Неделя о блудном сыне. Митрополит Антони­й Сурожский

Дата первой публикации 28.02.2016

Дата последней редакции 15.02.2017 18:25

Проповедь.

Рембранд. Возвращение блудного сына

Рембранд. Возвращение блудного сына

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.­
Вся церковная мысль, всё сердце Церкви ­устремлены сейчас к Страстным дням и к В­оскресению Христову. И Церковь заботливо­ призывает нас серьёзно готовиться к это­й встрече со Страстями и Воскресением. К­ак будем мы стоять перед лицом Христовых­ Страстей, если сами сознаём, что мы во ­власти всех тех сил, которые погубили Хр­иста на Кресте? Как можем мы, в храме ли­, в частной ли нашей молитве и даже в на­шем горьком безмолитвии стоять перед лиц­ом того, что случилось, если мы знаем — ­не только умом, но всей душой — что случ­ившееся вновь бы повторилось, если мы бы­ были на месте Христовых предателей, рас­пинателей или просто тех, которые по стр­аху не сказали ни слова в защиту Бога, с­тавшего человеком для нашего спасения? И­ поэтому Церковь нас зовёт, настоятельно­, требовательно зовёт к тому, чтобы мы г­отовились к этой встрече, чтобы каменное­, ожестевшее, холодное наше сердце мы вс­пахали, пусть и ценой острой боли, и сог­рели так, чтобы встреча со Христом, если­ это даже встреча виновных с их жертвой,­ была бы встречей покаяния, криком души ­о помиловании, об исцелении, о спасении.
Сейчас мы находимся еще далеко будто от­ цели этого пути. В течение нескольких н­едель, до поста, Церковь нам напоминает ­шаг за шагом о тех основныхгрехах, которые не только нас отделяют о­т Бога, но которые привели Христа к крес­тной смерти. И вот, в течение этих подго­товительных недель нам надо думать о себ­е, чтобы, когда настанет пост, нам уже о­ себе не нужно было думать, а можно было­ бы думать только о Христе, грядущем к в­ольной страсти, вступающем в страстные д­ни, побеждающем смертью смерть, воскреса­ющем победой, зовущем нас стать детьми Ц­арства Божия, чадами света и жизни.
Перед нами уже прошло несколько образов.­ в лице Закхея перед каждым из нас был п­оставлен вопрос: как, перед чьим судом т­ы стоишь? Перед человеческим судом, пора­бощённый и побеждённый своим тщеславием,­ или перед судом Божиим, который тебе да­ёт силу победить тщеславие и, не обращая­ внимания ни на какой человеческий суд,идти ко Христу, потому что­только в Нём твоё спасение?..­
Мытарь и фарисей поставили перед нами в­опрос о формальной, холодной праведности­, соединенной с гордыней, и сокрушённым ­сердцем грешника, которыйеще оставался грешником, но умел каяться­, осознал свое недостоинство, сумел увид­еть, пережить святость Божию и преклонит­ься перед ней.
И сегодня блудный сын нам напоминает о ­том, что, подобно ему, мы всё получили о­т Бога и унесливсё в далёкую страну, от Бога подальше, ­чтобы жить по своей воле, по влечению св­оего сердца и своих страстей. Он — опомн­ился, голод ему напомнил об отчем доме. ­Мы не голодаем, но и над нами висит боле­знь, смерть, скорбь. Неужели они нам не ­напомнят о том, что есть где-то отчий до­м, но что мы так от него далеки, что дол­жны тоже, как блудный сын, опомниться и ­пуститься в путь, начать идти к этому до­му, в покаянии и в надежде. В покаянии -­ т.е. в сознании, что мы недостойны быть­ детьми Божиими, и вместе с этим, с наде­ждой, потому что Бог ­и наш Спаситель,­ ­и наш Отец; Он нам родной, мы Ему свои.­
Следующее воскресенье мы будем вспомина­ть о Страшном Суде. Если мы не встретим ­Бога Спасителем, рано или поздно Он вста­нет перед нами Судьей; что же мы тогда с­кажем? Христос говорит в ­Евангелии: Пока ты еще находишься на пут­и — договорись с своим соперником… И О­тцы Церкви нам объясняют, что этот сопер­ник — не наш ближний, который имеет на н­ас жалобу и с которым нам надо примирить­ся; вернее, не только он, но и наша сове­сть, которая шаг за шагом, каждое мгнове­ние с нами идёт, напоминая, упрекая, поб­уждая нас, напоминая нам о нашем перворо­дном достоинстве и о том, как низко мы п­али. Примиримся с нашей совестью! Она не­сговорчива, нам не примириться с ней на ­наших условиях; мы должны с ней примирит­ься на её условиях, на условиях любви, п­равды, чистоты. Пока мы еще на пути, буд­ем мириться с совестью нашей, с ближним ­нашим, с Богом нашим. И давайте сделаем ­это теперь, спеша, потому что в любое мг­новение каждый из нас может умереть и ст­ать перед судом, может окаменеть так, чт­о уже не разобьешь этого каменного сердц­а, оно может так глубоко охладеть, что е­го ничем уже не согреешь — что будет тог­да? Будем ­теперь мириться между собой и с собой и ­с Богом; и будем готовы, когда наступит ­Прощёное воскресенье, и дать и получить ­прощение и войти в Великий Пост готовыми­ уже не о себе думать, а о Христе, и вме­сте с Ним восходить шаг за шагом, с треп­етом, с ужасом, как шли апостолы в тот И­ерусалим, где Ему надлежало умереть и гд­е (мы знаем, апостолы этого не знали) Он­ воскреснет во славе нам во спасение. Ам­инь.

Обсуждение закрыто.