Госдума приняла в основном чтении законопроект о порядке применения силы к заключенным

Госдума приняла во втором, основном чтении правительственный законопроект, регламентирующий применение физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия сотрудниками ФСИН к заключенным. После внесения инициатива вызывала широкий резонанс в СМИ и многочисленные претензии со стороны правозащитников.

Ко второму чтению в документ внесены многочисленные поправки, призванные устранить обеспокоенность правозащитного сообщества. В частности, из текста исключена норма, разрешающая сотрудникам ФСИН применять силу и спецсредства к заключенным за нарушение режима содержания.

«Мы исключили возможность применения силы или специальных средств при нарушении режима содержания. Это самая серьезная и главная правка», — пояснил первый зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев. Он отметил, что именно эта норма, содержащаяся в первоначальном варианте законопроекта, вызвала наибольшую критику правозащитников. Другие поправки ко второму чтению предусматривают «возможность своевременного оказания медицинской помощи в случае причинения каких-либо телесных повреждений в случае применения физической силы или спецсредств в отношении осужденных», продолжил Валеев.

Также оговорена возможность «своевременной фиксации повреждений медиками», добавил депутат. «И предусмотрели, когда есть такая техническая возможность, чтобы применение силы и спецсредств фиксировалось бы на видеорегистратор», — сообщил он. При этом поправки о применении силы к заключенным лишь в том случае, когда была бы возможна видеорегистрация, не получили поддержки, поскольку это «лишило бы вообще возможности противодействия преступным действиям», пояснил первый зампред комитета.

Помимо этого, депутаты с учетом замечаний правозащитников ввели «ограничения при применении специальных средств, особенно электрошокеров», а также установили единые правила применения резиновых палок по аналогии с принятыми в других силовых структурах.

В Министерстве юстиции поддержали поправки, разработанные ко второму чтению, подтвердил ранее статс- секретарь — замминистра юстиции РФ Юрий Любимов.

Другие поправки

Со своей стороны председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев рассказал журналистам, что в новой редакции законопроекта закреплено положение, в соответствии с которым заведомо незаконные приказы и распоряжения о применении физической силы, спецсредств и оружия выполнению не подлежат. Текст дополнен положением, уточняющим, что сотрудник уголовно- исполнительной системы не несет ответственность за вред, причиненный при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, только в случае, если их применение было признано правомерным.

В скорректированной версии документа запрещено нахождение с огнестрельным оружием на территориях исправительных учреждений и следственных изоляторов, за исключением случаев, установленных законом. Закреплен порядок, в соответствии с которым сотрудники ФСИН не могут открыто носить спецсредства на территории пенитенциарного учреждения.

Также уточнены случаи, при которых могут применяться спецсредства. В частности, оговорено, что они используются для пресечения неповиновения или противодействия со стороны осужденных и лиц, заключенных под стражу, только в случаях, когда они связаны с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья сотрудника уголовно-исполнительной системы или иного лица.

Кроме того, законопроект дополнен положением о том, что сотрудник пенитенциарной системы не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица. За сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций закреплено право на применение физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия в целях самообороны и противодействия преступлениям, при этом регламентированы порядок и случаи их применения.
Защита заключенных от необоснованного насилия

В результате доработки ко второму чтению в законопроекте «четко прописаны основания и порядок применения физической силы, оружия и спецсредств», подчеркнул Пискарев. «Главная цель — обеспечить защиту прав осужденных от необоснованного насилия», — добавил он.

В новой редакции законопроекта заложен «принцип минимизации последствий применения физической силы и своевременного оказания медицинской помощи пострадавшим», заключил политик.

Источник: ТАСС

Комментарии запрещены.