25 марта — день памяти Исповедника Александра Державина, Священномученика Иоанна Плеханова, Священномученика Константина Соколова, Преподобномученика Владимира (Волкова), Священномученика Сергия Дрездненского (Скворцова)

Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Алек­сандр ро­дил­ся 13 ав­гу­ста 1864 го­да в се­ле Зе­лен­ци­но Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Сер­гея Ива­но­ви­ча Дер­жа­ви­на. В 1880 го­ду Алек­сандр окон­чил Зве­ни­го­род­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1887-м — Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. В том же го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ско­му хра­му в се­ле Алек­сан­дро­во Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Здесь он про­слу­жил де­сять лет и в 1897 го­ду был пе­ре­ве­ден в Тро­иц­кий храм в се­ле Тро­иц­кое то­го же уез­да.

Священник Александр Державин. Москва, Бутырская тюрьма. 1930 год

Свя­щен­ник Алек­сандр Дер­жа­вин.
Москва, Бу­тыр­ская тюрь­ма. 1930 год

В 1929 го­ду, во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, ОГПУ за­пла­ни­ро­ва­ло про­из­ве­сти аре­сты и в се­ле Тро­иц­ком, и 2 ян­ва­ря 1930 го­да отец Алек­сандр был аре­сто­ван, и вме­сте с ним два чле­на цер­ков­но­го со­ве­та. Все аре­сто­ван­ные бы­ли за­клю­че­ны в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве, и на сле­ду­ю­щий день отец Алек­сандр был до­про­шен. Сле­до­ва­тель вел де­ло вя­ло, ма­ло чем ин­те­ре­со­вал­ся, зная, что свя­щен­ни­ка аре­сто­ва­ли в рам­ках борь­бы без­бож­но­го го­су­дар­ства с Цер­ко­вью, и сам спро­сил его, зна­ет ли свя­щен­ник, за что его аре­сто­ва­ли. Отец Алек­сандр, несколь­ко уди­вив­шись та­кой по­ста­нов­ке во­про­са, от­ве­тил:
— Я не знаю, за что ме­ня аре­сто­ва­ли. Ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не вел, и во­об­ще стою в сто­роне от по­ли­ти­ки.
— За­хо­дит ли кто к вам и вы к ко­му за­хо­ди­те — по друж­бе, по со­сед­ству или как к еди­но­мыш­лен­ни­кам? Пе­ре­чис­ли­те, кто и как ча­сто.
— За­хо­дит быв­шая на­ша при­слу­га по­пить чаю и ино­гда пе­ре­но­че­вать, боль­ше ко мне ни­кто не за­хо­дит.
— Кто из ве­ру­ю­щих при­хо­жан за­хо­дит к вам боль­ше чем дру­гие и по ка­ким де­лам?
— За­хо­дит ино­гда ста­ро­ста при­хо­да по де­лам церк­ви. На­при­мер, за­хо­дил, ко­гда обо­кра­ли цер­ковь в на­ча­ле ок­тяб­ря, и мы с ним вме­сте разыс­ки­ва­ли про­пав­шие ве­щи в ле­су.
— По­че­му вы на­пра­ви­лись в лес на по­ис­ки, а не еще ку­да-ни­будь? — спро­сил его сле­до­ва­тель.
— По­то­му что жен­щи­ны при­нес­ли ри­зы от икон, пе­ре­дан­ные им охот­ни­ка­ми в ле­су, — от­ве­тил свя­щен­ник.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, и свя­щен­ни­ка от­пра­ви­ли в об­щую ка­ме­ру. В те­че­ние ян­ва­ря сле­до­ва­тель до­пра­ши­вал сви­де­те­лей, один из них по­ка­зал: «Свя­щен­ник Алек­сандр Сер­ге­е­вич Дер­жа­вин яв­но на­стро­ен про­тив со­вет­ской вла­сти. На со­бра­нии ве­ру­ю­щих, где при­сут­ство­ва­ло 62 че­ло­ве­ка, по во­про­су о лик­ви­да­ции цер­ков­но­го со­ве­та вы­сту­пил и го­во­рил: “Ни­ка­кой об­щи­ны ор­га­ни­зо­вы­вать не нуж­но, она у нас есть. Сей­час по де­рев­ням пред­се­да­тель Тро­иц­ко­го сель­со­ве­та хо­дит по до­мам и пе­ре­пи­сы­ва­ет, кто ве­ру­ет и кто не ве­ру­ет. Это то­ва­ри­щи де­ла­ют по­то­му, что они нам не ве­рят. Мы да­ем на­ши све­де­ния, кто в на­ших спис­ках за­пи­сан не за страх, а за со­весть, а боль­ше­ви­ки на­обо­рот — не за со­весть, а за страх”. Боль­ше ни­ка­ких вы­ступ­ле­ний я с его сто­ро­ны не за­ме­чал. По­ли­ти­че­ская физио­но­мия Дер­жа­ви­на очень скры­та и изу­че­нию под­да­ет­ся с тру­дом. Я лич­но счи­таю, что арест Дер­жа­ви­на был преж­девре­мен­ный и бес­цель­ный. На арест Дер­жа­ви­на на­се­ле­ние смот­рит как на го­не­ние на ве­ру, а не как на арест ка­ко­го-то контр­ре­во­лю­ци­о­не­ра»[1].
13 фев­ра­ля 1930 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло от­ца Алек­сандра к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край, и через ме­сяц он эта­пом был от­прав­лен в Ар­хан­гельск.
Впо­след­ствии все эти со­бы­тия свя­щен­ник так вкрат­це опи­сал в сво­ем днев­ни­ке: «С 1-го на 2-е в мо­ем до­ме в 10 ча­сов но­чи был про­из­ве­ден обыск быв­шим из­ба­чом се­ла Ми­хай­лов­ско­го… в при­сут­ствии по­ня­тых… и ми­ли­ци­о­не­ров. Все кни­ги… пись­ма и ве­щи бы­ли пе­ре­ры­ты, и мно­го пу­стя­ко­вых бу­ма­жо­нок бы­ло взя­то с со­бой. По­сле обыс­ка без предъ­яв­ле­ния ка­кой-ли­бо мне ви­ны я был аре­сто­ван и от­ве­зен… на стан­цию Ку­бин­ка и по­ме­щен до по­ез­да в от­дель­ную ком­на­ту как аре­стант. Тя­жел был для ме­ня этот пер­вый арест невин­но. В 5 ча­сов утра с по­ез­дом от­прав­лен был в Моск­ву и с вок­за­ла в за­кры­том ав­то­мо­би­ле от­прав­лен был на Лу­бян­ку в ОГПУ… Об этом опи­сы­вать не бу­ду… Мне был до­прос один раз, но ви­ны ка­кой-ли­бо не предъ­яв­ле­но, и до­прос был недол­гий… 5 ян­ва­ря, в вос­кре­се­нье, в тем­ной клет­ке ав­то­мо­би­ля от­прав­лен был в Бу­тыр­скую тюрь­му и по­сле обыс­ка по­ме­щен был в ка­ме­ре № 70, ко­ри­дор № 16, где про­си­дел до 15 мар­та 1930 го­да. О пре­бы­ва­нии в тюрь­ме пи­сать не бу­ду. В Бу­тыр­ках один раз вы­зы­вал ме­ня к се­бе сле­до­ва­тель и предъ­явил мне ста­тью за­ко­на 58, пункт 10, то есть аги­та­ция про­тив со­вет­ской вла­сти, и 13 фев­ра­ля Ко­мис­сия ОГПУ при­го­во­ри­ла ме­ня к ссыл­ке в Се­вер­ный край на три го­да. По­сле при­го­во­ра я про­си­дел в тюрь­ме еще ме­сяц и 15 мар­та эта­пом был от­прав­лен в Ар­хан­гельск. Про­был я в Ар­хан­гель­ске но­чей пять, но эти но­чи для ме­ня бы­ли тя­же­лее Бу­тыр­ской тюрь­мы. Дни и но­чи я про­во­дил в до­ме се­зон­ни­ка — ноч­леж­ка гряз­ная, на­ро­ду ссыль­но­го в до­ме мас­са, грязь страш­ная, пьян­ство, раз­врат, вши одо­ле­ли. Во­ров­ство, буй­ство. На­ко­нец, всем свя­щен­ни­кам да­ли пас­пор­та на жи­тель­ство в Ча­со­вен­ском сель­со­ве­те на ре­ке Ло­дь­ме, в два­дца­ти пя­ти вер­стах от Ар­хан­гель­ска.
1 мая. Утро. Встал в по­ло­вине ше­сто­го, мо­роз — 6 гра­ду­сов. Сан­ный путь еще хо­ро­ший. Здо­ро­вье мое… луч­ше, а в сер­деч­ной по­ло­сти все еще про­дол­жа­ет­ся неболь­шая боль. Тюрь­ма и ссыл­ка свое бе­рут, а рав­но и оди­но­че­ство. Вид­но, нуж­но те­перь и под­чи­нить­ся во­ле Бо­жи­ей.
Из Хол­мо­гор при­шло три­ста че­ло­век ка­за­ков-дон­цов на сплав ле­са по Ло­дь­ме, го­лод­ные, сла­бые, ед­ва но­ги свои пе­ре­дви­га­ют. Что-то бу­дет с на­ми, ес­ли у нас не бу­дет хле­ба.
18 июня днев­ные из­ве­стия, то есть 10 июля всех вы­зы­ва­ют в Ар­хан­гельск с ве­ща­ми.
1 ав­гу­ста ста­ро­го сти­ля. По­сле ме­сяч­но­го мо­е­го мол­ча­ния и ски­та­ния че­тыр­на­дца­ти дней по Ар­хан­гель­ску… с боль­ши­ми невзго­да­ми, нач­ну опять, на­хо­дясь в Усть-Циль­ме, свою убо­гую за­пись. По при­ез­де в Усть-Циль­му все вре­мя ис­ка­ли квар­ти­ру и на­ко­нец вре­мен­но на­шли на два ли­ца, кло­пов­ник. Ныне, 1-го, хо­дил в храм к ли­тур­гии. Сла­ва Бо­гу, что есть где по­мо­лить­ся, лег­че ду­ше. Ох, как тя­же­ло мне бу­дет жить оди­но­ким, ото­рван­ным от се­мьи и от дру­гов мо­их плюс де­тей. Од­на на­деж­да на Бо­жие ми­ло­сер­дие.
13 ав­гу­ста. Утро, яс­но и теп­ло. Се­го­дня свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­дон­ско­го чу­до­твор­ца, день мо­е­го рож­де­ния. Окон­чил то­пить печь. Хо­чу по­мо­лить­ся, про­честь Гос­по­ду Иису­су ака­фист, Уте­ши­те­лю в скор­бях.
22 ав­гу­ста. Встал, пи­шу ра­но. Сей­час хо­дил на от­мет­ку и услы­шал, что я из Усть-Циль­мы на­зна­ча­юсь в де­рев­ню Усть, верст трид­цать пять от Усть-Циль­мы. Что де­лать, во­ля Бо­жия. Из мо­их то­ва­ри­щей ни­ко­го со мной не на­зна­ча­ют, при­хо­дит­ся жить од­но­му. По­сы­ла­ет­ся со мной свя­щен­ни­ков че­ло­век два­дцать.
При­шел на па­ро­ход в три ча­са ве­че­ра. Взял би­лет за свои день­ги. Па­ро­ход свер­ху не при­хо­дил до се­ми ча­сов ве­че­ра. На­ро­ду мно­го бы­ло пас­са­жи­ров. Ве­щи свои пе­ре­нес на па­ро­ход, тя­же­ло. Па­ро­ход не шел всю ночь, утром по­шел.
23 ав­гу­ста. При­е­ха­ли в Усть ча­сов в 12 дня. Дождь, грязь. За под­во­ду до де­рев­ни в шесть верст втро­ем за­пла­ти­ли де­вять руб­лей с при­бав­ком. Быв­шую ночь не спа­ли, а день весь был в су­е­те, устал, ед­ва до­шел до де­рев­ни. Уснул на по­лу по­ря­доч­но. В до­ме чи­сто и теп­ло. Де­ре­вья на кру­той го­ре и реч­ке… хра­ма нет. Квар­ти­ру по­сто­ян­ную еще не сня­ли, но най­дем. Ныне пред­се­да­тель хо­тел нас вы­гнать на ра­бо­ту, лес ока­ты­вать. По­шел дождь, от­ме­нил. Мы трое не хо­те­ли ид­ти, так как осуж­де­ны в ссыл­ку, а не на при­ну­ди­тель­ные ра­бо­ты.
30 ап­ре­ля 1931 го­да. Хри­сто­во Вос­кре­се­нье. Теп­ло. Чув­ствую в се­бе сла­бость и в но­гах, и в ру­ках, есть ка­шель, все не про­хо­дит по­сле грип­па… си­лы па­да­ют, долж­но быть, ско­ро на­до рас­ста­вать­ся с жиз­нью. По­мо­ги, Гос­по­ди, по­ка­ять­ся.
11 мар­та 1932 го­да. Ве­тер и хо­лод­но. Тре­вож­ный слух идет о на­шем вы­се­ле­нии в Усть-Циль­му, а по­том ку­да-то даль­ше из Усть-Циль­мы. Что-то бу­дет к 1 ап­ре­ля. Дей­стви­тель­но, нас тре­бу­ют к 30 мар­та в Усть-Циль­му, а ку­да от­ту­да по­шлют, не знаю.
12 мар­та. Весь день про­шел в бес­по­кой­ствии и тре­во­гах. Вот что по­лу­чи­ли вме­сто от­пус­ка до­мой — пе­ре­гон­ку в дру­гую де­рев­ню, неиз­вест­ную.
15-16 мар­та. Мо­роз. Сбо­ры в Усть-Циль­му. Но­че­ва­ли от­цы… идет ссыль­ных очень мно­го.
31 мая. Ве­тер и яс­но. Се­го­дня из ОГПУ по­лу­че­на сель­со­ве­том бу­ма­га, чтобы я явил­ся в Усть-Циль­му 3 июня с ве­ща­ми, в ОГПУ. Ку­да ме­ня вы­сы­ла­ют, не знаю. Жут­ко ста­но­вит­ся. По­мо­ги мне, Ца­ри­ца Небес­ная.
1 июня. Идут у ме­ня сбо­ры к от­прав­ке, но ку­да опять от­прав­ля­ют, неиз­вест­но. При­дет­ся мне, долж­но быть, по­го­ло­дать ны­неш­ний год.
1 ян­ва­ря 1933 го­да. Теп­ло, идет сне­жок неболь­шой. Про­был в ссыл­ке три го­да. Се­го­дня срок трех­го­дич­ный, а от­пус­ков ни­ко­му еще нет…
2 мар­та. Неболь­шой мо­роз. Немно­го по­ба­ли­ва­ет же­лу­док.
4 мар­та. Мо­роз и ве­те­рок. Се­го­дня при­об­щил­ся Свя­тых Та­ин. Бла­го­да­ре­ние Бо­гу.
10 мар­та. Опять силь­ный мо­роз с вет­ром. Ну уж се­вер­ная зи­ма в 1933 го­ду, бу­дешь пом­нить ее. Жи­вот все му­ча­ет ме­ня бо­ля­ми… силь­ны­ми. По­жа­луй, бу­дет пло­хой ис­ход бо­лез­ни, и по­мочь нечем.
19 мар­та. Мо­роз несиль­ный. По­чти всю ночь не спал, боль жи­во­та… У ме­ня, ка­жет­ся, гры­жа от на­ту­ги и подъ­ема дров…»
25 мар­та 1933 го­да свя­щен­ник Алек­сандр Дер­жа­вин скон­чал­ся и был по­гре­бен в без­вест­ной ныне мо­ги­ле на де­ре­вен­ском клад­би­ще.

 

 

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 11 сен­тяб­ря 1879 го­да в де­ревне Филип­ко­во Пе­ре­слав­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Гав­ри­и­ла Пле­ха­но­ва. Окон­чив цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу, Иван в 1892 го­ду уехал в Моск­ву, как уез­жа­ли то­гда мно­гие под­рост­ки из разо­ряв­ших­ся кре­стьян­ских хо­зяйств. Боль­шин­ство устра­и­ва­лось под­ма­сте­рья­ми; мно­гие, по­па­дая в раз­вра­щен­ный быт боль­шо­го го­ро­да, по­гря­за­ли в гре­хах, при­об­ре­та­ли бо­лез­ни и по­ги­ба­ли нрав­ствен­но и физи­че­ски. Ива­на от ги­бе­ли спас­ли ве­ра в Бо­га и бла­го­че­сти­вые на­вы­ки, при­об­ре­тен­ные в ро­ди­тель­ском до­ме. Он вы­учил­ся на по­ва­ра и сна­ча­ла ра­бо­тал в ре­сто­ране Те­сто­ва на Вос­кре­сен­ской пло­ща­ди, по­том в чай­ной; при со­вет­ской вла­сти он стал за­ве­ду­ю­щим сто­ло­вой, а за­тем по­шел по­ва­ром к Пат­ри­ар­ху Ти­хо­ну.
В 1920 го­ду в Тро­иц­кой церк­ви на Тро­иц­ком по­дво­рье Пат­ри­арх Ти­хон ру­ко­по­ло­жил Ива­на Гав­ри­ло­ви­ча во диа­ко­на к Тро­иц­кой церк­ви, при ко­то­рой он од­новре­мен­но со­сто­ял чле­ном цер­ков­но-при­ход­ско­го со­ве­та. Здесь он слу­жил до аре­ста Пат­ри­ар­ха и за­хва­та пат­ри­ар­ше­го по­дво­рья об­нов­лен­ца­ми. По­сле осво­бож­де­ния Пат­ри­ар­ха из за­клю­че­ния со­труд­ни­ки ОГПУ с осо­бен­ным тща­ни­ем ста­ли со­би­рать све­де­ния о том, как от­но­сят­ся цер­ков­ные лю­ди к осво­бож­де­нию Пат­ри­ар­ха и к его опуб­ли­ко­ван­ным в со­вет­ской прес­се за­яв­ле­ни­ям, и осо­бен­но сре­ди кру­га бли­жай­ших к нему лиц.

Священник Иоанн Плеханов. Москва, Таганская тюрьма. 1938 год

Священник Иоанн Плеханов.
Москва, Таганская тюрьма. 1938 год

24 июля 1923 го­да ОГПУ аре­сто­ва­ло диа­ко­на Иоан­на и его же­ну и они бы­ли за­клю­че­ны в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. При обыс­ке у диа­ко­на Иоан­на был най­ден ма­ши­но­пис­ный текст на­став­ле­ния мо­на­хам и ми­ря­нам, на­прав­лен­ный про­тив об­нов­лен­цев, в ко­то­ром го­во­ри­лось, что с упад­ком об­ще­го бла­го­че­стия в са­му цер­ков­ную сре­ду про­никнет мно­го лже­бра­тий, ко­то­рые, бу­дучи во­ди­мы сво­и­ми по­ро­ка­ми и при­выч­кой к рос­кош­ной жиз­ни, устро­ят го­не­ние на всех же­ла­ю­щих жить бла­го­че­сти­во.
— Ска­жи­те, ка­ко­во ва­ше от­но­ше­ние к Церк­ви рань­ше и те­перь, по­сле рас­ка­я­ния Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на? — спро­сил диа­ко­на Иоан­на сле­до­ва­тель.
— Счи­таю се­бя чле­ном Пра­во­слав­ной Во­сточ­но-ка­фо­ли­че­ской Церк­ви как преж­де, так и те­перь, — от­ве­тил диа­кон.
— Ска­жи­те, ка­ко­во ва­ше от­но­ше­ние к Ти­хо­ну и его рас­ка­я­нию?
— Как ма­ло раз­би­ра­ю­щий­ся, я счи­таю для се­бя пра­виль­ным не ка­сать­ся его рас­ка­я­ния, как лич­но ме­ня не ка­са­ю­ще­го­ся.
— Ска­жи­те, где, от ко­го и ко­гда вы по­лу­чи­ли ото­бран­ный у вас при обыс­ке пе­чат­ный текст на­став­ле­ния, то есть фа­ми­лии, име­на, от­че­ства и адрес?
— В хра­ме, от неиз­вест­ной жен­щи­ны, по­да­но мне в ру­ки.
За недо­ка­зан­но­стью пре­ступ­ле­ния, а так­же за от­сут­стви­ем су­ще­ствен­ных све­де­ний от осве­до­ми­те­лей, ОГПУ рас­по­ря­ди­лось 24 сен­тяб­ря 1923 го­да диа­ко­на Иоан­на осво­бо­дить.
Во все вре­мя слу­же­ния диа­ко­ном отец Иоанн нес по­слу­ша­ние по­ва­ра у Пат­ри­ар­ха, а по­сле его кон­чи­ны, у Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­ли­та Пет­ра (По­лян­ско­го).
В 1925 го­ду епи­скоп Брон­ниц­кий, ви­ка­рий Мос­ков­ской епар­хии Иоанн (Ва­си­льев­ский), в Вос­кре­сен­ском хра­ме в по­сел­ке Веш­ня­ки ру­ко­по­ло­жил диа­ко­на Иоан­на во свя­щен­ни­ка. До но­яб­ря 1936 го­да отец Иоанн слу­жил в Москве, но с за­кры­ти­ем в Москве мно­гих хра­мов и со­кра­ще­ни­ем чис­ла при­хо­дов он был вы­нуж­ден уй­ти за штат. То­гда же, как свя­щен­но­слу­жи­те­ля, его вы­сла­ли за сто­ки­ло­мет­ро­вую зо­ну от Моск­вы, и неко­то­рое вре­мя он жил в Во­ло­ко­лам­ске; вско­ре отец Иоанн по­лу­чил на­зна­че­ние в храм Дмит­ри­ев­ско­го по­го­ста На­го­рьев­ско­го рай­о­на Яро­слав­ской об­ла­сти. От­сю­да он ча­сто ез­дил в Моск­ву за­ку­пить необ­хо­ди­мые для церк­ви ве­щи и по­ви­дать сво­их ду­хов­ных де­тей, ко­то­рых у него за вре­мя слу­же­ния в Москве по­яви­лось нема­ло. Ко­гда свя­щен­ник при­ез­жал в Моск­ву, то бы­вал в неко­то­рых хра­мах; об этих его при­ез­дах осве­до­ми­те­ли до­нес­ли в НКВД. В два­дца­тых чис­лах ян­ва­ря 1938 го­да отец Иоанн при­е­хал в Моск­ву и со­би­рал­ся остать­ся на вен­ча­ние пле­мян­ни­цы, ко­то­рое бы­ло на­зна­че­но на 2 фев­ра­ля, но в тот же день ве­че­ром он был аре­сто­ван и за­клю­чен в од­ну из тю­рем Моск­вы.
Бы­ли до­про­ше­ны два де­жур­ных сви­де­те­ля — свя­щен­но­слу­жи­те­ли мос­ков­ских хра­мов То­лу­за­ков и Мар­ков, ко­то­рые да­ли по­ка­за­ния об ан­ти­со­вет­ской буд­то бы де­я­тель­но­сти свя­щен­ни­ка, и по­сле это­го был до­про­шен отец Иоанн.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы в ян­ва­ре се­го го­да в при­сут­ствии несколь­ких лиц вос­хва­ля­ли вра­гов на­ро­да, — за­явил сле­до­ва­тель.
— В от­но­ше­нии вра­гов на­ро­да я ни­че­го не го­во­рил.
— След­стви­ем так­же уста­нов­ле­но, что вы в ян­ва­ре се­го го­да сре­ди окру­жа­ю­щих вас лиц вы­ска­зы­ва­ли неудо­воль­ствие от­но­си­тель­но су­ще­ству­ю­ще­го кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства.
— Это неправ­да. От­но­си­тель­но кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства я ни­че­го не го­во­рил.
— Вы аре­сто­ва­ны и при­вле­ка­е­тесь к уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти за про­ве­де­ние контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции сре­ди ве­ру­ю­щих. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
— Ви­нов­ным се­бя в про­ве­де­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не при­знаю.
13 мар­та след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 15 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу, по­сле че­го он был пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Свя­щен­ник Иоанн Пле­ха­нов был рас­стре­лян 25 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Священномученик Иоанн Плеханов

 

 

Свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин ро­дил­ся 3 мая 1875 го­да в се­ле Лю­бер­цы Мос­ков­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ми­ха­и­ла Со­ко­ло­ва. В 1896 го­ду Кон­стан­тин окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. До 1936 го­да он слу­жил в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме в се­ле Лю­бер­цы, а с 18 июня 1936 го­да стал слу­жить в хра­ме в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Смо­ли­но Ве­рей­ско­го рай­о­на.
В ок­тяб­ре 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли де­жур­ных сви­де­те­лей и те по­ка­за­ли, что свя­щен­ник Кон­стан­тин Со­ко­лов аги­ти­ру­ет за Цер­ковь, при­зы­ва­ет к ве­ре во Хри­ста и пра­вед­ной жиз­ни, ста­вя в при­мер Ма­рию Еги­пет­скую. 20 сен­тяб­ря, по­сле все­нощ­ной под празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, он со­об­щил ве­ру­ю­щим, что об­ра­щал­ся в НКВД за раз­ре­ше­ни­ем хо­дить по при­хо­ду с мо­леб­на­ми, но та­ко­го раз­ре­ше­ния не по­лу­чил, и по­то­му про­сит при­хо­жан при­хо­дить слу­жить мо­леб­ны в храм. Он то­гда же ска­зал, что об­ра­щал­ся и к пред­се­да­те­лю сель­со­ве­та, чтобы тот раз­ре­шил слу­жить мо­леб­ны, не ста­вя в из­вест­ность рай­он­ные вла­сти, но тот от­ка­зал. По­сы­лал он и чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та со­би­рать под­пи­си кол­хоз­ни­ков под хо­да­тай­ством на раз­ре­ше­ние ид­ти с крест­ным хо­дом, но то­же без­успеш­но.
17 но­яб­ря 1937 го­да отец Кон­стан­тин был аре­сто­ван. Пер­вое вре­мя он со­дер­жал­ся в мо­жай­ской тюрь­ме, а за­тем был пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы в сен­тяб­ре се­го го­да по по­во­ду ста­лин­ской кон­сти­ту­ции вы­ска­зы­ва­лись, что в за­ко­нах со­вет­ской вла­сти на­пи­са­но, что слу­жить в церк­ви, хо­дить во­круг церк­ви с крест­ны­ми хо­да­ми и по до­мам кол­хоз­ни­ков раз­ре­ша­ет­ся, а на де­ле хож­де­ние за­пре­ща­ют. Под­твер­жда­е­те ли вы, что был та­кой раз­го­вор? — спро­сил свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
— Да, та­кой раз­го­вор был с пред­се­да­те­лем сель­со­ве­та по­сле то­го, как ко мне об­ра­ти­лись при­хо­жане с прось­бой ид­ти крест­ным хо­дом во­круг церк­ви. Я спра­ши­вал пред­се­да­те­ля, по­че­му нель­зя в празд­ни­ки хо­дить во­круг церк­ви… на хож­де­ние во­круг церк­ви раз­ре­ше­ния не тре­бу­ет­ся. Но о ста­лин­ской кон­сти­ту­ции я ни­че­го не го­во­рил.
— Ис­тол­ко­вы­вая кон­сти­ту­цию в ан­ти­со­вет­ском ду­хе, вы го­во­ри­ли, что в кон­сти­ту­ции на­пи­са­но о сво­бо­де улич­ных ше­ствий, а на де­ле не да­ют хо­дить с мо­леб­на­ми. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
— Нет, не под­твер­ждаю. Та­ко­го я не го­во­рил.
— Вы по­сы­ла­ли чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та со­би­рать под­пи­си под хо­да­тай­ством о раз­ре­ше­нии хо­дить с мо­леб­на­ми по до­мам кол­хоз­ни­ков?
— Цер­ков­ный со­вет об­ра­тил­ся ко мне с прось­бой хо­дить с мо­леб­на­ми; я же ска­зал, что это де­ло ве­ру­ю­щих. Цер­ков­ный со­вет со­брал под­пи­си, ста­ро­ста при­шел ко мне, и я об­ра­тил­ся в сель­со­вет, но там мне от­ка­за­ли.
25 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Кон­стан­ти­на к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. 9 ян­ва­ря 1938 го­да свя­щен­ник при­был в Сус­лов­ское от­де­ле­ние Си­б­ла­га НКВД. Свя­щен­ник Кон­стан­тин Со­ко­лов скон­чал­ся в за­клю­че­нии от го­ло­да и непо­силь­ной ра­бо­ты 25 мар­та 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

 

 

Пре­по­доб­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 21 ап­ре­ля 1878 го­да в де­ревне Ма­лые Па­лат­ки Гжат­ско­го уез­да Смо­лен­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ни­ла Вол­ко­ва и в кре­ще­нии на­ре­чен был Ге­ор­ги­ем. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил до­ма. В 1899 го­ду Ге­ор­гий был при­зван в ар­мию и про­слу­жил в ней до 1905 го­да. Как че­ло­век гра­мот­ный, он про­хо­дил служ­бу в долж­но­сти стар­ше­го пи­са­ря у вой­ско­во­го на­чаль­ни­ка го­ро­да Гжат­ска. В это вре­мя он при­шел к окон­ча­тель­но­му ре­ше­нию оста­вить мир и в 1906 го­ду по­сту­пил по­слуш­ни­ком в пу­стынь Па­рак­лит при Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре.
15 июля 1909 го­да Ге­ор­гий Ни­ло­вич был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Вла­ди­мир. В пу­сты­ни он про­хо­дил по­слу­ша­ние хлеб­ни­ка, си­но­дич­но­го и пи­са­ря. В 1912 го­ду мо­нах Вла­ди­мир был пе­ре­ве­ден в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру и на­зна­чен смот­ри­те­лем ти­по­гра­фии. 19 мар­та 1915 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на[1]. По­сле за­кры­тия Лав­ры иеро­ди­а­кон Вла­ди­мир слу­жил в хра­ме ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ско­го в се­ле Ши­ма­но­во Мо­жай­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.

Архимандрит Владимир (Волков). Москва, Таганская тюрьма. 1938 год

Ар­хи­манд­рит Вла­ди­мир (Вол­ков).
Москва, Та­ган­ская тюрь­ма. 1938 год

В 1930 го­ду иеро­ди­а­кон Вла­ди­мир был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и по прось­бе при­хо­жан на­зна­чен слу­жить в Спас­скую цер­ковь в се­ле Ис­лав­ское Зве­ни­го­род­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. В 1931 го­ду он был воз­ве­ден в сан игу­ме­на, в 1932-м — в сан ар­хи­манд­ри­та. В 1936 го­ду ему бы­ло пре­по­да­но бла­го­сло­ве­ние слу­жить Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию с от­кры­ты­ми цар­ски­ми вра­та­ми до Хе­ру­вим­ской пес­ни.
С 1931 го­да, про­дол­жая слу­жить в хра­ме, отец Вла­ди­мир ис­пол­нял долж­ность сче­то­во­да в ре­дак­ции жур­на­ла Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. В 1935 го­ду жур­нал был за­крыт, и отец Вла­ди­мир был остав­лен при Пат­ри­ар­хии про­дав­цом, от­ве­ча­ю­щим за про­да­жу цер­ков­ных пред­ме­тов, и про­ра­бо­тал здесь еще год.
21 фев­ра­ля 1938 го­да ар­хи­епи­скоп Сер­гий (Вос­кре­сен­ский), ви­ка­рий Мос­ков­ской епар­хии, пред­ло­жил ар­хи­манд­ри­ту Вла­ди­ми­ру быть ду­хов­ни­ком мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го) и сво­им, но это не осу­ще­стви­лось — 27 фев­ра­ля 1938 го­да ар­хи­манд­рит Вла­ди­мир был аре­сто­ван и за­клю­чен в мо­жай­скую тюрь­му.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, так как воз­во­ди­ли кле­ве­ту на ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и со­вет­ской вла­сти — в ав­гу­сте 1937 го­да, в мо­мент вы­бо­ров в Вер­хов­ный Со­вет, и в ян­ва­ре 1938 го­да, — за­явил от­цу Вла­ди­ми­ру сле­до­ва­тель.
— В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и кле­ве­те на ру­ко­во­ди­те­лей ВКП(б) и со­вет­ской вла­сти ви­нов­ным се­бя не при­знаю, — от­ве­тил ар­хи­манд­рит.
7 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу, и он был пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Ар­хи­манд­рит Вла­ди­мир (Вол­ков) был рас­стре­лян 25 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

 

 

Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 4 июля 1896 го­да в де­ревне Смоль­ни­ко­во Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье печ­ни­ка Иоси­фа Сквор­цо­ва и его су­пру­ги Ека­те­ри­ны. В 1914 го­ду Сер­гей окон­чил учи­тель­скую се­ми­на­рию и по­сту­пил ра­бо­тать учи­те­лем в на­чаль­ные клас­сы шко­лы. Вско­ре он же­нил­ся на Клав­дии Ни­ко­ла­евне Ми­хай­ло­вой, до­че­ри слу­жа­ще­го же­лез­ной до­ро­ги; впо­след­ствии у них ро­ди­лось трое де­тей — Ли­дия, Ни­ко­лай и Алек­сандр.

Священник Сергий Скворцов

Священник Сергий Скворцов

В 1918 го­ду в то вре­мя, ко­гда Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь бы­ла по­став­ле­на без­бож­ни­ка­ми боль­ше­ви­ка­ми вне за­ко­на, Сер­гей Иоси­фо­вич, же­лая по­слу­жить Церк­ви, был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а в 1926 го­ду — во свя­щен­ни­ка ко хра­му му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы в по­сел­ке Дрез­на Оре­хо­во-Зу­ев­ско­го рай­о­на, в ко­то­ром он и про­слу­жил до сво­е­го аре­ста. В на­ча­ле 1930-х го­дов он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем это­го хра­ма. При­хо­жане лю­би­ли от­ца Сер­гия за то, что он все си­лы и вре­мя от­да­вал при­хо­ду и для всех неиму­щих тре­бы со­вер­шал бес­плат­но. В 1926 го­ду храм по­пы­та­лись за­хва­тить об­нов­лен­цы, по­зи­ции ко­то­рых бы­ли весь­ма силь­ны в Оре­хо­во-Зу­ев­ском рай­оне, но от­цу Сер­гию уда­лось от­сто­ять цер­ковь от за­хва­та об­нов­лен­ца­ми. То­гда вла­сти ре­ши­ли храм за­крыть. Отец Сер­гий при­нял де­я­тель­ное уча­стие в от­ста­и­ва­нии хра­ма. По­сле мно­гих хло­пот и по­ез­док во ВЦИК свя­щен­ни­ку и при­хо­жа­нам уда­лось храм со­хра­нить. Он был за­крыт толь­ко в 1953 го­ду.
Ста­вя сво­ей це­лью за­кры­тие хра­ма, вла­сти угро­жа­ли от­цу Сер­гию аре­стом и тре­бо­ва­ли от него, чтобы он снял с се­бя сан через за­яв­ле­ние в га­зе­ту, под­пи­сав­шись под тем, что не ве­рит в Бо­га и дур­ма­нит на­род. Но он с него­до­ва­ни­ем от­верг это пред­ло­же­ние. То­гда ему ста­ли пред­ла­гать скрыть­ся, уехать. «Уедешь, и, мо­жет быть, минет те­бя “ча­ша сия”», — го­во­ри­ли ему мни­мые доб­ро­же­ла­те­ли. Но и это пред­ло­же­ние он не при­нял, ска­зав: «Ку­да я уеду? Как я бу­ду смот­реть на­ро­ду в гла­за?»
Вес­ной 1937 го­да тя­же­ло за­бо­ле­ла же­на свя­щен­ни­ка Клав­дия Ни­ко­ла­ев­на. По­на­ча­лу бо­лезнь ка­за­лась не гроз­ной, так как это бы­ла обык­но­вен­ная про­сту­да, но за­тем она по­лу­чи­ла стре­ми­тель­ное раз­ви­тие и пе­ре­шла в ту­бер­ку­лез, от ко­то­ро­го 30 ап­ре­ля 1937 го­да Клав­дия Ни­ко­ла­ев­на скон­ча­лась, оста­вив тро­их де­тей — че­тыр­на­дца­ти, две­на­дца­ти и де­вя­ти лет. Де­ти жи­ли с от­цом и с ба­буш­кой Ека­те­ри­ной Ни­ки­тич­ной.

Священник Сергий Скворцов

Священник Сергий Скворцов

Вла­сти аре­сто­ва­ли от­ца Сер­гия 28 сен­тяб­ря 1937 го­да. От­слу­жив ли­тур­гию на пре­столь­ный празд­ник в хра­ме ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты в се­ле Ка­ба­но­во, где неза­дол­го пе­ред этим был аре­сто­ван его друг про­то­и­е­рей Ва­си­лий Мак­си­мов[1], он вер­нул­ся до­мой. Глу­бо­кой но­чью кто-то по­сту­чал­ся в ок­но. Отец Сер­гий дав­но ждал это­го ча­са и спо­кой­но ска­зал: «Это за мной». За­тем он встал, одел­ся и от­крыл дверь.
В дом во­шли трое со­труд­ни­ков НКВД. По­сле обыс­ка один из них ска­зал: «Ну, со­би­рай­тесь. Бе­ри­те всё теп­лое». Де­ти и ба­буш­ка за­пла­ка­ли. Отец Сер­гий по­про­щал­ся со все­ми, всех бла­го­сло­вил и ушел. Арест от­ца вы­звал у де­тей нерв­ное по­тря­се­ние: дочь Ли­дия, вы­ско­чив на ули­цу, без­от­чет­но ста­ла кри­чать «ка­ра­ул», не в си­лах спра­вить­ся со сво­им со­сто­я­ни­ем и оста­но­вить­ся. Со­труд­ни­ки НКВД, чтобы ути­хо­ми­рить де­воч­ку, ста­ли стре­лять в воз­дух.
Пер­вое вре­мя по­сле аре­ста отец Сер­гий на­хо­дил­ся в тюрь­ме в го­ро­де По­кров; ба­буш­ка и де­ти при­во­зи­ли ему ту­да про­дук­ты и ве­щи. Од­на­жды свя­щен­ник пе­ре­дал им из тюрь­мы бе­лье и прядь сво­их во­лос, и де­ти по­ня­ли, что их от­ца остриг­ли. Вско­ре от­ца Сер­гия пе­ре­ве­ли в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Бы­ли до­про­ше­ны сви­де­те­ли. Один из них, фо­то­граф Цвет­ков, по­ка­зал, что «Сквор­цов, ис­поль­зуя сан свя­щен­ни­ка, ча­сто про­во­дит бе­се­ды с ве­ру­ю­щи­ми»[2].
Сек­ре­тарь сель­со­ве­та в Дрезне ска­зал о свя­щен­ни­ке: «Сквор­цов сре­ди ве­ру­ю­щих и граж­дан по­сел­ка Дрез­на про­во­дит ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, груп­пи­руя во­круг се­бя ак­тив­ных цер­ков­ни­ков. Он под­дер­жи­вал связь с аре­сто­ван­ным недав­но по­пом ка­ба­нов­ской церк­ви Мак­си­мо­вым. Сквор­цов вес­ной это­го го­да око­ло сель­со­ве­та в ан­ти­со­вет­ском ду­хе за­яв­лял: “Пло­хо ста­ло ве­ру­ю­щим. Со­вет­ская власть с нас бе­рет ве­ли­кие на­ло­ги. Хо­тя го­су­дар­ство и го­во­рит, что оно не вме­ши­ва­ет­ся в цер­ков­ные де­ла, что Цер­ковь от­де­ле­на от го­су­дар­ства, а все же нас при­тес­ня­ет”»[3].
Вы­слу­шав за­чи­тан­ные ему по­ка­за­ния сви­де­те­лей, отец Сер­гий не со­гла­сил­ся с ни­ми и по­тре­бо­вал от сле­до­ва­те­ля, чтобы ему бы­ла устро­е­на оч­ная став­ка, но сле­до­ва­тель ему в этом от­ка­зал.

Священник Сергий Скворцов, его супруга Клавдия Николаевна и дети

Священник Сергий Скворцов, его супруга Клавдия Николаевна и дети

3 и 4 ок­тяб­ря 1937 го­да сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка.
— Дай­те по­ка­за­ния о контр­ре­во­лю­ци­он­ных вы­ска­зы­ва­ни­ях Мак­си­мо­ва.
— Мне во вре­мя бе­сед от свя­щен­ни­ка Мак­си­мо­ва от­но­си­тель­но но­вой кон­сти­ту­ции при­хо­ди­лось слы­шать: «При но­вой кон­сти­ту­ции нам бу­дет луч­ше». Вы­ска­зы­ва­ний контр­ре­во­лю­ци­он­но­го ха­рак­те­ра от него слы­шать не при­хо­ди­лось.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди ве­ру­ю­щих по­сел­ка Дрез­на про­во­ди­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. При­зна­е­те ли вы это?
— Нет, я это­го не при­знаю.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вес­ной 1937 го­да, бу­дучи в сель­со­ве­те, вы вы­ска­зы­ва­ли ан­ти­со­вет­ские суж­де­ния о со­вет­ской вла­сти, до­ка­зы­вая, что го­су­дар­ство при­тес­ня­ет ве­ру­ю­щих.
— Нет, это­го я не при­знаю.
— Дай­те кон­крет­ные по­ка­за­ния о ва­ших контр­ре­во­лю­ци­он­ных свя­зях с по­пом Мак­си­мо­вым и о его ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти.
Нам из­вест­но, что вы за­яв­ля­ли: «Поп Мак­си­мов аре­сто­ван за про­по­ве­ди с ам­во­на и ан­ти­со­вет­ские вы­ска­зы­ва­ния на по­мин­ках». Ка­кие это бы­ли вы­ска­зы­ва­ния? Дай­те по­ка­за­ния.
— Я ни­ка­ких свя­зей контр­ре­во­лю­ци­он­но­го ха­рак­те­ра со свя­щен­ни­ком Мак­си­мо­вым не имел, ан­ти­со­вет­ских вы­ска­зы­ва­ний Мак­си­мо­ва не знаю и не слы­шал. Я слы­шал о при­чи­нах аре­ста свя­щен­ни­ка от фо­то­гра­фа Цвет­ко­ва.
На этом до­про­сы бы­ли пре­кра­ще­ны, и 5 ок­тяб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 13 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Из Та­ган­ской тюрь­мы отец Сер­гий был от­прав­лен в 13-е от­де­ле­ние Бам­ла­га, рас­по­ло­жен­ное в Би­ро­би­джане. Толь­ко здесь ему объ­яви­ли, что он при­го­во­рен к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния. Из Бам­ла­га он был через неко­то­рое вре­мя от­прав­лен в Юж­лаг, в го­род Улан-Удэ, а за­тем в Безы­мян­лаг в Са­мар­ской об­ла­сти. В Дрезне у от­ца Сер­гия оста­лись де­ти, ко­то­рые жи­ли с ба­буш­кой; им по­мо­га­ли свя­щен­ни­ки хра­ма му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы, от­да­вая се­мье аре­сто­ван­но­го свя­щен­ни­ка де­ся­тую часть до­хо­да, а так­же при­хо­жане. Ека­те­ри­на Ни­ки­тич­на по­сы­ла­ла по­сыл­ки от­цу Сер­гию, но с на­ча­лом Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны у них у са­мих по­ло­же­ние на­столь­ко ухуд­ши­лось, что они уже с ве­ли­ким тру­дом на­хо­ди­ли про­дук­ты, чтобы по­слать их свя­щен­ни­ку. В 1943 го­ду они по­лу­чи­ли от от­ца Сер­гия по­след­нее пись­мо, в ко­то­ром он на­пи­сал: «Дет­ки вы мои до­ро­гие, де­ла мои пло­хи, я за­бо­лел ди­зен­те­ри­ей».
Свя­щен­ник Сер­гий Сквор­цов умер в Безы­мян­ла­ге 25 мар­та 1943 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.
Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март».
Тверь. 2006. С. 157-162
При­ме­ча­ния

[1] Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий (Мак­си­мов), про­слав­лен Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских. Па­мять празд­ну­ет­ся 10/23 сен­тяб­ря.

[2] ГАРФ. Ф. 10035, д. 15797, л. 12 об.

[3] Там же. Л. 16.

 

 

 

АКАФИСТ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ СЕРГИЮ ДРЕЗДНЕНСКОМУ (СКВОРЦОВУ)

Кондак 1

Избранный подвижниче и истинный сыне Церкве Русския, / изрядный угодниче и твердый исповедниче Христов, / богоблаженне отче наш Сергие! / Почитаем тя любовию и похвальная восписуем ти: / ты бо в заточении неотступно пребыл еси верен Христу, / в скорбех, тесноте и гонениих благодаривый Бога. / Не престай молитися, поминая чад твоих, / да спасет Господь взывающих и поющих ти: //.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.

Икос 1

Ангелов Творец и всея твари Создатель избра тя во дни смут и нестроений церковных избра тя, святый отче Сергие, в проповедника Православия среди народа от веры отступавшего Ты же, яко добрый воин Христов, Креста оружием вооруженный, со усердием провозвещал еси учение Спасителя Нашего, за Него же многия страдания смиренне претерпевши, венцем мученическим украсился еси на небесех, идеже молишися о всех, взывающих ти сице:
Радуйся, всем сердцем и всем помышлением твоим Бога возлюбивый;
Радуйся, за веру и Отечество живот свой положивый;
Радуйся, царствия Христова сонаследниче;
Радуйся, славы Божия сопричастниче;
Радуйся, Спасителя возлюбивших покровителю;
Радуйся, кающихся с Богом примирителю;
Радуйся, чтущих память твою пред Богом поминающий;
Радуйся, о прославляющих тя Господа умоляющий;
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 2

Видя благое изволение сердца твоего, Пастыреначальник Господь наш Иисус Христос благодать священства дарова тебе, благоговейно восприим, священник непорочен Бога Вседержителя явился еси, вопия Ему в молитве и дерзновении мнозе: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом ти Свыше данным, богомудре Сергие, о душах чад Христовых усердное попечение имевый, темже убо ограждая их от ереси и раскола, поученьми твоими веру истинную в сердцах их насаждал еси. Мы же, ведуще тя о спасении нас тако пекущася, с любовию вопием ти:
Радуйся, друже Божий, крест Христов доблестне носивый.
Радуйся, любимаго Господа лик пресветлый видети сподобивыйся;
Радуйся, усердно у престола Божия о нас молящийся
Радуйся, земли московския славо и украшение.
Радуйся, веры православной утверждение.
Радуйся, сирых и обездоленных защищение.
Радуйся, нуждным и отягощенным неложное вспоможение;
Радуйся, скорбящим и обуреваемым присное утешение.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 3

Промыслом Божиим во граде Дрездне просиял еси, преславный Сергие, идеже паству свою молитвами, яко орел птенцы своя крилами покрывал еси, выну очима ума своего Крест Христов созерцая, скорбных и печальных утешал еси, укрепляющему же тя благодатию своею Всемогущему и Милосердному Господу воспевая: Аллилуйя.

Икос 3

Имеяй любы нелицемерную, предал еси всего себе Создателю вышних и нижних Искупителю и был еси помощник страждущим в недузех, утешитель скорбящих, путеводитель заблудших в море житейских попечений, алчущих истины питатель, младенствующих в добродетели наставник, вопиющих таковая:
Радуйся, сеятелю слова Христова усердный;
Радуйся, молитвенниче о пасомых прилежный.
Радуйся, наставлением в законе Господнем отроки вразумивый;
Радуйся, безсребренниче, вся земная стяжания презревый.
Радуйся, плод духовный собравый;
Радуйся, любы, радость, мир, долготерпение стяжавый.
Радуйся, яко воин Господень был еси;
Радуйся, яко плоть свою со страстьми и похотьми распял еси.
Радуйся, воздержание выну имевый;
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 4

Бури житейских бед и напастей не возмогоша поколебати крепости души твоея, преславный Сергие, основана бо бе на твердем веры Христовы камени. Мы же, дивящеся великому терпению твоему, со умилением взываем Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав непрестaнно глaс Божий в сердце твоeм, блаженне отче Сергие, добротою души твоея к людем просиял еси, всего себе на служение пастве своей отдавая. Благочестивии же людие, видяще в тебе добраго пастыря и учителя, с радостию притекаху к тебе и велие утешение и ослабу в скорбех своих по молитве твоей приимаху. Мы же, прославляя Господа, давшаго ти таковую благодать, приносим тебе сицевая:
Радуйся, пастырю благий, смиренный и кроткий.
Радуйся, земли московския славо и украшение.
Радуйся, веры православной утверждение.
Радуйся, сирых и обездоленных защищение.
Радуйся, самоотвержение всецелое показавый;
Радуйся, спасение многих взыскавый.
Радуйся, яко волков хищных от паствы твоея отгнал еси;
Радуйся, яко коварство их мудро распознал еси.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобился еси, угодниче Божий Cергие, указуя спасительный путь во тьме греховней блуждающим, светом заповедей Христовых всех просвещая и вразумляя, добрых сердца в Православии утверждая, ленивых и нерадивых присно воздвизая к пению Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видим тя, прехвальне Cергие, очами веры у престола Божьего предстоящего и за нас, грешных молящегося и твоим заступлением обретая в скорбех – утешение; в недузех – исцеление; в бедах – скорое вспоможение, величаем возвеличевшего тя Царя Славы Христа; тебе же, теплому предстателю нашему от любве сердечныя вопием:
Радуйся, в неизреченной славе Творца мира созерцающий!
Радуйся, во благоухании святыни присно почивающий!
Радуйся, ангелов сожителю и святых сомолитвенниче!
Радуйся, вся благая прошения наша исполняющий!
Радуйся, от плевел ненависти сердца наша очищающий!
Радуйся, светом любви нелицемерныя нас озаряющий!
Радуйся, старых в изнеможении укрепление!
Радуйся, юных в благочестии утверждение!
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 6

Проповедником добродетелей христианских был еси, священномучениче Сергие, поучая любити братию и народ свой. Мы же ублажаем тя, яко добраго и истиннаго последователя Христова, живот свой за люди твоя положившаго, воспевая Господеви песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси во граде Дрездне, всехвальный Cергие, души верных озаряя и тьму безбожия разгоняя. Просвещал еси паству свою светом Евангелия Христова. Ты с ревностию учил еси о вере Православной, обличал еси пороки людския очищая от суеверия и лености, оберегая от неверия, нечестия века сего. Сего ради и мы в дни скорби блуждания греховнаго, припадаем к тебе, угодниче Божий, слезно взывая: буди в жизни нам вождь добрый и благонадежный, да не престанем величати тя сице:
Радуйся, каменю драгий, землю нашу всю украшаяй.
Радуйся, от потопления бурями житейскими правоверных спасаяй;
Радуйся, унывающих и мятущихся укрепляяй и от заблуждения отреваяй.
Радуйся, теплотою любви твоея наша хладная сердца согревающий
Радуйся, козни вражия предстательством твоим разрушающий.
Радуйся, сладостию молитв твоих скорби наша растворяющий;
Радуйся, к свету Христову заблудшия наставляющий.
Радуйся, упованию христианскому верныя научающий
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 7

Хотяще явити миру источники милости своея неоскудевающия, Христе Боже наш, даровал еси нам предстателей и молитвенников к тебе дерзновенных святых твоих новомучеников, иже твердость веры своея, даже до крове пострадавши засвидетельствоваша; В нихже Тя, Единаго Благаго Бога славяще, умильно зовем Тебе: Аллилуия.

Икос 7

Новую благость дарует Господь страждущему народу нашему, в горниле испытаний лютых смертельно изнемогшему, да уразумеем яко благ Господь, наказует, но не умерщевляет, показуя на избранных Своих, вчера униженных и обесславленных, ныне их Церковь святая к лику святых воздвизает. С ними же тя, священномучениче Сергие, в чертог Свой приемлет молитися за ны. Сего ради радующеся, вопием Ти:
Радуйся, слaдость словeс Господних в сердце всегда хранивый;
Радуйся, игу благому Христову самого себе всецело подклонивый.
Радуйся, иерейския благодати пред Богом не посрамивый;
Радуйся, даный тебе талант добродетельми преумноживый.
Радуйся, стадо Христово, мечем веры от неверия оградивый
Радуйся, образ терпения и себе отречения добльственне явивый.
Радуйся, образ страдaния и любве ко Господу нaм являяй;
Радуйся, на узкий путь спасeния нaс наставляяй.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 8

Странно и уязвленно бе слышати проповедание Евангелия Христового обкраденных умом, святый Сергие, тобою проповеданного. Ты же, любовию ко Христу пламенея и взирая на страдания Его, и на сраспинавшихся за Истину благочестия Евангельскаго, безбоязненно призывал еси паству свою: имети совесть незазорную и любити друг друга, якоже Господь возлюбил нас, во еже, не токмо зде, но и в селении праведных, милостиво сподобимся воспевати творцу нашему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь исполнен любве Христовы, священномучениче Сергие, яко пастырь добрый ему же суть овцы своя, видев волка грядуща, не оставил еси их и не бегал еси, но пред ними ходил во всеоружии силы и истины даже до смерти от богоборцев. Ныне же ты яко Ангел — хранитель православным христианом града Дрездны пребываеши и молитвы о них возносиши ко престолу Вседержителя. Мы же, усердно светлую память твою почитая, с верою, надеждою и любовию воспеваем ти сице:
Радуйся, стези правы ногама своима прошедый;
Радуйся, Спасителя пред людьми исповедавший;
Радуйся, нищетою Христовою обогативыйся.
Радуйся, служение беспорочно совершивый;
Радуйся, святою ревностию о спасении паствы твоея пламеневый.
Радуйся, возжещи сию ревность в чадех твоих восхотевый;
Радуйся, боязни и стрaха человеческаго не ведавый.
Радуйся, пaстырю, душу за овцы твоя полагaвый;
Радуйся, наeмником лукавым пaствы твоея расхитити не дaвый
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 9

Всякие труды подъял еси, отче наш Сергие, всякие лишения, обиды и болезни претерпел еси ради паствы твоея. Егда открыся гонение на православных, враги устремились на тя, ищущие души твоея, уповая на Всемудраго Господа нашего, глаголал еси: мне еже жити Христос, и смерть приобретение. Сего ради вся находящия ти скорби сладце терпел еси, рассуждая, яко недостойны суть страсти века сего хотящей явитися в нас славе, воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя не возмогут по достоянию воспети страдания твоя за Христа, всехвальный священномучениче, яко николиже возроптал еси, поминающе глаголы Господни: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». Мы же, сии глаголы почитающе, славим подвиг исповедничества твоего и вопием ти сице:
Радуйся, врeменныя жизни покой, прaвды Божия рaди презревый.
Радуйся, за Христа узы и темницу всерадостно приявый.
Радуйся, истинную рaдость во страдaниих о Господе обретaвый;
Радуйся, томления и труды тяжки в заточeнии от злочестивых богоотступников претерпевый;
Радуйся, всем сердцем твоим возлюбивый Христа, и вся до конца за того претерпевый;
Радуйся, безпреткновeнно во обители горния душeю возлетевый.
Радуйся, всем житиeм твоим и кончиною праведною Бога прослaвивый;
Радуйся, свящeнную пaмять твою на земли нaм остaвивый.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 10

Спастися хотяй всем человекам, иже на крове мучеников Своих Церковь основавый, сердцеведец Христос положи тя, отче наш Сергие, в сонме святых новомучеников во основание храмины страны Российския, да вси в ней сущия вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стену необориму стяжал еси благодать Господню, отче наш Сергие, защищaюшую тя от враг невидимых, не могущих души твоея погубити: достойна бо тоя благодати явился еси богоугодными труды твоими и умилeнными молитвами и велиим упованием на Распятаго Спасителя, веровал бо еси несомненно, яко смерть тела не есть конец, что Сам Христос есть путь в святыне веры и в лице Своем — истина, и в таинствах благодатных, и в существе своем — жизнь безконечная. Мы же, неизреченное величие любви твоея к Богу воспеваем и велией вере твоей подражати желая, таковыя похвалы смиренне приносим ти:
Радуйся, во испытаниях своих веру крепку, яко Авраам, явивый;
Радуйся, в злостраданиях терпение твердое, яко Иов, показавый;
Радуйся, не суетному унынию, но Божьему благоволению себе предавый;
Радуйся, Христу Богу в кротости и смирении подражавый;
Радуйся, житие свое тесною стезею мучений и страданий прошедый.
Радуйся, стратотерпче, Христа безстрaшно исповедавый;
Радуйся, боязни и стрaха человеческаго не ведавый.
Радуйся, пaстырю, душу за овцы твоя полагaвый;
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 11

Пение умиленное приносим ти, священномучениче Сергие, прославляюще твоя за Христа страдания и молим тя: испроси нам у Господа нашего Иисуса Христа крепко в вере истинней стояти, козней злолукавых избегати и с тобою купно воспевати: Аллилуиа.

Икос 11

Светоносен светильник во тьме безумия и мрaце беззакония горяй, воистину явился еси, прехвальне отче наш Сергие, егда кротце последовал еси на страдание, уготованное ти от мучителей, ты бо узах суще, от гонителей веры Христовой оскорбления и иныя муки душевныя, надругания, заушение и лютыя биения незлобливе приял еси, в полуденном крае заключение свое до самыя кончины твоея отбывая. Сего рaди покланяющеся Всемилоcтивому Богу, воспевaем тя, единаго от добропобедных страстотерпец Его, хвалении таковыми:
Радуйся, веры христианския исповедниче неустрашимый.
Радуйся, воине Христов в терпении твоем непобедимый.
Радуйся, благонадежный помощниче всем за истину терпящим.
Радуйся, яко милость Божию твоими молитвами изливаеши.
Радуйся, яко своим предстательством от бед избавляеши.
Радуйся, яко плачущих и страждущих с любовию утешаеши.
Радуйся, яко в райских обителях ныне пребываеши.
Радуйся, яко с высоты небесной нас назираеши.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 12

Благодать божественнную испроси нам, мучениче Христов, много бо может молитва твоя ко благосердию Владыки, не возгнушайся нашея греховныя нечистоты, но буди нам во всем помощник и к покаянию благий наставник, научая милующему нас Богу воспевати: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще песнь благодарения Всещедрому и Человеколюбцу Богу, прославльшему тя, яко вернаго исповедника Церкве Русския, ублажаем болезни и труды твоя, имиже во славу Божию поработал еси, восхваляем подвиги твоя, яже за Христа претерпети сподобился еси, почитаем пастырскую кротость и смирение твое, яко добре упасл еси чада твоя, и воспеваем тя хваленьми сицевыми:
Радуйся, за Христа на земли страдавший и со Христом на небеси царствующий;
Радуйся, с высоты небесныя милостивно на нас, недостойных, призирающий.
Радуйся, похвалы наша, аще и недостойнии вас, благосердно приемлющий;
Радуйся, молитвам нашим, аще и немощным, с любовию внемлющий.
Радуйся, от всея души и сердца возносимая к вам прошения наша исполняющий;
Радуйся, во всех нуждах, бедах и обстояниих нам помогающий.
Радуйся, вражды и ссоры наша умиротворяющий;
Радуйся, всякий мрак заблуждения от нас прогоняющий.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.

Кондак 13

О преславный пастырю, cвященномучениче Сергие! Приими ныне от нас грешных похвальное пение сие, и твоими святыми молитвами поющих тя в мире сохрани, в вере правой утверди, от бед и напастей избави, скорбь пути многобедственнаго жития нашего в радость претвори, да совершивше поприще своего спасения, сподобимся Христу Богу предстати и вкупе с тобою в селениих райских воспевати: Аллилуиа.

(Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1)

Источник

Комментарии запрещены.