и много пустяковых бумажонок было взято с собой. После обыска без предъявления какой-либо мне вины я был арестован и отвезен… на станцию Кубинка и помещен до поезда в отдельную комнату как арестант. Тяжел был для меня этот первый арест невинно. В 5 часов утра с поездом отправлен был в Москву и с вокзала в закрытом автомобиле отправлен был на Лубянку в ОГПУ… Об этом описывать не буду… Мне был допрос один раз, но вины какой-либо не предъявлено, и допрос был недолгий… 5 января, в воскресенье, в темной клетке автомобиля отправлен был в Бутырскую тюрьму и после обыска помещен был в камере № 70, коридор № 16, где просидел до 15 марта 1930 года. О пребывании в тюрьме писать не буду. В Бутырках один раз вызывал меня к себе следователь и предъявил мне статью закона 58, пункт 10, то есть агитация против советской власти, и 13 февраля Комиссия ОГПУ приговорила меня к ссылке в Северный край на три года. После приговора я просидел в тюрьме еще месяц и 15 марта этапом был отправлен в Архангельск. Пробыл я в Архангельске ночей пять, но эти ночи для меня были тяжелее Бутырской тюрьмы. Дни и ночи я проводил в доме сезонника — ночлежка грязная, народу ссыльного в доме масса, грязь страшная, пьянство, разврат, вши одолели. Воровство, буйство. Наконец, всем священникам дали паспорта на жительство в Часовенском сельсовете на реке Лодьме, в двадцати пяти верстах от Архангельска.
1 мая. Утро. Встал в половине шестого, мороз — 6 градусов. Санный путь еще хороший. Здоровье мое… лучше, а в сердечной полости все еще продолжается небольшая боль. Тюрьма и ссылка свое берут, а равно и одиночество. Видно, нужно теперь и подчиниться воле Божией.
Из Холмогор пришло триста человек казаков-донцов на сплав леса по Лодьме, голодные, слабые, едва ноги свои передвигают. Что-то будет с нами, если у нас не будет хлеба.
18 июня дневные известия, то есть 10 июля всех вызывают в Архангельск с вещами.
1 августа старого стиля. После месячного моего молчания и скитания четырнадцати дней по Архангельску… с большими невзгодами, начну опять, находясь в Усть-Цильме, свою убогую запись. По приезде в Усть-Цильму все время искали квартиру и наконец временно нашли на два лица, клоповник. Ныне, 1-го, ходил в храм к литургии. Слава Богу, что есть где помолиться, легче душе. Ох, как тяжело мне будет жить одиноким, оторванным от семьи и от другов моих плюс детей. Одна надежда на Божие милосердие.
13 августа. Утро, ясно и тепло. Сегодня святителя Тихона Задонского чудотворца, день моего рождения. Окончил топить печь. Хочу помолиться, прочесть Господу Иисусу акафист, Утешителю в скорбях.
22 августа. Встал, пишу рано. Сейчас ходил на отметку и услышал, что я из Усть-Цильмы назначаюсь в деревню Усть, верст тридцать пять от Усть-Цильмы. Что делать, воля Божия. Из моих товарищей никого со мной не назначают, приходится жить одному. Посылается со мной священников человек двадцать.
Пришел на пароход в три часа вечера. Взял билет за свои деньги. Пароход сверху не приходил до семи часов вечера. Народу много было пассажиров. Вещи свои перенес на пароход, тяжело. Пароход не шел всю ночь, утром пошел.
23 августа. Приехали в Усть часов в 12 дня. Дождь, грязь. За подводу до деревни в шесть верст втроем заплатили девять рублей с прибавком. Бывшую ночь не спали, а день весь был в суете, устал, едва дошел до деревни. Уснул на полу порядочно. В доме чисто и тепло. Деревья на крутой горе и речке… храма нет. Квартиру постоянную еще не сняли, но найдем. Ныне председатель хотел нас выгнать на работу, лес окатывать. Пошел дождь, отменил. Мы трое не хотели идти, так как осуждены в ссылку, а не на принудительные работы.
30 апреля 1931 года. Христово Воскресенье. Тепло. Чувствую в себе слабость и в ногах, и в руках, есть кашель, все не проходит после гриппа… силы падают, должно быть, скоро надо расставаться с жизнью. Помоги, Господи, покаяться.
11 марта 1932 года. Ветер и холодно. Тревожный слух идет о нашем выселении в Усть-Цильму, а потом куда-то дальше из Усть-Цильмы. Что-то будет к 1 апреля. Действительно, нас требуют к 30 марта в Усть-Цильму, а куда оттуда пошлют, не знаю.
12 марта. Весь день прошел в беспокойствии и тревогах. Вот что получили вместо отпуска домой — перегонку в другую деревню, неизвестную.
15-16 марта. Мороз. Сборы в Усть-Цильму. Ночевали отцы… идет ссыльных очень много.
31 мая. Ветер и ясно. Сегодня из ОГПУ получена сельсоветом бумага, чтобы я явился в Усть-Цильму 3 июня с вещами, в ОГПУ. Куда меня высылают, не знаю. Жутко становится. Помоги мне, Царица Небесная.
1 июня. Идут у меня сборы к отправке, но куда опять отправляют, неизвестно. Придется мне, должно быть, поголодать нынешний год.
1 января 1933 года. Тепло, идет снежок небольшой. Пробыл в ссылке три года. Сегодня срок трехгодичный, а отпусков никому еще нет…
2 марта. Небольшой мороз. Немного побаливает желудок.
4 марта. Мороз и ветерок. Сегодня приобщился Святых Таин. Благодарение Богу.
10 марта. Опять сильный мороз с ветром. Ну уж северная зима в 1933 году, будешь помнить ее. Живот все мучает меня болями… сильными. Пожалуй, будет плохой исход болезни, и помочь нечем.
19 марта. Мороз несильный. Почти всю ночь не спал, боль живота… У меня, кажется, грыжа от натуги и подъема дров…»
25 марта 1933 года священник Александр Державин скончался и был погребен в безвестной ныне могиле на деревенском кладбище.
Священномученик Иоанн родился 11 сентября 1879 года в деревне Филипково Переславского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Гавриила Плеханова. Окончив церковноприходскую школу, Иван в 1892 году уехал в Москву, как уезжали тогда многие подростки из разорявшихся крестьянских хозяйств. Большинство устраивалось подмастерьями; многие, попадая в развращенный быт большого города, погрязали в грехах, приобретали болезни и погибали нравственно и физически. Ивана от гибели спасли вера в Бога и благочестивые навыки, приобретенные в родительском доме. Он выучился на повара и сначала работал в ресторане Тестова на Воскресенской площади, потом в чайной; при советской власти он стал заведующим столовой, а затем пошел поваром к Патриарху Тихону.
В 1920 году в Троицкой церкви на Троицком подворье Патриарх Тихон рукоположил Ивана Гавриловича во диакона к Троицкой церкви, при которой он одновременно состоял членом церковно-приходского совета. Здесь он служил до ареста Патриарха и захвата патриаршего подворья обновленцами. После освобождения Патриарха из заключения сотрудники ОГПУ с особенным тщанием стали собирать сведения о том, как относятся церковные люди к освобождению Патриарха и к его опубликованным в советской прессе заявлениям, и особенно среди круга ближайших к нему лиц.
Священник Иоанн Плеханов.
Москва, Таганская тюрьма. 1938 год
24 июля 1923 года ОГПУ арестовало диакона Иоанна и его жену и они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. При обыске у диакона Иоанна был найден машинописный текст наставления монахам и мирянам, направленный против обновленцев, в котором говорилось, что с упадком общего благочестия в саму церковную среду проникнет много лжебратий, которые, будучи водимы своими пороками и привычкой к роскошной жизни, устроят гонение на всех желающих жить благочестиво.
— Скажите, каково ваше отношение к Церкви раньше и теперь, после раскаяния Патриарха Тихона? — спросил диакона Иоанна следователь.
— Считаю себя членом Православной Восточно-кафолической Церкви как прежде, так и теперь, — ответил диакон.
— Скажите, каково ваше отношение к Тихону и его раскаянию?
— Как мало разбирающийся, я считаю для себя правильным не касаться его раскаяния, как лично меня не касающегося.
— Скажите, где, от кого и когда вы получили отобранный у вас при обыске печатный текст наставления, то есть фамилии, имена, отчества и адрес?
— В храме, от неизвестной женщины, подано мне в руки.
За недоказанностью преступления, а также за отсутствием существенных сведений от осведомителей, ОГПУ распорядилось 24 сентября 1923 года диакона Иоанна освободить.
Во все время служения диаконом отец Иоанн нес послушание повара у Патриарха, а после его кончины, у Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского).
В 1925 году епископ Бронницкий, викарий Московской епархии Иоанн (Васильевский), в Воскресенском храме в поселке Вешняки рукоположил диакона Иоанна во священника. До ноября 1936 года отец Иоанн служил в Москве, но с закрытием в Москве многих храмов и сокращением числа приходов он был вынужден уйти за штат. Тогда же, как священнослужителя, его выслали за стокилометровую зону от Москвы, и некоторое время он жил в Волоколамске; вскоре отец Иоанн получил назначение в храм Дмитриевского погоста Нагорьевского района Ярославской области. Отсюда он часто ездил в Москву закупить необходимые для церкви вещи и повидать своих духовных детей, которых у него за время служения в Москве появилось немало. Когда священник приезжал в Москву, то бывал в некоторых храмах; об этих его приездах осведомители донесли в НКВД. В двадцатых числах января 1938 года отец Иоанн приехал в Москву и собирался остаться на венчание племянницы, которое было назначено на 2 февраля, но в тот же день вечером он был арестован и заключен в одну из тюрем Москвы.
Были допрошены два дежурных свидетеля — священнослужители московских храмов Толузаков и Марков, которые дали показания об антисоветской будто бы деятельности священника, и после этого был допрошен отец Иоанн.
— Следствием установлено, что вы в январе сего года в присутствии нескольких лиц восхваляли врагов народа, — заявил следователь.
— В отношении врагов народа я ничего не говорил.
— Следствием также установлено, что вы в январе сего года среди окружающих вас лиц высказывали неудовольствие относительно существующего колхозного строительства.
— Это неправда. Относительно колхозного строительства я ничего не говорил.
— Вы арестованы и привлекаетесь к уголовной ответственности за проведение контрреволюционной агитации среди верующих. Признаете себя в этом виновным?
— Виновным себя в проведении контрреволюционной агитации я не признаю.
13 марта следствие было закончено, и 15 марта 1938 года тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу, после чего он был переведен в Таганскую тюрьму в Москве. Священник Иоанн Плеханов был расстрелян 25 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Священномученик Константин родился 3 мая 1875 года в селе Люберцы Московского уезда Московской губернии в семье диакона Михаила Соколова. В 1896 году Константин окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника. До 1936 года он служил в Преображенском храме в селе Люберцы, а с 18 июня 1936 года стал служить в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Смолино Верейского района.
В октябре 1937 года сотрудники НКВД допросили дежурных свидетелей и те показали, что священник Константин Соколов агитирует за Церковь, призывает к вере во Христа и праведной жизни, ставя в пример Марию Египетскую. 20 сентября, после всенощной под праздник Рождества Пресвятой Богородицы, он сообщил верующим, что обращался в НКВД за разрешением ходить по приходу с молебнами, но такого разрешения не получил, и потому просит прихожан приходить служить молебны в храм. Он тогда же сказал, что обращался и к председателю сельсовета, чтобы тот разрешил служить молебны, не ставя в известность районные власти, но тот отказал. Посылал он и членов церковного совета собирать подписи колхозников под ходатайством на разрешение идти с крестным ходом, но тоже безуспешно.
17 ноября 1937 года отец Константин был арестован. Первое время он содержался в можайской тюрьме, а затем был переведен в Таганскую тюрьму в Москве.
— Следствием установлено, что вы в сентябре сего года по поводу сталинской конституции высказывались, что в законах советской власти написано, что служить в церкви, ходить вокруг церкви с крестными ходами и по домам колхозников разрешается, а на деле хождение запрещают. Подтверждаете ли вы, что был такой разговор? — спросил священника следователь.
— Да, такой разговор был с председателем сельсовета после того, как ко мне обратились прихожане с просьбой идти крестным ходом вокруг церкви. Я спрашивал председателя, почему нельзя в праздники ходить вокруг церкви… на хождение вокруг церкви разрешения не требуется. Но о сталинской конституции я ничего не говорил.
— Истолковывая конституцию в антисоветском духе, вы говорили, что в конституции написано о свободе уличных шествий, а на деле не дают ходить с молебнами. Подтверждаете ли вы это?
— Нет, не подтверждаю. Такого я не говорил.
— Вы посылали членов церковного совета собирать подписи под ходатайством о разрешении ходить с молебнами по домам колхозников?
— Церковный совет обратился ко мне с просьбой ходить с молебнами; я же сказал, что это дело верующих. Церковный совет собрал подписи, староста пришел ко мне, и я обратился в сельсовет, но там мне отказали.
25 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Константина к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 9 января 1938 года священник прибыл в Сусловское отделение Сиблага НКВД. Священник Константин Соколов скончался в заключении от голода и непосильной работы 25 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Преподобномученик Владимир родился 21 апреля 1878 года в деревне Малые Палатки Гжатского уезда Смоленской губернии в семье крестьянина Нила Волкова и в крещении наречен был Георгием. Образование он получил дома. В 1899 году Георгий был призван в армию и прослужил в ней до 1905 года. Как человек грамотный, он проходил службу в должности старшего писаря у войскового начальника города Гжатска. В это время он пришел к окончательному решению оставить мир и в 1906 году поступил послушником в пустынь Параклит при Троице-Сергиевой Лавре.
15 июля 1909 года Георгий Нилович был пострижен в монашество с именем Владимир. В пустыни он проходил послушание хлебника, синодичного и писаря. В 1912 году монах Владимир был переведен в Троице-Сергиеву Лавру и назначен смотрителем типографии. 19 марта 1915 года он был рукоположен во иеродиакона[1]. После закрытия Лавры иеродиакон Владимир служил в храме великомученика Димитрия Солунского в селе Шиманово Можайского района Московской области.
Архимандрит Владимир (Волков).
Москва, Таганская тюрьма. 1938 год
В 1930 году иеродиакон Владимир был рукоположен во иеромонаха и по просьбе прихожан назначен служить в Спасскую церковь в селе Иславское Звенигородского района Московской области. В 1931 году он был возведен в сан игумена, в 1932-м — в сан архимандрита. В 1936 году ему было преподано благословение служить Божественную литургию с открытыми царскими вратами до Херувимской песни.
С 1931 года, продолжая служить в храме, отец Владимир исполнял должность счетовода в редакции журнала Московской Патриархии. В 1935 году журнал был закрыт, и отец Владимир был оставлен при Патриархии продавцом, отвечающим за продажу церковных предметов, и проработал здесь еще год.
21 февраля 1938 года архиепископ Сергий (Воскресенский), викарий Московской епархии, предложил архимандриту Владимиру быть духовником митрополита Сергия (Страгородского) и своим, но это не осуществилось — 27 февраля 1938 года архимандрит Владимир был арестован и заключен в можайскую тюрьму.
— Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности, так как возводили клевету на руководителей партии и советской власти — в августе 1937 года, в момент выборов в Верховный Совет, и в январе 1938 года, — заявил отцу Владимиру следователь.
— В предъявленном мне обвинении в контрреволюционной деятельности и клевете на руководителей ВКП(б) и советской власти виновным себя не признаю, — ответил архимандрит.
7 марта 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу, и он был переведен в Таганскую тюрьму в Москве. Архимандрит Владимир (Волков) был расстрелян 25 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Священномученик Сергий родился 4 июля 1896 года в деревне Смольниково Клинского уезда Московской губернии в семье печника Иосифа Скворцова и его супруги Екатерины. В 1914 году Сергей окончил учительскую семинарию и поступил работать учителем в начальные классы школы. Вскоре он женился на Клавдии Николаевне Михайловой, дочери служащего железной дороги; впоследствии у них родилось трое детей — Лидия, Николай и Александр.
Священник Сергий Скворцов
В 1918 году в то время, когда Русская Православная Церковь была поставлена безбожниками большевиками вне закона, Сергей Иосифович, желая послужить Церкви, был рукоположен во диакона, а в 1926 году — во священника ко храму мученицы Параскевы Пятницы в поселке Дрезна Орехово-Зуевского района, в котором он и прослужил до своего ареста. В начале 1930-х годов он был назначен настоятелем этого храма. Прихожане любили отца Сергия за то, что он все силы и время отдавал приходу и для всех неимущих требы совершал бесплатно. В 1926 году храм попытались захватить обновленцы, позиции которых были весьма сильны в Орехово-Зуевском районе, но отцу Сергию удалось отстоять церковь от захвата обновленцами. Тогда власти решили храм закрыть. Отец Сергий принял деятельное участие в отстаивании храма. После многих хлопот и поездок во ВЦИК священнику и прихожанам удалось храм сохранить. Он был закрыт только в 1953 году.
Ставя своей целью закрытие храма, власти угрожали отцу Сергию арестом и требовали от него, чтобы он снял с себя сан через заявление в газету, подписавшись под тем, что не верит в Бога и дурманит народ. Но он с негодованием отверг это предложение. Тогда ему стали предлагать скрыться, уехать. «Уедешь, и, может быть, минет тебя “чаша сия”», — говорили ему мнимые доброжелатели. Но и это предложение он не принял, сказав: «Куда я уеду? Как я буду смотреть народу в глаза?»
Весной 1937 года тяжело заболела жена священника Клавдия Николаевна. Поначалу болезнь казалась не грозной, так как это была обыкновенная простуда, но затем она получила стремительное развитие и перешла в туберкулез, от которого 30 апреля 1937 года Клавдия Николаевна скончалась, оставив троих детей — четырнадцати, двенадцати и девяти лет. Дети жили с отцом и с бабушкой Екатериной Никитичной.
Священник Сергий Скворцов
Власти арестовали отца Сергия 28 сентября 1937 года. Отслужив литургию на престольный праздник в храме великомученика Никиты в селе Кабаново, где незадолго перед этим был арестован его друг протоиерей Василий Максимов[1], он вернулся домой. Глубокой ночью кто-то постучался в окно. Отец Сергий давно ждал этого часа и спокойно сказал: «Это за мной». Затем он встал, оделся и открыл дверь.
В дом вошли трое сотрудников НКВД. После обыска один из них сказал: «Ну, собирайтесь. Берите всё теплое». Дети и бабушка заплакали. Отец Сергий попрощался со всеми, всех благословил и ушел. Арест отца вызвал у детей нервное потрясение: дочь Лидия, выскочив на улицу, безотчетно стала кричать «караул», не в силах справиться со своим состоянием и остановиться. Сотрудники НКВД, чтобы утихомирить девочку, стали стрелять в воздух.
Первое время после ареста отец Сергий находился в тюрьме в городе Покров; бабушка и дети привозили ему туда продукты и вещи. Однажды священник передал им из тюрьмы белье и прядь своих волос, и дети поняли, что их отца остригли. Вскоре отца Сергия перевели в Таганскую тюрьму в Москве. Были допрошены свидетели. Один из них, фотограф Цветков, показал, что «Скворцов, используя сан священника, часто проводит беседы с верующими»[2].
Секретарь сельсовета в Дрезне сказал о священнике: «Скворцов среди верующих и граждан поселка Дрезна проводит антисоветскую агитацию, группируя вокруг себя активных церковников. Он поддерживал связь с арестованным недавно попом кабановской церкви Максимовым. Скворцов весной этого года около сельсовета в антисоветском духе заявлял: “Плохо стало верующим. Советская власть с нас берет великие налоги. Хотя государство и говорит, что оно не вмешивается в церковные дела, что Церковь отделена от государства, а все же нас притесняет”»[3].
Выслушав зачитанные ему показания свидетелей, отец Сергий не согласился с ними и потребовал от следователя, чтобы ему была устроена очная ставка, но следователь ему в этом отказал.
Священник Сергий Скворцов, его супруга Клавдия Николаевна и дети
3 и 4 октября 1937 года следователь допросил священника.
— Дайте показания о контрреволюционных высказываниях Максимова.
— Мне во время бесед от священника Максимова относительно новой конституции приходилось слышать: «При новой конституции нам будет лучше». Высказываний контрреволюционного характера от него слышать не приходилось.
— Следствие располагает данными, что вы среди верующих поселка Дрезна проводили антисоветскую агитацию. Признаете ли вы это?
— Нет, я этого не признаю.
— Следствие располагает данными, что весной 1937 года, будучи в сельсовете, вы высказывали антисоветские суждения о советской власти, доказывая, что государство притесняет верующих.
— Нет, этого я не признаю.
— Дайте конкретные показания о ваших контрреволюционных связях с попом Максимовым и о его антисоветской деятельности.
Нам известно, что вы заявляли: «Поп Максимов арестован за проповеди с амвона и антисоветские высказывания на поминках». Какие это были высказывания? Дайте показания.
— Я никаких связей контрреволюционного характера со священником Максимовым не имел, антисоветских высказываний Максимова не знаю и не слышал. Я слышал о причинах ареста священника от фотографа Цветкова.
На этом допросы были прекращены, и 5 октября следствие было закончено. 13 октября 1937 года тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Из Таганской тюрьмы отец Сергий был отправлен в 13-е отделение Бамлага, расположенное в Биробиджане. Только здесь ему объявили, что он приговорен к десяти годам заключения. Из Бамлага он был через некоторое время отправлен в Южлаг, в город Улан-Удэ, а затем в Безымянлаг в Самарской области. В Дрезне у отца Сергия остались дети, которые жили с бабушкой; им помогали священники храма мученицы Параскевы Пятницы, отдавая семье арестованного священника десятую часть дохода, а также прихожане. Екатерина Никитична посылала посылки отцу Сергию, но с началом Великой Отечественной войны у них у самих положение настолько ухудшилось, что они уже с великим трудом находили продукты, чтобы послать их священнику. В 1943 году они получили от отца Сергия последнее письмо, в котором он написал: «Детки вы мои дорогие, дела мои плохи, я заболел дизентерией».
Священник Сергий Скворцов умер в Безымянлаге 25 марта 1943 года и был погребен в безвестной могиле.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март».
Тверь. 2006. С. 157-162
Примечания
[1] Священномученик Василий (Максимов), прославлен Русской Православной Церковью в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Память празднуется 10/23 сентября.
[2] ГАРФ. Ф. 10035, д. 15797, л. 12 об.
[3] Там же. Л. 16.
АКАФИСТ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ СЕРГИЮ ДРЕЗДНЕНСКОМУ (СКВОРЦОВУ)
Кондак 1
Избранный подвижниче и истинный сыне Церкве Русския, / изрядный угодниче и твердый исповедниче Христов, / богоблаженне отче наш Сергие! / Почитаем тя любовию и похвальная восписуем ти: / ты бо в заточении неотступно пребыл еси верен Христу, / в скорбех, тесноте и гонениих благодаривый Бога. / Не престай молитися, поминая чад твоих, / да спасет Господь взывающих и поющих ти: //.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Икос 1
Ангелов Творец и всея твари Создатель избра тя во дни смут и нестроений церковных избра тя, святый отче Сергие, в проповедника Православия среди народа от веры отступавшего Ты же, яко добрый воин Христов, Креста оружием вооруженный, со усердием провозвещал еси учение Спасителя Нашего, за Него же многия страдания смиренне претерпевши, венцем мученическим украсился еси на небесех, идеже молишися о всех, взывающих ти сице:
Радуйся, всем сердцем и всем помышлением твоим Бога возлюбивый;
Радуйся, за веру и Отечество живот свой положивый;
Радуйся, царствия Христова сонаследниче;
Радуйся, славы Божия сопричастниче;
Радуйся, Спасителя возлюбивших покровителю;
Радуйся, кающихся с Богом примирителю;
Радуйся, чтущих память твою пред Богом поминающий;
Радуйся, о прославляющих тя Господа умоляющий;
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 2
Видя благое изволение сердца твоего, Пастыреначальник Господь наш Иисус Христос благодать священства дарова тебе, благоговейно восприим, священник непорочен Бога Вседержителя явился еси, вопия Ему в молитве и дерзновении мнозе: Аллилуиа.
Икос 2
Разумом ти Свыше данным, богомудре Сергие, о душах чад Христовых усердное попечение имевый, темже убо ограждая их от ереси и раскола, поученьми твоими веру истинную в сердцах их насаждал еси. Мы же, ведуще тя о спасении нас тако пекущася, с любовию вопием ти:
Радуйся, друже Божий, крест Христов доблестне носивый.
Радуйся, любимаго Господа лик пресветлый видети сподобивыйся;
Радуйся, усердно у престола Божия о нас молящийся
Радуйся, земли московския славо и украшение.
Радуйся, веры православной утверждение.
Радуйся, сирых и обездоленных защищение.
Радуйся, нуждным и отягощенным неложное вспоможение;
Радуйся, скорбящим и обуреваемым присное утешение.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 3
Промыслом Божиим во граде Дрездне просиял еси, преславный Сергие, идеже паству свою молитвами, яко орел птенцы своя крилами покрывал еси, выну очима ума своего Крест Христов созерцая, скорбных и печальных утешал еси, укрепляющему же тя благодатию своею Всемогущему и Милосердному Господу воспевая: Аллилуйя.
Икос 3
Имеяй любы нелицемерную, предал еси всего себе Создателю вышних и нижних Искупителю и был еси помощник страждущим в недузех, утешитель скорбящих, путеводитель заблудших в море житейских попечений, алчущих истины питатель, младенствующих в добродетели наставник, вопиющих таковая:
Радуйся, сеятелю слова Христова усердный;
Радуйся, молитвенниче о пасомых прилежный.
Радуйся, наставлением в законе Господнем отроки вразумивый;
Радуйся, безсребренниче, вся земная стяжания презревый.
Радуйся, плод духовный собравый;
Радуйся, любы, радость, мир, долготерпение стяжавый.
Радуйся, яко воин Господень был еси;
Радуйся, яко плоть свою со страстьми и похотьми распял еси.
Радуйся, воздержание выну имевый;
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 4
Бури житейских бед и напастей не возмогоша поколебати крепости души твоея, преславный Сергие, основана бо бе на твердем веры Христовы камени. Мы же, дивящеся великому терпению твоему, со умилением взываем Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав непрестaнно глaс Божий в сердце твоeм, блаженне отче Сергие, добротою души твоея к людем просиял еси, всего себе на служение пастве своей отдавая. Благочестивии же людие, видяще в тебе добраго пастыря и учителя, с радостию притекаху к тебе и велие утешение и ослабу в скорбех своих по молитве твоей приимаху. Мы же, прославляя Господа, давшаго ти таковую благодать, приносим тебе сицевая:
Радуйся, пастырю благий, смиренный и кроткий.
Радуйся, земли московския славо и украшение.
Радуйся, веры православной утверждение.
Радуйся, сирых и обездоленных защищение.
Радуйся, самоотвержение всецелое показавый;
Радуйся, спасение многих взыскавый.
Радуйся, яко волков хищных от паствы твоея отгнал еси;
Радуйся, яко коварство их мудро распознал еси.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 5
Боготечней звезде уподобился еси, угодниче Божий Cергие, указуя спасительный путь во тьме греховней блуждающим, светом заповедей Христовых всех просвещая и вразумляя, добрых сердца в Православии утверждая, ленивых и нерадивых присно воздвизая к пению Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видим тя, прехвальне Cергие, очами веры у престола Божьего предстоящего и за нас, грешных молящегося и твоим заступлением обретая в скорбех – утешение; в недузех – исцеление; в бедах – скорое вспоможение, величаем возвеличевшего тя Царя Славы Христа; тебе же, теплому предстателю нашему от любве сердечныя вопием:
Радуйся, в неизреченной славе Творца мира созерцающий!
Радуйся, во благоухании святыни присно почивающий!
Радуйся, ангелов сожителю и святых сомолитвенниче!
Радуйся, вся благая прошения наша исполняющий!
Радуйся, от плевел ненависти сердца наша очищающий!
Радуйся, светом любви нелицемерныя нас озаряющий!
Радуйся, старых в изнеможении укрепление!
Радуйся, юных в благочестии утверждение!
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 6
Проповедником добродетелей христианских был еси, священномучениче Сергие, поучая любити братию и народ свой. Мы же ублажаем тя, яко добраго и истиннаго последователя Христова, живот свой за люди твоя положившаго, воспевая Господеви песнь: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси во граде Дрездне, всехвальный Cергие, души верных озаряя и тьму безбожия разгоняя. Просвещал еси паству свою светом Евангелия Христова. Ты с ревностию учил еси о вере Православной, обличал еси пороки людския очищая от суеверия и лености, оберегая от неверия, нечестия века сего. Сего ради и мы в дни скорби блуждания греховнаго, припадаем к тебе, угодниче Божий, слезно взывая: буди в жизни нам вождь добрый и благонадежный, да не престанем величати тя сице:
Радуйся, каменю драгий, землю нашу всю украшаяй.
Радуйся, от потопления бурями житейскими правоверных спасаяй;
Радуйся, унывающих и мятущихся укрепляяй и от заблуждения отреваяй.
Радуйся, теплотою любви твоея наша хладная сердца согревающий
Радуйся, козни вражия предстательством твоим разрушающий.
Радуйся, сладостию молитв твоих скорби наша растворяющий;
Радуйся, к свету Христову заблудшия наставляющий.
Радуйся, упованию христианскому верныя научающий
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 7
Хотяще явити миру источники милости своея неоскудевающия, Христе Боже наш, даровал еси нам предстателей и молитвенников к тебе дерзновенных святых твоих новомучеников, иже твердость веры своея, даже до крове пострадавши засвидетельствоваша; В нихже Тя, Единаго Благаго Бога славяще, умильно зовем Тебе: Аллилуия.
Икос 7
Новую благость дарует Господь страждущему народу нашему, в горниле испытаний лютых смертельно изнемогшему, да уразумеем яко благ Господь, наказует, но не умерщевляет, показуя на избранных Своих, вчера униженных и обесславленных, ныне их Церковь святая к лику святых воздвизает. С ними же тя, священномучениче Сергие, в чертог Свой приемлет молитися за ны. Сего ради радующеся, вопием Ти:
Радуйся, слaдость словeс Господних в сердце всегда хранивый;
Радуйся, игу благому Христову самого себе всецело подклонивый.
Радуйся, иерейския благодати пред Богом не посрамивый;
Радуйся, даный тебе талант добродетельми преумноживый.
Радуйся, стадо Христово, мечем веры от неверия оградивый
Радуйся, образ терпения и себе отречения добльственне явивый.
Радуйся, образ страдaния и любве ко Господу нaм являяй;
Радуйся, на узкий путь спасeния нaс наставляяй.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 8
Странно и уязвленно бе слышати проповедание Евангелия Христового обкраденных умом, святый Сергие, тобою проповеданного. Ты же, любовию ко Христу пламенея и взирая на страдания Его, и на сраспинавшихся за Истину благочестия Евангельскаго, безбоязненно призывал еси паству свою: имети совесть незазорную и любити друг друга, якоже Господь возлюбил нас, во еже, не токмо зде, но и в селении праведных, милостиво сподобимся воспевати творцу нашему: Аллилуиа.
Икос 8
Весь исполнен любве Христовы, священномучениче Сергие, яко пастырь добрый ему же суть овцы своя, видев волка грядуща, не оставил еси их и не бегал еси, но пред ними ходил во всеоружии силы и истины даже до смерти от богоборцев. Ныне же ты яко Ангел — хранитель православным христианом града Дрездны пребываеши и молитвы о них возносиши ко престолу Вседержителя. Мы же, усердно светлую память твою почитая, с верою, надеждою и любовию воспеваем ти сице:
Радуйся, стези правы ногама своима прошедый;
Радуйся, Спасителя пред людьми исповедавший;
Радуйся, нищетою Христовою обогативыйся.
Радуйся, служение беспорочно совершивый;
Радуйся, святою ревностию о спасении паствы твоея пламеневый.
Радуйся, возжещи сию ревность в чадех твоих восхотевый;
Радуйся, боязни и стрaха человеческаго не ведавый.
Радуйся, пaстырю, душу за овцы твоя полагaвый;
Радуйся, наeмником лукавым пaствы твоея расхитити не дaвый
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 9
Всякие труды подъял еси, отче наш Сергие, всякие лишения, обиды и болезни претерпел еси ради паствы твоея. Егда открыся гонение на православных, враги устремились на тя, ищущие души твоея, уповая на Всемудраго Господа нашего, глаголал еси: мне еже жити Христос, и смерть приобретение. Сего ради вся находящия ти скорби сладце терпел еси, рассуждая, яко недостойны суть страсти века сего хотящей явитися в нас славе, воспевая Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия многовещанныя не возмогут по достоянию воспети страдания твоя за Христа, всехвальный священномучениче, яко николиже возроптал еси, поминающе глаголы Господни: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». Мы же, сии глаголы почитающе, славим подвиг исповедничества твоего и вопием ти сице:
Радуйся, врeменныя жизни покой, прaвды Божия рaди презревый.
Радуйся, за Христа узы и темницу всерадостно приявый.
Радуйся, истинную рaдость во страдaниих о Господе обретaвый;
Радуйся, томления и труды тяжки в заточeнии от злочестивых богоотступников претерпевый;
Радуйся, всем сердцем твоим возлюбивый Христа, и вся до конца за того претерпевый;
Радуйся, безпреткновeнно во обители горния душeю возлетевый.
Радуйся, всем житиeм твоим и кончиною праведною Бога прослaвивый;
Радуйся, свящeнную пaмять твою на земли нaм остaвивый.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 10
Спастися хотяй всем человекам, иже на крове мучеников Своих Церковь основавый, сердцеведец Христос положи тя, отче наш Сергие, в сонме святых новомучеников во основание храмины страны Российския, да вси в ней сущия вопиют Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стену необориму стяжал еси благодать Господню, отче наш Сергие, защищaюшую тя от враг невидимых, не могущих души твоея погубити: достойна бо тоя благодати явился еси богоугодными труды твоими и умилeнными молитвами и велиим упованием на Распятаго Спасителя, веровал бо еси несомненно, яко смерть тела не есть конец, что Сам Христос есть путь в святыне веры и в лице Своем — истина, и в таинствах благодатных, и в существе своем — жизнь безконечная. Мы же, неизреченное величие любви твоея к Богу воспеваем и велией вере твоей подражати желая, таковыя похвалы смиренне приносим ти:
Радуйся, во испытаниях своих веру крепку, яко Авраам, явивый;
Радуйся, в злостраданиях терпение твердое, яко Иов, показавый;
Радуйся, не суетному унынию, но Божьему благоволению себе предавый;
Радуйся, Христу Богу в кротости и смирении подражавый;
Радуйся, житие свое тесною стезею мучений и страданий прошедый.
Радуйся, стратотерпче, Христа безстрaшно исповедавый;
Радуйся, боязни и стрaха человеческаго не ведавый.
Радуйся, пaстырю, душу за овцы твоя полагaвый;
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 11
Пение умиленное приносим ти, священномучениче Сергие, прославляюще твоя за Христа страдания и молим тя: испроси нам у Господа нашего Иисуса Христа крепко в вере истинней стояти, козней злолукавых избегати и с тобою купно воспевати: Аллилуиа.
Икос 11
Светоносен светильник во тьме безумия и мрaце беззакония горяй, воистину явился еси, прехвальне отче наш Сергие, егда кротце последовал еси на страдание, уготованное ти от мучителей, ты бо узах суще, от гонителей веры Христовой оскорбления и иныя муки душевныя, надругания, заушение и лютыя биения незлобливе приял еси, в полуденном крае заключение свое до самыя кончины твоея отбывая. Сего рaди покланяющеся Всемилоcтивому Богу, воспевaем тя, единаго от добропобедных страстотерпец Его, хвалении таковыми:
Радуйся, веры христианския исповедниче неустрашимый.
Радуйся, воине Христов в терпении твоем непобедимый.
Радуйся, благонадежный помощниче всем за истину терпящим.
Радуйся, яко милость Божию твоими молитвами изливаеши.
Радуйся, яко своим предстательством от бед избавляеши.
Радуйся, яко плачущих и страждущих с любовию утешаеши.
Радуйся, яко в райских обителях ныне пребываеши.
Радуйся, яко с высоты небесной нас назираеши.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 12
Благодать божественнную испроси нам, мучениче Христов, много бо может молитва твоя ко благосердию Владыки, не возгнушайся нашея греховныя нечистоты, но буди нам во всем помощник и к покаянию благий наставник, научая милующему нас Богу воспевати: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще песнь благодарения Всещедрому и Человеколюбцу Богу, прославльшему тя, яко вернаго исповедника Церкве Русския, ублажаем болезни и труды твоя, имиже во славу Божию поработал еси, восхваляем подвиги твоя, яже за Христа претерпети сподобился еси, почитаем пастырскую кротость и смирение твое, яко добре упасл еси чада твоя, и воспеваем тя хваленьми сицевыми:
Радуйся, за Христа на земли страдавший и со Христом на небеси царствующий;
Радуйся, с высоты небесныя милостивно на нас, недостойных, призирающий.
Радуйся, похвалы наша, аще и недостойнии вас, благосердно приемлющий;
Радуйся, молитвам нашим, аще и немощным, с любовию внемлющий.
Радуйся, от всея души и сердца возносимая к вам прошения наша исполняющий;
Радуйся, во всех нуждах, бедах и обстояниих нам помогающий.
Радуйся, вражды и ссоры наша умиротворяющий;
Радуйся, всякий мрак заблуждения от нас прогоняющий.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 13
О преславный пастырю, cвященномучениче Сергие! Приими ныне от нас грешных похвальное пение сие, и твоими святыми молитвами поющих тя в мире сохрани, в вере правой утверди, от бед и напастей избави, скорбь пути многобедственнаго жития нашего в радость претвори, да совершивше поприще своего спасения, сподобимся Христу Богу предстати и вкупе с тобою в селениих райских воспевати: Аллилуиа.
(Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1)