«Одесса. Три года». Фильм-расследование Аркадия Мамонтова, посвящённый трагедии в Доме профсоюзов 2 мая 2014

Трагедия 2 мая 2014 года в Одессе — убийства, сожжение людей в Доме профсоюзов

Не имеем права забывать

——-

Журналист Андрей Бабицкий — о том, почему случившееся в Доме профсоюзов 2 мая 2014 года ещё долго не забудется.

В детстве я иногда начинал подозревать, что мир вокруг меня — это декорация, созданная неведомой силой, чтобы протестировать какие-то мои реакции. Не знаю, чем было вызвано такое недоверие к реальности, но я действительно иногда чувствовал себя лабораторной крысой, которую кто-то изучает через стекло. Я с подозрением относился к телевизору и окну в своей комнате, которые имели полный визуальный охват моего жизненного пространства, а временами даже мама мне казалась ненастоящей.

С годами подозрения развеялись, сменившись более сложными представлениями о мире, но 2 мая 2014 года я испытал знакомое недоверие к тому, что видел. В одесском Доме профсоюзов происходило что-то, чего не могло быть, но оно вдруг стало быть из полного ничего. Я сталкивался и до этого с различными трагическими обстоятельствами, но те истории имели какой-то понятный рисунок развития. Люди зверели в процессе, теряя родных и близких, выгорая изнутри до движимой одной только ненавистью оболочки.

А 2 мая 2014 года в Одессе зверство явилось как бы ниоткуда: из какой-то внезапно образовавшейся дыры в реальность затянуло настоящую бандеровщину с отрубленными конечностями, вспоротыми животами и повешенными детьми. Мы знали обо всех этих ужасах из книжек, но думали, что это история неведомых зверей, к которой нет возврата. И точно не верили, что вот эта порода животных может вдруг явиться и по нашу душу, ибо вера в прогресс неистребима.

Фото © РИА Новости/Илья Питалев
Фото © РИА Новости/Илья Питалев

Оно стало быть: девочки и мальчики, которые вчера ещё кормили кукол и бултыхались в одесском прибое, сегодня заливали керосин в бутылки и добивали обгоревших, выбросившихся из окон Дома профсоюзов на одесский асфальт. В один момент, без всякого перехода, они устроили шабаш человекоубийства — сожрали таких же людей, как и они сами, жителей своего же города, сверстников по большей части. Они выпили их кровь, а потом со слезами радости на глазах умоляли гордиться их подвигом. Дескать, гляньте хотя бы одним глазком, кого и как мы здесь сожгли. Не хотим вас беспредметно беспокоить, но такого роскошного ужаса вы ещё не видели!

Часто приходится слышать, что это никакие не нацисты, поскольку им неоткуда было набраться, а просто несчастные, необустроенные дети постсоветской разрухи. Отсюда и звериная жестокость, которую и другая сторона проявила бы, не задумавшись, будь у неё такая возможность. Но это не так.

Нацизм — идеология, которая необязательно внедряется в сознание в виде готовой, законченной и логически непротиворечивой доктрины. Она вообще сознание может затрагивать лишь краешком и проявлять себя в виде общего настроя. Человек улыбается от того, что ему солнышко что-то нашептало. Да и само сознание в большинстве случаев представлено смутным умением купить колбасы в магазине, проследить за тем, чтобы не обсчитали на рынке и обрывками слов из песенки про «пусть бегут неуклюже…».

Инфильтрация нацизма в общество длится годами, и человек просто складывает про запас в далекую кладовку неактивную до поры до времени информацию. Он не борется с нею, не пытается её нейтрализовать, она, наоборот, помогает ему выжить, давая надежду на то, что он — часть великой общины, что сквозь все его личные невзгоды и сложные обстоятельства брезжит родство с народом, избранным для великого дела. Он и верит и не верит, но в целом особо не задумывается над тем, чтобы обосновать или, напротив, разрушить бессвязную и звериную доктрину, которая постепенно овладевает его существом. Ему просто уютно оттого, что где-то в запасниках подсознания покоится идея, которая согревает душу в самые вьюжные минуты жизни.

И он абсолютно нормальный, социально адаптированный: кому-то друг, кому-то брат, учится, работает, говорит правильные слова, радуется, печалится и гневается, как все. Никаких отличий. Но отрава нацизма уже перерабатывает его душевную природу, незаметно для него самого и окружающих.

Фото © РИА Новости/Максим Войтенко
Фото © РИА Новости/Максим Войтенко

А потом бац — и 2 мая. И он в одно мгновение уже готовый и преданный солдат вермахта. Он сжигает людей и гордится тем, что и на его долю выпало поучаствовать в обустройстве лучшего мира.

Этим событиям выпало стать рубежом между прошлым и настоящим. В том прошлом были брезгливые ухмылки наших же отечественных приверженцев евроатлантической Украины из либерального лагеря. Они пожимали плечами и смотрели на собеседника с чувством лёгкой жалости и презрения. «Где вы видели там нацистов?» — спрашивали они. Они и потом продолжали вопрошать, но их взор упрямо скользил поверх и мимо сгоревшего Дома профсоюзов и обуглившихся тел в его холле. Они не принимали этот ужас в качестве аргумента, доказывающего, что бандеровщина вернулась во всём своём зверином обличье и стала погонять Украиной, как кучер лошадью.

Однако их мнение уже перестало быть важным. Раньше мы думали, что они ведут с нами честный и непредвзятый разговор, просто в силу каких-то своих пристрастий склонны преуменьшать опасность украинского национализма. После одесского погрома стало ясно, что они вообще не собирались с нами разговаривать. Аванс, выданный ими Украине, оказался аусвайсом с разрешением на любые действия. По нему можно было сжигать людей, расстреливать из пушек и танков города и сёла Донбасса, проводить факельные шествия с портретами Бандеры и Шухевича, расстреливать пленных без суда и следствия, пытать их в импровизированных тюрьмах нацистских тербатов самым зверским образом.

Майская Одесса плотно укутана в саван отчаяния и ненависти. Никто из виновников трагедии не задержан, не осуждён. И лишь народная молва, да социальные сети делятся слухами о том, что девочки и мальчики, разливавшие керосин по бутылкам, гибнут один за другим самым удивительным образом. Кто-то утонул, кого-то прирезали в России, ещё одного скинули с крыши. Я, честно говоря, совсем не уверен, что это правда; скорее, так выражает себя тоска о возмездии. Ни Одесса, ни все те, кто пережил те страшные события как личное горе, не готовы забыть и простить. И вот это напряжённое внимание к судьбам поимённо известных зверёнышей — это своего рода гарантия того, что рано или поздно все ответят за содеянное.

Отцветут нацистские времена, закончится война в Донбассе, пройдёт оторопь от ощущения невозможности жить той жизнью, которой жили нормальные люди на Украине, и вернётся холодный ум, а с ним и возможность восстановить справедливость. И неотомщённые одесситы, сгоревшие заживо в Доме профсоюзов, будут наконец упокоены. Потому что каждому, я верю в это, каждому из тех, кто участвовал в том зверином хороводе смерти вокруг обугленных тел, воздастся по заслугам.

8 комментариев

  1. Вот они – сорок шесть павших «куликовцев». Данные не официальные (возможны неточности), официальные – «тайна следствия» убийц.

    1. Балабан Алексей, 1982 г.р.

    2. Березовский Леонид, 1973 г.р.

    3. Бежаницкая Кристина, 1992 г.р.

    4. Бражевский Андрей, 1987 г.р.

    5. Бригарь Владимир, 1984 г.р.

    6. Буллах Виктор, 1956 г.р.

    7. Вереникина Анна, 1955 г.р.

    8. Вячеславов Михаил, 1952 г.р.

    9. Галаганова Любовь Александровна, 1951 г.р.

    10. Гнатенко Андрей, 1989 г.р.

    11. Гнатенко Евгений, 1952 г.р.

    12. Жульков Александр, 1968 г.р.

    13. Заяц Игорь, 1968 г.р.

    14. Иванов Дмитрий, 1958 г.р.

    15. Каир Петр, 1969 г.р.

    16. Калин Анатолий, 1976 г.р.

    17. Карасев Юрий Владимирович, 1974 г.р.

    18. Коврига Николай, 1984 г.р.

    19. Кононов Александр, 1959 г.р.

    20. Костюхин Сергей, 1967 г.р.

    21. Кушнарев Геннадий, 1975 г.р.

    22. Кущ Руслан, 1984 г.р.

    23. Ломакина Нина, 1953 г.р.

    24. Лосинский Евгений, 1979 г.р.

    25. Лукас Игорь, 1993 г.р.

    26. Маркин Вячеслав, 1969 г.р.

    27. Милев Иван, 1980 г.р.

    28. Митчик Евгений, 1983 г.р.

    29. Мишин Сергей, 1986 г.р.

    30. Негатуров Вадим, 1959 г.р.

    31. Никитенко Максим, 1982 г.р.

    32. Никитюк Дмитрий, 1974 г.р.

    33. Новицкий Владимир, 1944 г.р.

    34. Острожнюк Игорь, 1964 г.р.

    35. Папура Вадим, 1996 г.р.

    36. Петров Геннадий, 1985 г.р.

    37. Пикалова Светлана, 1981 г.р.

    38. Полевой Виктор, 1966 г.р.

    39. Полулях Алла, 1962 г.р.

    40. Приймак Александр, 1945 г.р.

    41. Садовничий Александр, 1954 г.р.

    42. Степанов Виктор, 1948 г.р.

    43. Шарф Тарас, 1973 г.р.

    44. Щербинин Михаил, 1956 г.р.

    45. Яворский Николай, 1976 г.р.

    46. Яковенко Ирина, 1959 г.р.

  2. Юлия Воинова

    Царствие Небесное мученикам +

  3. Вторая заметка Константина-одессита (увы, не моя)
    Три года Одесской Хатыни (2) Павшие «куликовцы» (малым, слабым, равнодушным не сюда)

    здесь начинаются строки — поимённо о каждом

    https://cont.ws/@konstantinodessit/599588

  4. Три года Одесской Хатыни (3) Павшие «куликовцы» (малым, слабым, равнодушным не сюда)
    (третья часть — конец помянника)

    https://cont.ws/@konstantinodessit/600584

  5. УБИТЫХ МОЖЕТ БЫТЬ ДО 300. БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ, ОСОБЕННО ЖЕНЩИН, РУБИЛИ ТОПОРАМИ И ЗАБИВАЛИ ПАЛКАМИ ВО ДВОРЕ (http://vlad-dolohov.livejournal.com/876486.html) «Постепенно выясняется, что о трагедии, произошедшей в Одессе, мы не знаем практически ничего. Мы знаем лишь версию, которая подбрасывается в двух вариантах: то ли укрывшихся в Доме профсоюзов правосеки пожгли, то ли они себя сами, по неосторожности. На самом деле, «от удушья» не умер НИКТО. Когда по крупицам была восстановлена полная картина, неожиданно выяснилось, что… впрочем, вы это при желании и крепких нервах прочтете сами». (http://vvv-ig.livejournal.com/690116.html) «Когда стало известно количество трупов и людей, находящихся в ментовке, одесситы узнали, что людей «пропавших без вести» раза в три больше. Вечером в город «зачем-то» приехала новая порция правосеков, порядка двух тысяч человек. Выяснилось, что не гулять ребята приехали, делом заниматься. Важным делом – прибрать за теми, кто оттягивался здесь днем раньше. «Сейчас на канале сказали, что в подвале Дома Профсоюзов еще нашли 160 трупов. Просто трупы в подвале. Убитые от огнестрела и зарубленых топорами!!!! есть дети, забежавшие с матерями мимо проходящих!!!» ПСы около 2000 падл окружили дом и будут вывозить-выносить трупы частями в поэтиленовых кульках…. они хотят скрыть такой ужас! 40 это не 160!!!». https://www.facebook.com/rabbozhi.rostislav/posts/310909642397774?fref=nf «Одесситы! Дорогие! Страшная новость. У вас более сотни человек числятся как пропавшие без вести, вы не находите их в больницах и моргах… Мне тяжело это писать, но их уже нет в живых. 126 трупов находятся в подвале Дома Профсоюзов. Их там убили, они не горели. Это было гестапо. По этой причине здание заблокировано.

  6. Юлия Воинова

    Безнаказанность порождает еще большее беззаконие.. Новость из Одессы от 2 мая 2017 года, чем закончилось пока неизвестно. Господи, помилуй+++
    : https://www.youtube.com/watch?v=N1ZTxzj3TLI

Комментарии закрыты