1. Неделя молитвы. Былое и думы

К итогам Недели молитвы в Бутырской тюрьме.

Ну, былое, громко, наверное, сказано, а вот думы… думы-то уж точно есть. Как о прошедших днях Недели, так и о том, что ее ждет в дальнейшем. Если, конечно, ждет…

Впрочем, обо всем, как говорится, по порядку, начная, стало быть, с дня первого.

Это был день воскресный, праздник преподобного Сергия Радонежского. День, в который старший священник Покровского храма Бутырского замка протоиерей Константин Кобелев, после Литургии в недавно обновленной церкви, открыл Неделю молитвы проповедью о свободе. Разговором о, без сомнения, самой важной материи в жизни всякого узника.

В первый день Недели молитвы, когда молились о тех, кто находится по ту сторону колючей проволоки, и каждый из «несчастненьких» возносил свое прошение о скорейшем даровании ему свободы. Путь к которой, по словам отца Константина, лежит через духовное преображение личности, которая закрыта прежде всего в темнице своего греха. Однако, осознав его, она уже вырывается на свободу, пусть даже и оставаясь физически все еще за решеткой.

«Со Христом и в тюрьме мы свободны, без Христа и на воле – тюрьма» — знаменитые слова выдающегося христианского проповедника и миссионера В.Ф. Марцинковского подчеркивают значение истинной свободы. Богданной и не могущей быть у нас отнятой никем, кроме самого Творца. Подняться на такой уровень понимания и восприятия свободы может далеко не каждый, могут единицы, однако человек, по завету – и по примеру — самого Бога, призван к творчеству, а потому – нет предела совершенству – это сказано прежде всего нам, ученикам Христа, к которым также обращены императивом и евангельские слова о первостепенном познании истины, которая сделает нас свободными.

Итак, путь к свободе прежде всего лежит через познание Истины, которая и есть – Христос. Хотя, как мы знаем, Достоевский предпочитал Христа даже и самой Истине. Христа – как абсолютную высшую ценность. Христа – как критерий всего и вся.

Беседуя с узниками, о. Константин коснулся понятия свободы, как в онтологической ее сущности – бесценного и неизбежного Божественного дара – так и в развитии термина у многих богословов и философов, включая, разумеется, и Николая Бердяева с его более чем оригинальной трактовкой, данной в цикле лекций (ставших затем программным трудом ученого) «Смысл истории».

Вопрос о свободе, поднятый священником на встрече с узниками, вызвал горячее обсуждение и живые отклики собравшихся. Казалось, что у Недели молитвы немалый потенциал…

(Продолжение следует)

Комментарии запрещены.