10 марта — день памяти Священномученика Александра Виноградова, Преподобномученицы Мстиславы (Фокиной), Священномученика Николая Троицкого

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 30 ав­гу­ста 1883 го­да в де­ревне Ста­нин­ская Его­рьев­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Фе­до­ра Ви­но­гра­до­ва. Алек­сандр окон­чил цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу и до 1910 го­да ра­бо­тал тка­чом на фаб­ри­ке Кня­зе­ва в го­ро­де Его­рьев­ске и по бли­зо­сти го­ро­да к род­ной де­ревне за­ни­мал­ся кре­стьян­ством. В 1910 го­ду он по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм и до 1918 го­да слу­жил пса­лом­щи­ком в Ка­зан­ской церк­ви в Его­рьев­ске. В 1920 го­ду он стал слу­жить пса­лом­щи­ком в Сер­ги­ев­ской церк­ви в се­ле Ива­нов­ское.

24 де­каб­ря 1929 го­да Алек­сандр Фе­до­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Зна­мен­ской церк­ви в се­ле Але­ши­но, а 18 мая 1930 го­да — во свя­щен­ни­ка ко хра­му Рож­де­ства Хри­сто­ва в се­ле Юрье­во Его­рьев­ско­го рай­о­на, где он про­слу­жил до сво­е­го аре­ста[1]. Во вре­мя слу­же­ния в Юрье­ве ему при­шлось пре­тер­петь те же го­не­ния и пре­сле­до­ва­ния, ко­то­рые пе­ре­но­си­ли то­гда свя­щен­но­слу­жи­те­ли Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и ко­то­рые до неко­то­рой сте­пе­ни опи­са­ли впо­след­ствии сви­де­те­ли.
Сек­ре­тарь Юрьев­ско­го сель­со­ве­та так оха­рак­те­ри­зо­вал свя­щен­ни­ка в сво­ей справ­ке, со­став­лен­ной в 1938 го­ду для НКВД. Он на­пи­сал, что отец Алек­сандр «су­мел саги­ти­ро­вать от­ста­лых кол­хоз­ни­ков, го­во­ря, что жить ста­ло пло­хо, пи­тать­ся ста­ло нечем, ему кол­хоз­ни­ки ста­ли но­сить кто мо­ло­ко, кто тво­рог, кто яй­ца». Свя­щен­ник, ко­гда от него по­тре­бо­ва­ли упла­ты на­ло­га, су­мел пе­ред сель­ским ис­пол­ни­тель­ным ко­ми­те­том на­сто­ять, чтобы на­лог с него сня­ли, как с пре­ста­ре­ло­го. Но сель­со­вет про­явил бди­тель­ность и со­об­щил в ис­пол­ни­тель­ный ко­ми­тет, что свя­щен­ни­ку нет еще и ше­сти­де­ся­ти, и по­тре­бо­вал, чтобы он сдал в ка­че­стве на­ло­га шесть­де­сят ки­ло­грам­мов мя­са. Но свя­щен­ник в день Рож­де­ства Хри­сто­ва, 7 ян­ва­ря, ко­гда в хра­ме при­сут­ство­ва­ло бо­лее трех­сот че­ло­век, об­ра­тил­ся к при­сут­ству­ю­щим со сло­ва­ми: «Пра­во­слав­ные, по­мо­ги­те, ме­ня за­ду­ши­ли на­ло­га­ми, ста­ло невоз­мож­но жить, ес­ли я не упла­чу в срок, ме­ня по­са­дят, а цер­ковь за­кро­ют». По­сле этих слов он по­шел с та­рел­кой по церк­ви, на­брав руб­лей пять­сот или бо­лее. Ко­гда ему со­об­щи­ли, что ему сно­ва на­до пла­тить на­лог, свя­щен­ник, по сло­вам сек­ре­та­ря сель­со­ве­та, «на­брал­ся на­халь­ства, при­шел в сель­со­вет, го­во­ря, что вы невер­но сде­ла­ли это, — по но­вой кон­сти­ту­ции я имею оди­на­ко­вое пра­во, как и все, я счи­таю се­бя се­мьей крас­но­ар­мей­ца, так как сын у ме­ня в ар­мии на Даль­нем Во­сто­ке». «Ка­ким спо­со­бом он про­брал­ся в ар­мию, это еще на­до про­ве­рить»[2], — за­клю­чил свою ха­рак­те­ри­сти­ку пред­се­да­тель сель­со­ве­та.
Од­на из сви­де­тель­ниц по­ка­за­ла, что, ко­гда ло­ма­ли один из хра­мов, отец Алек­сандр го­во­рил: «за слом­ку этой церк­ви Бог вас на­ка­жет», и от­ста­лые кол­хоз­ни­ки ста­ли воз­му­щать­ся, вос­при­няв эти сло­ва так, что со­вет­ская власть пы­та­ет­ся за­крыть цер­ковь[3].
27 фев­ра­ля 1938 го­да отец Алек­сандр был аре­сто­ван и до­про­шен.
— Ва­ше от­но­ше­ние к со­вет­ской вла­сти? — спро­сил его сле­до­ва­тель.
— У ме­ня к со­вет­ской вла­сти и ее по­ли­ти­ке хо­ро­шее от­но­ше­ние. Я до­во­лен со­вет­ской вла­стью.
— Го­во­ри­ли ли вы во вре­мя служ­бы в церк­ви 7 ян­ва­ря ве­ру­ю­щим: «Пра­во­слав­ные, по­мо­ги­те, нас об­ло­жи­ли боль­ши­ми на­ло­га­ми, а за­пла­тить у нас средств нет; со­вет­ская власть нас жмет, чтобы мы от­ка­за­лись от ре­ли­гии»?
— 7 ян­ва­ря во вре­мя служ­бы я об­ра­тил­ся к ве­ру­ю­щим за раз­ре­ше­ни­ем прой­ти с та­рел­кой на нуж­ды, мне ве­ру­ю­щие раз­ре­ши­ли, и я про­из­вел де­неж­ный сбор. Но я не го­во­рил, что ме­ня об­ло­жи­ли боль­шим на­ло­гом, чтобы я от­ка­зал­ся от ре­ли­гии.
— Во вре­мя слом­ки ста­рой церк­ви го­во­ри­ли вы, что «за слом­ку этой церк­ви Бог вас на­ка­жет»?
— Во вре­мя слом­ки ста­рой церк­ви я этих слов ни­ко­му не го­во­рил.
— В предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии в ак­тив­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти ви­нов­ны­ми се­бя при­зна­е­те?
— Ви­нов­ным се­бя не при­знаю. Я ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей не за­ни­мал­ся.
На этом до­про­сы пре­кра­ти­лись, и 24 фев­ра­ля след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 2 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сандра к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Алек­сандр Ви­но­гра­дов был рас­стре­лян 10 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

 

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Мсти­сла­ва ро­ди­лась в 1895 го­ду в де­ревне Ма­лое Ува­ро­во Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье ра­бо­че­го ко­ло­мен­ско­го за­во­да Се­ме­на Фо­ки­на и в кре­ще­нии бы­ла на­ре­че­на Ма­ри­ей. В де­ревне Ма­лое Ува­ро­во у Се­ме­на был зе­мель­ный на­дел, но по­сколь­ку сам он кре­стьян­ством не за­ни­мал­ся, то сда­вал этот на­дел в арен­ду. Ма­рия окон­чи­ла сель­скую шко­лу и с 1908 го­да ра­бо­та­ла на шел­ко­кру­тиль­ной фаб­ри­ке в Ко­ломне.
В 1913 го­ду ей при­шлось оста­вить ра­бо­ту, так как в это вре­мя тя­же­ло за­бо­ле­ла ее мать, и она ста­ла уха­жи­вать за ней. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей Ма­рия сна­ча­ла оста­лась жить с бра­тья­ми, но по­сколь­ку они бы­ли чле­на­ми ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии и людь­ми неве­ру­ю­щи­ми, она, же­лая все­це­ло по­слу­жить Гос­по­ду, в 1921 го­ду ушла от них и по­се­ли­лась в Ко­ломне при хра­ме, ко­то­рый при­над­ле­жал Ко­ло­мен­ско­му муж­ско­му мо­на­сты­рю. Здесь она про­жи­ла до 1930 го­да.
15 ап­ре­ля 1930 го­да в хра­ме в го­ро­де Ижев­ске Ма­рия бы­ла по­стри­же­на в мо­на­ше­ство с име­нем Мсти­сла­ва и вер­ну­лась в Ко­лом­ну, про­дол­жив свое по­слу­ша­ние при хра­ме. Узнав от па­лом­ни­ков, что в Бо­го­слов­ском мо­на­сты­ре под Ря­за­нью про­дол­жа­ют жить мо­на­хи и что там еще мо­на­ше­ская жизнь не на­ру­ше­на, она в де­каб­ре 1930 го­да от­пра­ви­лась в Бо­го­слов­ский мо­на­стырь и по­се­ли­лась ря­дом с оби­те­лью в се­ле По­щу­по­во и, несмот­ря на го­не­ния, бы­ла вполне счаст­ли­ва, что на­шла ме­сто, где мож­но бы­ло жить мо­лит­вен­ной мо­на­ше­ской жиз­нью.
Без­бож­ные вла­сти в то вре­мя с бес­по­щад­ной по­сле­до­ва­тель­но­стью пре­сле­до­ва­ли свою цель — уни­что­же­ние в Рос­сии всех на­чат­ков цер­ков­ной хри­сти­ан­ской жиз­ни; 31 мая 1931 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны мо­на­хи Бо­го­слов­ско­го мо­на­сты­ря, мо­на­хи­ни и ми­ряне, со­брав­ши­е­ся во­круг оби­те­ли; все­го бы­ло аре­сто­ва­но со­рок че­ло­век и сре­ди них мо­на­хи­ня Мсти­сла­ва. Все они бы­ли за­клю­че­ны в тюрь­му в го­ро­де Ря­за­ни.
На до­про­се мо­на­хи­ня Мсти­сла­ва ска­за­ла: «Я сме­ло за­яв­ляю — власть при­тес­ня­ет ре­ли­гию; да­на сво­бо­да, а по­лу­ча­ет­ся на­обо­рот — мо­на­сты­ри и церк­ви за­кры­ва­ют».
Сле­до­ва­тель спро­сил мо­на­хи­ню, кто ее по­стриг в мо­на­ше­ство, но она, не же­лая на­зы­вать свя­щен­ни­ка, ска­за­ла, что не зна­ет его фа­ми­лии, а от­но­си­тель­но то­го, по­че­му она это сде­ла­ла, от­ве­ти­ла, что ушла в мо­на­стырь для спа­се­ния ду­ши, чтобы, «от­ка­зав­шись от ми­ра се­го, от­дать се­бя на слу­же­ние все­це­ло Бо­гу, в Ко­то­ро­го ве­рю, и ни­ка­кие убеж­де­ния и при­тес­не­ния не убьют во мне ве­ры в Бо­га».
3 сен­тяб­ря 1931 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла мо­на­хи­ню Мсти­сла­ву к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и она бы­ла от­прав­ле­на с эта­пом в рас­по­ря­же­ние Управ­ле­ния Со­ло­вец­ких ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ла­ге­рей ОГПУ на стан­цию Свирь Мур­ман­ской же­лез­ной до­ро­ги.
От­быв пол­но­стью весь срок за­клю­че­ния на ка­торж­ных ра­бо­тах в Сви­рь­ла­ге, мо­на­хи­ня Мсти­сла­ва в 1934 го­ду вер­ну­лась в Ко­лом­ну. Как вер­нув­шей­ся из за­клю­че­ния, ей бы­ло за­пре­ще­но здесь про­жи­вать, и ее ни­кто по ла­гер­ной справ­ке не брал на ра­бо­ту, так что она за­но­во по­лу­чи­ла пас­порт, как яко­бы по­те­ряв­шая до­ку­мен­ты, и по­сле это­го ста­ла жить в го­ро­де, при­слу­жи­вая при По­кров­ской церк­ви. Хра­мы по­все­мест­но за­кры­ва­лись, и в 1936 го­ду она вы­нуж­де­на бы­ла по­сту­пить кла­дов­щи­цей на па­те­фон­ный за­вод в Ко­ломне.
Во вто­рой по­ло­вине 1937 го­да вла­сти при­сту­пи­ли к аре­сту остав­ших­ся на сво­бо­де свя­щен­ни­ков и мо­на­хов, и 24 фев­ра­ля 1938 го­да мо­на­хи­ня Мсти­сла­ва бы­ла аре­сто­ва­на и за­клю­че­на в ко­ло­мен­скую тюрь­му.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы, Фо­ки­на, имея враж­деб­ное от­но­ше­ние к ВКП(б) и со­вет­ской вла­сти, в пе­ри­од про­жи­ва­ния в Ко­ломне про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, несмот­ря на про­шлую су­ди­мость. След­ствие тре­бу­ет от вас при­зна­ния.
— О том, что я су­ди­ма за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность в 1931 го­ду, я не от­ри­цаю. Во вре­мя про­жи­ва­ния в Ко­ломне я ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции сре­ди граж­дан, про­жи­ва­ю­щих ря­дом со мной, не про­во­ди­ла.
— Ва­ша враж­деб­ность к ВКП(б) и со­вет­ской вла­сти и контр­ре­во­лю­ци­он­ная аги­та­ция под­твер­жде­на сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми до­про­шен­ных по ва­ше­му де­лу. Вам за­чи­ты­ва­ют­ся вы­держ­ки из по­ка­за­ний сви­де­те­лей.
И сле­до­ва­тель за­чи­тал вы­держ­ки из по­ка­за­ний сви­де­те­лей, ко­то­рые мо­на­хи­ня от­верг­ла все од­но за дру­гим. 2 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла ее к рас­стре­лу, и она бы­ла пе­ре­ве­зе­на в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Мо­на­хи­ня Мсти­сла­ва (Фо­ки­на) бы­ла рас­стре­ля­на 10 мар­та 1938 го­да и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

 

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1895 го­ду в се­ле Вы­пол­зо­во Кур­мыш­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии (ныне По­рец­ко­го рай­о­на Чу­ва­шии) в се­мье диа­ко­на Ди­мит­рия Тро­иц­ко­го.
Окон­чив Сим­бир­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию в 1918 го­ду по пер­во­му раз­ря­ду, Ни­ко­лай неко­то­рое вре­мя слу­жил учи­те­лем сель­ской шко­лы. В 1920 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к се­лу Са­ба­е­во (ныне Мор­до­вия). За без­упреч­ное слу­же­ние Гос­по­ду был на­граж­ден в 1920 на­бед­рен­ни­ком, в 1922 го­ду за усерд­ную пас­тыр­скую де­я­тель­ность — ску­фьей, в 1924 — ка­ми­лав­кой, в 1928 — на­перс­ным кре­стом.
Слу­жа в се­ле Са­ба­е­во в ян­ва­ре 1929 го­да свя­щен­ник был осуж­ден по ста­тье 61 за неупла­ту на­ло­гов и неко­то­рое вре­мя от­бы­вал срок на­ка­за­ния. По­сле осво­бож­де­ния — с 1930 го­да отец Ни­ко­лай пе­ре­шел слу­жить в се­ло Се­ме­нов­ское По­рец­ко­го рай­о­на Чу­ваш­ской АССР, а в 1933 в се­ло Ма­лое Чу­ра­ше­во Яд­рин­ско­го рай­о­на.
В 1935 го­ду отец Ни­ко­лай был воз­ве­ден в про­то­и­е­рея. То­гда же вла­сти хо­те­ли при­влечь его к об­ще­ствен­ным ра­бо­там, на что свя­щен­ник пи­сал за­яв­ле­ние в сель­со­вет. «Про­шу разъ­яс­нить в си­ле или из­ме­не­но рас­по­ря­же­ние ВЦИК № 247 (от 1930 го­да) — что от­прав­ка слу­жи­те­лей куль­та на ле­со­за­го­тов­ки, до­рож­ное стро­и­тель­ство или иные об­ще­ствен­ные ра­бо­ты не до­пус­ка­ет­ся. В про­шлом го­ду на ос­но­ва­нии дан­ной справ­ки пред­се­да­те­лем сель­со­ве­та я был осво­бож­ден».
По прось­бе цер­ков­но­го со­ве­та был от­ме­нен на­ло­жен­ный ра­нее за­прет на ко­ло­коль­ный звон. Ча­сто отец Ни­ко­лай про­сил раз­ре­ше­ние у сель­со­ве­та на хож­де­ние по се­лу со свя­той во­дой в празд­ник Кре­ще­ния и в дру­гие празд­ни­ки.
29 но­яб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Тро­иц­кий был под­верг­нут обыс­ку и аре­сту. Со­дер­жась в тюрь­ме го­ро­да Яд­рин ЧАССР до­про­шен 30 но­яб­ря, 13 де­каб­ря 1937 го­да и 14 ян­ва­ря 1938 го­да. На всех до­про­сах об­ви­ня­е­мый свя­щен­ник ви­нов­ным се­бя не при­знал.
На до­про­се, со­сто­яв­шем­ся 13 де­каб­ря сле­до­ва­тель спра­ши­вал:
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии по ста­тье 58-10 ча­сти 1 Уго­лов­но­го Ко­дек­са РСФСР в том, что вы имея недо­воль­ство су­ще­ству­ю­щим стро­ем сре­ди на­се­ле­ния ве­де­те контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию?
— В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии по ста­тье 58 пунк­та 10 ча­сти 1 ви­нов­ным се­бя не при­знаю и по­яс­няю, что я сре­ди на­се­ле­ния ни­ко­гда и ни с кем контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции не вел.
— След­стви­ем до­ста­точ­но уста­нов­ле­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния ве­де­те контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив со­ввла­сти, по­это­му след­ствие тре­бу­ет от вас чи­сто­сер­деч­но­го при­зна­ния.
— По­вто­ряю, что я сре­ди на­се­ле­ния ни­ко­гда со дня ре­во­лю­ции про­тив со­ввла­сти аги­та­цию не вел, это по­ка­зы­ваю чи­сто­сер­деч­но. Это ес­ли след­стви­ем уста­нов­ле­но сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми, то про­шу про­из­ве­сти оч­ные став­ки.
На дру­гом до­про­се, про­из­ве­ден­ном 14 ян­ва­ря сле­до­ва­тель спра­ши­вал:
— След­ствию из­вест­но, что вы на­хо­дясь на сво­бо­де име­ли тес­ную связь с по­пом из се­ла Ниж­ние Мо­ча­ры Да­ни­ло­вым Ефи­мом Да­ни­ло­ви­чем и с по­след­ним ве­ли сов­мест­ную борь­бу с со­ввла­стью. След­ствие по это­му во­про­су тре­бу­ет от вас прав­ди­во­го по­ка­за­ния.
— По­па Да­ни­ло­ва Ефи­ма Да­ни­ло­ви­ча я, ко­неч­но, знаю, он сам Да­ни­лов про­ис­хо­дит из се­ла Ниж­ние Мо­ча­ры до са­мо­го за­кры­тия Ни­коль­ской церк­ви в Крас­но­че­тай­ском рай­оне он слу­жил свя­щен­ни­ком этой церк­ви, с 1935 го­да, то есть с мо­мен­та за­кры­тия этой церк­ви Да­ни­лов про­жи­ва­ет в Ниж­них Мо­ча­рах не имея ни­ка­кой опре­де­лен­ной за­ня­то­сти. Я не скры­ваю, что Да­ни­лов, по­сле за­кры­тия Ни­коль­ской церк­ви из­ред­ка по­се­щал Ма­ло— Чу­ра­шев­скую цер­ковь, где я сам слу­жил. Как и все ве­ру­ю­щие, Да­ни­лов при­хо­дил, мо­лил­ся и ухо­дил, я с ним да­же ни в ка­кие раз­го­во­ры не всту­пал. Име­ю­щи­е­ся Ва­ше све­де­ние о том, что я с Да­ни­ло­вым имею связь контр­ре­во­лю­ци­он­ных це­лях я не под­твер­ждаю, я с Да­ни­ло­вым ни­ка­кой свя­зи не имею.
Бы­ли най­де­ны лже­сви­де­те­ли из чис­ла кол­хоз­ни­ков со­сед­ней де­рев­ни. Один из них по­ка­зы­вал:
Во­прос сле­до­ва­те­ля: не ве­дет ли Тро­иц­кий сре­ди на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий?
— Поп Тро­иц­кий сре­ди на­се­ле­ния в осо­бен­но­сти сре­ди еди­но­лич­ни­ков ве­дет аги­та­цию про­тив кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства, ка­ко­вая очень вли­я­ет на кол­хоз­ни­ков. Осе­нью се­го го­да, ме­сяц и чис­ло не пом­ню, поп Тро­иц­кий был у нас в де­ревне, с ко­то­рым я встре­тил­ся на ули­це и за­дал ему во­прос: «Где и у ко­го он был?» на это он мне ни­че­го не ска­зал, по­том я за­дал дру­гой во­прос, как он про­жи­ва­ет и по­се­ща­ют ли его цер­ковь ве­ру­ю­щие и есть ли до­хо­ды, на это он иро­ни­че­ски мне от­ве­тил: «Да, немно­го по­се­ща­ют, до­хо­ды ко­неч­но неболь­шие, но все же мож­но жить, в боль­шин­стве по­се­ща­ют толь­ко еди­но­лич­ни­ки, а кол­хоз­ни­ков ма­ло, их ви­ди­мо не пус­ка­ют прав­ле­ния кол­хо­зов, ес­ли бы не кол­хоз, то бы все по­се­ща­ли, но при­дет вре­мя, все рав­но все пой­дут за на­ми, так как без ре­ли­гии труд­но бу­дет на­се­ле­нию жить, ибо она со­зда­на ве­ка­ми и свя­тая цер­ковь долж­на су­ще­ство­вать».
12 и 13 ян­ва­ря со­сто­я­лись оч­ные став­ки с дву­мя лже­сви­де­те­ля­ми, на ко­то­рых отец Ни­ко­лай на за­дан­ный сле­до­ва­те­лем во­прос под­твер­жда­ет ли об­ви­ня­е­мый по­ка­за­ния сви­де­те­лей от­ве­чал.
— Нет, не под­твер­ждаю, и счи­таю по­ка­за­ния лож­ны­ми, я ни­ко­гда сре­ди на­се­ле­ния аги­та­цию не вел. По­вто­ряю, что та­ко­го слу­чая с мо­ей сто­ро­ны ни­ко­гда не бы­ло. Я та­кие сло­ва ни­ко­гда и ни пе­ред кем не го­во­рил. Это чи­стая ложь со сто­ро­ны сви­де­те­лей.
18 ян­ва­ря след­ствие бы­ло окон­че­но и 1 фев­ра­ля бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние. 13 фев­ра­ля ис­пол­ня­ю­щий обя­зан­но­сти за­ме­сти­те­ля про­ку­ро­ра по Спец­де­лам ЧАССР озна­ко­мив­шись с де­лом на­шел, «что де­ло рас­сле­до­ва­но с до­ста­точ­ной пол­но­той, пре­ступ­ле­ние до­ка­за­но и ква­ли­фи­ци­ро­ва­но пра­виль­но, об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние со­став­ле­но в со­от­вет­ствии с об­сто­я­тель­ством де­ла и все про­цес­су­аль­ные тре­бо­ва­ния со­блю­де­ны и по­то­му по­ста­но­вил об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние утвер­дить и де­ло на­пра­вить в Спец­кол­ле­гию Вер­хов­но­го Су­да ЧАССР для су­деб­но­го рас­смот­ре­ния».
Толь­ко 5 мая 1938 го­да со­сто­я­лось за­кры­тое су­деб­ное за­се­да­ние Спец­кол­ле­гии Вер­хов­но­го Су­да Чу­ваш­ской АССР в го­ро­де Яд­рин, но за от­сут­стви­ем сви­де­те­лей бы­ло от­ло­же­но. 6 мая су­деб­ное за­се­да­ние бы­ло про­дол­же­но, ко­то­рое вы­нес­ло при­го­вор под­су­ди­мо­му Тро­иц­ко­му по ста­тье 58 пунк­та 10 ча­сти 1 — 10 лет ли­ше­ния сво­бо­ды. По­дан­ную кас­са­ци­он­ную жа­ло­бу о пе­ре­смот­ре при­го­во­ра Спец­кол­ле­гия Вер­хов­но­го Су­да РСФСР оста­ви­ла без удо­вле­тво­ре­ния.
Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был на­прав­лен эта­пом в Ала­тыр­скую ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вую ко­ло­нию, в ко­то­рой в те го­ды на­хо­ди­лось бо­лее 4 ты­сяч за­клю­чен­ных. Хо­тя ко­ло­ния не вхо­ди­ла в си­сте­му ГУЛАГа, но в ней, как и в ла­ге­рях за­клю­чен­ные уми­ра­ли от по­сто­ян­но­го недо­еда­ния и бо­лез­ней, по­сколь­ку не бы­ло ле­карств. Сре­ди них мно­го свя­щен­ни­ков и пра­во­слав­ных ве­ру­ю­щих — свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий (Вос­кре­сен­ский) — умер 22 мая 1938 го­да, пре­по­доб­но­му­че­ник Иг­на­тий (Ле­бе­дев) — умер 11 сен­тяб­ря 1938 го­да, пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Та­ма­ра (Сат­си) — умер­ла 1 мая 1941 го­да, свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил (Сам­со­нов) — умер 28 ян­ва­ря 1942 го­да. Ве­ру­ю­щие за­клю­чен­ные при­ча­ща­лись Свя­ты­ми Да­ра­ми, ко­то­рые при­сы­ла­лись в по­сыл­ках или при­во­зи­лись близ­ки­ми, ис­по­ве­ды­ва­лись, мо­ли­лись.
Про­быв по­чти 3 го­да в Ала­тыр­ской ко­ло­нии, в мар­те 1941 го­да отец Ни­ко­лай был эта­пи­ро­ван по на­ря­ду ГУЛАГа в Бай­ка­ло-Амур­ский ла­герь.
От­бы­вая срок на­ка­за­ния в Сво­бод­нен­ском от­де­ле­нии БАМЛАГа про­то­и­е­рей Ни­ко­лай скон­чал­ся 10 мар­та 1945 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Источник

Комментарии запрещены.