«Отселе узрите небо отверсто и Ангелы Божия, восходящия и нисходящия над Сына Человеческаго» (Ин. 1:51).
То есть отселе вы, сделавшиеся Моими учениками, узрите отверстые двери небесного милосердия, отселе духовный мир будет ближе к вам, и вы, если не всегда телесными очами, то духовными очами веры, будете видеть непрестанное Божественное хранение Сына Человеческого, ибо «ангелам Своим заповедал Бог Отец сохранить Его на всех путях Его, да не преткнется о камень ногою Своею» (Пс. 90:11-12). Такое обетование дал Господь первым Своим ученикам в награду за веру их. Ибо столь непосредственно чиста была вера их, что не требовала для себя никаких особых удостоверений; но одному Господь сказал: «Иди за Мною» (Мф.9:9), и он немедленно пошел, другому сказал: «Под смоковницею видех тя» (Ин. 1:48), показав, что от Божественного всеведения Его не сокрыто даже душевное расположение человека, и, удивленный этим проявлением божественности Его, ученик тотчас исповедовал Его Сыном Божиим и Царем Израилевым. Очевидно, движимые верою, они всем существом своим почувствовали, что увидели Того, Кого искали, а потому обыкновенного по видимости учителя исповедовали Христом, Сыном Божиим. И они не обманулись, ибо видели и чувствовали, что в общении с Ним имеют жизнь. Потому впоследствии один из них, когда многие отошли от Христа, говорил Ему: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68).
Мы, братие, не видели Христа телесными очами, но мы имеем возможность духовно приближаться к Нему чрез веру; и в залог веры нашей Он дал нам вкушать Плоть и Кровь Свою, дабы мы могли теснейшим образом соединяться с Ним. Когда святой апостол Петр говорил Ему: «Ты имеешь глаголы вечной жизни», Господь давал еще только обетование о вкушении Его Плоти и Крови. Ныне же мы увидели его исполнение. Но испытываем ли мы то блаженство общения со Христом, какое испытали апостолы, увидев в первый раз Господа? Без сомнения, многие из нас хотя в этот момент, когда восприяли Христа чрез причащение Его Тела и Крови, испытывали большее желание быть с Ним, нежели в обыкновенное время. Но, братие, мы и всегда имеем доступ ко Христу чрез веру, ибо Он сказал: «Грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже» (Ин. 6:35). И только чрезмерные пристрастия наши к обычным занятиям или к удовлетворению потребностей тела препятствуют нам приходить ко Христу и лишают нашу веру жизненной силы. Но если, уразумев тщету этих пристрастий, мы возжаждем радостного общения со Христом, то ничтожными и малозначительными покажутся нам всякие препятствия. Ибо если «верою Моисей… паче же изволи страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха сладость» (Евр. 11:24-25), то тем более это можем сделать мы. Ибо он только из дали времен, верою видел Избавителя, мы же видели самое избавление и на собственном опыте познали сладость и блаженство духовной жизни чрез вселение в нас Христа.
Ныне, братие, святая Церковь празднует торжество веры. Пусть будет эта вера для нас состоять не в одних правых мнениях, но да преобразит она самую нашу жизнь, так чтобы существо наше прониклось истиною. Мы имеем «облежащий нас облак свидетелей» силы веры святых, которые «верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов» (Евр. 11:33). Верою «течем и мы на предлежащий нам подвиг» борьбы с жизненными искушениями, «взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса» (Евр. 12:1-2). И если бы захотели мы всегда с верою приходить к Нему во всех обстоятельствах нашей жизни, то увидели бы, что истинная вера никогда не бывает посрамлена. Мы не только веровали бы во Христа, но как бы постоянно видели очами веры Его присутствие близ нас и Ангелов Божиих, служащих нам. Аминь.
То есть отселе вы, сделавшиеся Моими учениками, узрите отверстые двери небесного милосердия, отселе духовный мир будет ближе к вам, и вы, если не всегда телесными очами, то духовными очами веры, будете видеть непрестанное Божественное хранение Сына Человеческого, ибо «ангелам Своим заповедал Бог Отец сохранить Его на всех путях Его, да не преткнется о камень ногою Своею» (Пс. 90:11-12). Такое обетование дал Господь первым Своим ученикам в награду за веру их. Ибо столь непосредственно чиста была вера их, что не требовала для себя никаких особых удостоверений; но одному Господь сказал: «Иди за Мною» (Мф.9:9), и он немедленно пошел, другому сказал: «Под смоковницею видех тя» (Ин. 1:48), показав, что от Божественного всеведения Его не сокрыто даже душевное расположение человека, и, удивленный этим проявлением божественности Его, ученик тотчас исповедовал Его Сыном Божиим и Царем Израилевым. Очевидно, движимые верою, они всем существом своим почувствовали, что увидели Того, Кого искали, а потому обыкновенного по видимости учителя исповедовали Христом, Сыном Божиим. И они не обманулись, ибо видели и чувствовали, что в общении с Ним имеют жизнь. Потому впоследствии один из них, когда многие отошли от Христа, говорил Ему: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68).
Мы, братие, не видели Христа телесными очами, но мы имеем возможность духовно приближаться к Нему чрез веру; и в залог веры нашей Он дал нам вкушать Плоть и Кровь Свою, дабы мы могли теснейшим образом соединяться с Ним. Когда святой апостол Петр говорил Ему: «Ты имеешь глаголы вечной жизни», Господь давал еще только обетование о вкушении Его Плоти и Крови. Ныне же мы увидели его исполнение. Но испытываем ли мы то блаженство общения со Христом, какое испытали апостолы, увидев в первый раз Господа? Без сомнения, многие из нас хотя в этот момент, когда восприяли Христа чрез причащение Его Тела и Крови, испытывали большее желание быть с Ним, нежели в обыкновенное время. Но, братие, мы и всегда имеем доступ ко Христу чрез веру, ибо Он сказал: «Грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже» (Ин. 6:35). И только чрезмерные пристрастия наши к обычным занятиям или к удовлетворению потребностей тела препятствуют нам приходить ко Христу и лишают нашу веру жизненной силы. Но если, уразумев тщету этих пристрастий, мы возжаждем радостного общения со Христом, то ничтожными и малозначительными покажутся нам всякие препятствия. Ибо если «верою Моисей… паче же изволи страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха сладость» (Евр. 11:24-25), то тем более это можем сделать мы. Ибо он только из дали времен, верою видел Избавителя, мы же видели самое избавление и на собственном опыте познали сладость и блаженство духовной жизни чрез вселение в нас Христа.
Ныне, братие, святая Церковь празднует торжество веры. Пусть будет эта вера для нас состоять не в одних правых мнениях, но да преобразит она самую нашу жизнь, так чтобы существо наше прониклось истиною. Мы имеем «облежащий нас облак свидетелей» силы веры святых, которые «верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов» (Евр. 11:33). Верою «течем и мы на предлежащий нам подвиг» борьбы с жизненными искушениями, «взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса» (Евр. 12:1-2). И если бы захотели мы всегда с верою приходить к Нему во всех обстоятельствах нашей жизни, то увидели бы, что истинная вера никогда не бывает посрамлена. Мы не только веровали бы во Христа, но как бы постоянно видели очами веры Его присутствие близ нас и Ангелов Божиих, служащих нам. Аминь.
1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские ЕпархиальныеВедомости ВЕВ – Волынские ЕпархиальныеВедомости ОЕВ – Олонецкие ЕпархиальныеВедомости УЕВ – Уфимские ЕпархиальныеВедомости
124 УЕВ. 1902.