Дневник рязанского священника
Москва — не совсем Россия. А Спас-Клепики — совсем не Москва, но тоже не совсем Россия
Есть бизнес-Москва. Есть артистическая Москва. Есть Москва таджикская, а есть Москва христианская.
И если сравнивать Москву и Спас-Клепики по христиански, то можно заметить, что православная Москва знаменита богословами, проповедниками и маститым священством. Зато Мещера стоит милостливыми, добродушными священниками простецами и священниками, не чающими души в простом народе. А простой народ не чает души в своих отцах
На Пасху Клепики еще сильнее отличаются от Москвы Здесь, в это время, вполне прилично зайти в любой магазин и в любом месте вместо «Здрасте», сказать
— Христос воскресе, — и все, без исключения и без удивления ответят знакомыми словами:
— Воистину воскресе
Если сидишь на берегу и удишь рыбу или просто мечтаешь, что всякий мимомчащийся велосипедист, мотоциклист или простой пеший прохожий обязательно скажет тебе, совершенно незнакомому человеку:
— С праздничком.
А то и обменяется пасхальным яйцом, которое есть в кармане у каждого на этот случай
Так вот, если продолжить сравнение Москвы и Спас-Клепиков, по христиански, то лучше всего сравнить батюшек. В Клепиковском районе совсем нет маститого священства. И это хорошо
Разумеется, это солидное звание нужно и имеет значение. Они следят за чистотой православия, лепят докторские диссертации, защищаются, бдят, чтобы к нам в церкву не прокрался экуменист, модернист или чего хуже враг-катоик. Они, спасая чистоту веры, потеют на душных Круглых столах и конференциях.
Они нас ради стадают в председаниях и собраниях, где выступающие читают доклады по бумажке и уговаривают тех, кого уговаривать и агитировать совсем не нужно. Легко ли? Они нас ради, ездят с лекциями по провинции и с докладами по заграницам. Они солидны душой и телом и весьма не улыбчивы, потому что даже улыбаться нужно в нужном мест, по нужном случаю и нужным людям
Они всем хороши, но попадись мне такое важное священство, в начале 80-х, когда студенты валом повалили в храм, я бы ни за что в церковь не пошел. Ни я, ни мои друзья, ни друзья друзей. Мы бы до сих пор читали Флоренского, Соловьева, Плотина и Лавсаик. Пили бы портвейн и ходили бы на Пасху к старообрядцам, если бы нам не попались священники простые и искренние. Хотя, в те времена этих маститых еще не было в природе. Это они потом откуда-то взялись
Один знакомый провинциальный батюшка так и грозит своем сыну:
— Будешь баловать, возьму на православную конференцию!
А сын боится, потому что один раз попал с отцом в Петербург на «Православные ученые — России»
Так вот речь пойдет об одном из таких рязанском сельском священников, простом и веселом. О том, кто любит людей, зверей и лес.
Для маститых священников проблема, животные, травы и облака, существуют только как предмет конференции или как предмет благословления владык. Есть тема — есть предмет. Нет благословения и нет предмета
Скажут будет круглый стол в защиту животных, значит будем дружно беседовать словами о том, как святые отцы жалели тварь, приводить слова из Писания. Не скажут, будет бегать хвостатая братия без благословения. А нам не до того
Но этот батюшка не таков
Когда он сажает вокруг храма туи, елки, розы и вишни, то он благословляет каждый росток крестным знамением, святой водой и крестом. Он благословляет крестом прицерковного кота, и ежа, живущего под храмом и все, что имеет душу
Он не по книжкам знает, что «Всякое дыхание да хвалит Бога» и «Вся тварь ждет от Бога и человека избавления»
Зоозащитники, почти все, психи и изверги. Погому что в них нет гармонии. За кота, они готовы человека разъять на части,повесить и расстрелять, в припадке своей зоозщитной истерики. Но наши священники не таковы. Им и котов с собаками жалко, и ветки в лесу такой поп напрасно не сломит, и всем пожелает, и злодею и жертве:
— Господи помилуй! Спаси их всех, Господи!
Так вот, сидели мы в далеких 80-х на траве, на околице. Щурились на майское солнышко и чесали за ухом местную овчарку Найду. Деревенские ребята вязали к ножке жуков ниточку с бантиком, а жуки летами с этими бантиками по околице.
Старики нам выдали мешочек с лото, и мы лежа на серых ватниках доставали бочечки с номерами раскладывали их на фуфайках, как вдруг Найда сорвалась и бросилась к насыпи узкоколейной дороги.
Там, гремя железом катился велосипедист. А все знают, что деревенские собаки ненавидят и презирают велосипедистом мотоциклистов и почтальонов. А тут, как на грех, кроме праведного гнева Найде выпал случай предстать перед хозяином Верной и Грозной Собакой! Она сможет доказать, что не даром ест хлеб!
Найда бросилась грудью на ноги ездока, в котором мы с ужасом узнали местного священника. Собака рвала и метала у самых колес гремящей машины, а батюшка лучезарно улыбался и продолжал катить по железнодорожной насыпи. Убедившись, что собака не отстанет, он слез с велосипеда и радостно прокричал сквозь бешенный лай:
— Христос воскресе, Товарищ Собака!
Овчарка остолбенела. Мы засмеялись. Засмеялся и священник. Собака враз поняла, что сглупила и опростоволосилась. Она приклонила голову, завиляла хвостом, и срочно побежала пролетевшим мимо майским жуком. Пару раз прыгнула за ним, пару раз прокрутилась на месте и неожиданно исчезла под плетнем. Так мастерски она ушла от позора
Везде хорошо, где нас нет
И в Москве хорошо на Пасху гулять по солнечному Замоскворечью между старинными церквами и проситься на колокольню, чтобы поиграть в колокола
И в Спас-Клепиках хорошо, так вот, лежать на траве, смотреть на черное зеркало, разлившихся болот, отражающих минее небо. Хорошо смотреть на фоне майского грозового неба горят яркие зеленые свечи берез. Любоваться полетом жуков и долгожданных ласточек и чувствовать на лице первый солнечный припек солнца и думать о лучших людях этой земли — о простых праведниках, любящих Христа и весь Его мир и учиться них почтению ко «всякому дыханию, хвалящему Господа»





