Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь – это первая женская обитель в Республике Коми

Кылтовский монастырь — место последнего подвига священномученика Анатолия, митрополита Одесского, узника Одесской, Киевской и Бутырской тюрем. Место его упокоения.

5

Мы узнали историю монастыря на странице православной газеты «Колокол Севера» (главный редактор Николай Лудников).

Источник

Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь – это первая женская обитель в Республике Коми, которая была построена в конце 19 в. Крестовоздвиженский монастырь расположен в поселке Кылтово Княжпогостского района.

Место для строительства монастыря было выбрано совсем неслучайно. По легенде «Крестовый сан» (названный так по находящемуся здесь деревянному кресту) связывается с божественным провидением. По рассказам монахинь обители раньше в отшельничестве здесь жил богомольный христианин, который поставил рядом со своей избушкой большой деревянный крест. Когда он умер, излучавший свет крест нашли заблудившиеся путники. Поэтому место на берегу р. Кылтовка и назвали «Крестовый стан», а тот чудесный крест до настоящего времени хранится в монастыре и имеет дар исцеления. Кроме того, монастырь именуют Крестовоздвиженским в честь праздника Воздвижения Животворящего Креста.

1

См:
Кылтовский Чудотворный Крест с Частицей Голгофского Животворящего Древа Господня
Мнение о дате появления креста в этом месте неоднозначно. Исследователь Гагарин Ю.В. говорит о том, что реликвия была сотворена в 1862 г. и связывает легенду о ее появлении с именем старца Василия Пестерева, утонувшего в 1820-х гг. в Выми. Монахини Кылтовского монастыря и иеромонах Тихон уверены, что крест был создан значительно раньше – в 18 в.

2

Кылтовский монастырь был возрожден в 1995 г., после этого он привлек к себе большое внимание общественности. Интересна история его создания.
Вопрос о создании в Коми православного женского монастыря подняли еще в 1860-х годах. Проект создания монастыря для обучения дочерей священников в Усть-Сысольском уезде принадлежал Александру Заварину. Первоначально предлагалось устроить обитель в Вотче или Усть-Выми, но по причине отсутствия средств дело так и остановилось. Только в 1888 г. в связи с необходимостью «духовного просветительного учреждения» и для усиления позиций официальной церкви на землях со старообрядческими влияниями «формально» начали строительство женского монастыря. В 1890 г. построили Стефановскую деревянную церковь, двухэтажный Гостиный дом из дерева, двухэтажную деревянную кладовую и бревенчатый погреб.

3

Строительство монастыря стало возможным после того, как купец Афанасий Булычев, хозяин Сереговского солеваренного завода и судовладелец в 1892 для этих целей пожертвовал 2,5 тысячи десятин земли вместе с хозпостройками в Кылтово и 17,5 тысяч рублей на содержание обители. А. Булычёв, как владелец завода, был заинтересован в создании при монастыре богадельни для вдов рабочих завода, в первые пять лет купец обещал поставлять в монастырь хлеб, соль и морскую рыбу из расчета на 20 монахов.

К 1893 г. было засеяно хлебом примерно 20 десятин земли, завезен кирпич для строительства церкви и жилого корпуса, была приготовлена церковная утварь, мебель, богослужебные книги, посуда, колокола. В 1893 г. было принято решение об открытии монастыря, действовать он начал с 1894 г.
В Крестовозвиженском монастыре в Кылтово поселились монахини, которые прибыли из Шенкуренского монастыря, ими руководила будущая игуменья Филирета. За сравнительно небольшой период в Кылтовском монастыре построили каменный собор, деревянную церковь, один каменный и пять деревянных жилых, а также хозяйственных корпусов, возвели каменную ограду. У Кылтовского монастыря было большое хозяйство: помимо земельных угодий, смолокуренный и гончарный заводы, стадо из 40 голов коров, крупные денежные средства.

4

 

Монастырь освоил передовые технологии ведения сельского хозяйства и будучи образцом в выращивании зерновых, овощных, фуражных культур и высокоудойных коров-удорок, помогал близлежащим хозяйствам осваивать передовые урожайные технологии, снабжал телятами.

В монастыре воспитывались до пятидесяти девочек, обучались грамоте, рукоделию, домоводству. В Богадельне получали уход и заботу двадцать престарелых людей. Ежегодно выдавалось более 10 000 благотворительных обедов.

Монастырь был обнесен кирпичной стеной, на въезде сооружена кирпичная арка, надвратная Церковь, сторожевые помещения.

К 1912 году был построен кирпичный Собор преподобных Зосимы и Савватия, необычайной красивой архитектуры в византийском стиле, пятиглавый, 38 метров в высоту с уникальным тепловым  отоплением от калориферной печи, расположенной в подвале; печь топили дважды в месяц, загружая по машине дров. Отбираемый теплый воздух циркулировал по тепловым каналам в стенах, создавая комфортные условия внутри 28метровой высоты здания храма, украшенного 11метровым резным дубовым иконостасом с писанными высоким мастерством иконописцем, украшенные серебром, золотом и бриллиантами.

В 1918 году монастырь упразднили. По слезным прошениям, насельниц оставили как сельхоз общину, по причине образцового ведения хозяйства. Все материальные ценности забрали, Кресты, колокола, церковную утварь тоже забрали, насельницам запретили молиться. Первоосновательница монастыря, старица 84 лет Игумения Филарета, не перенесла надругательств над обителью, скончалась, похоронена с левой стороны Алтаря Собора преподобных Зосимы и Савватия. Игуменией стала монахиня Ермогена.

В 1923 году поступил донос, что насельницы не оставили молитву. И грянули рецессии: монахинь судили, сослали на Соловки — там есть памятная дощечка на камерах, где отбывали наказание Кылтовские монахини.

Одна монахиня Елизавета Ярыгина расстреляна, ныне причислена к лику святых новомучеников земли Коми просиявших. Кто уцелел, рассеялись по затерянным селам, избушкам. Игумения Ермогена с восемью сестрами поселилась в селе Половники. Жители свидетельствуют благочестивую жизнь монахини, зарабатывающих на жизнь рукоделием, шитьем одеял и других бытовых вещей. Жители свидетельствуют о чудесах, по молитвам Игумении Ермогены: прекращение пожара после обхождения с иконой и молитвой горящего дома; ликвидацию затора льда у моста в половодье по молитве Игумении Ермогены и крестного знамения. За месяц до упокоения Игумении Ермогены по реке против течения приплыл Чудотворный монастырский Крест, и не кто не мог его взять пока не пришла Игумения Ермогена, сотворила молитву, сказала: «За мной послали. Поставьте на моей могиле до времени». Так и стояли на могилке Игумении два Креста, до 1995 года, 30 лет.

Кылтовск 1923 г. на территории бывшего монастыря организовали «Кылтовский детский городок» для беспризорников. Здесь работал детский сад, совхоз «Кылтово», две начальные школы, слесарно-кузнечная, швейная, сапожная, столярная, и другие мастерские производственного обучения. В 1930 г. Детский городок ликвидировали. Здесь организовали сельскохозяйственное отделение Ухтпечлага, а потом Севжелдорлага.

В монастырь вселили две тюрьмы: мужскую и женскую. Собор разбили на четыре этажа, тепловые каналы залили бетоном, во избежание побегов. Сестринский корпус тоже сделали тюрьмой. Много заключенных похоронено на кладбище. Здесь похоронен, в бумажном облачении, Митрополит Херсонский и Одесский Анатолий Грисюк, богослов, причисленный к лику святых.

В 1954 – 1955 годах тюрьмы упразднены, на базе хозяйств образовали колхоз. Собор использовали как клуб, столовую, склад цемента. Были разрушены купола, водостоки, крыша. Здание Собора разрушалось: сгнили стропила, перекрытия, разрушался кирпич, снята стяжка и собор под угрозой развала.

Сейчас из построек монастыря сохранилась часть ограды, собор, перестроенный братский корпус. В 1971 г. монастырь был взят под охрану как архитектурный памятник.

Сегодня монастырь возрожден к жизни. Настоятельницей его является игуменья Стефанида. На территории обители – два действующих храма: преподобного Афанасия Афонского и преподобных Зосимы и Савватия.