Неделя молитвы: 6й день. Молитвы о сотрудниках, зачем они нужны? какую приносят пользу?

«Начальник тюрьмы и его подчиненные оказывают нам немалую помощь, и даже и сами интересуются нашими мероприятиями»

Третий год в нашей стране действует институт помощников начальников территориальных органов ФСИН по организации работы с верующими. Сейчас помощники назначены в 81 регионе, из них 70 священников, 5 мирянина, 5 мусульман, 1 буддист. Какие плоды этой деятельности видны уже сейчас?

Одно из главнейших измений касается взаимоотношений с сотрудниками.

Большинство помощников регулярно 1-4 раза в месяц проводят мероприятия с личным составом, а также участвуют во встречах, организуемых ОРЛС (отделы работы с личном составом в структуре территориальных Управлений (УФСИН, ГУФСИН)). Главным результатом от введения должности помощника стало то, что сотрудники теперь относятся к священникам, как к своим коллегам. Мы видим, что эта реформа сблизила сотрудников и священников, дала возможность проведения просветительской работы в профессиональной среде. Многие годы священники могли попасть в тюрьму только в качестве заключённых. Когда возродилось служение Церкви в темницах, основное внимание уделялось узникам. Возникали проблемы, например с проносом вина для совершения Литургии или с проносом Коранов. Когда для сотрудников это были внешние проблемы, их самих не затрагивающие, то с их стороны встречалось противодействие. Хотя сейчас проблема с проносом необходимых для богослужения предметов решена на законодательном уровне, даже здесь бывают недоразумения. Особенно остро стоит вопрос с выводом подследственных на богослужение. Даже в тех СИЗО, где сложилась такая практика, количество выводимых людей, и, можно сказать качество охвата всех корпусов изолятора, полностью зависит от усердия сотрудников. Очевидно, что без религиозного просвещения эту проблему не решить. А ведь в духовном утешении наиболее остро нуждаются люди особенно впервые попавшие в тюрьму. Духовная работа д важна даже для такого вопроса, как профилактика суицидов. Это хорошо понимают, например в СИЗО-2 города Москвы, где начальник, Сергей Телятников сам просит посещать проблемные камеры.

 Священники объясняют сотрудникам не только особенности православия, но и основы других религий. Помощники по работе с верующими наладили работу с духовенством иных религий, в первую очередь с мусульманами. Это примечательно, особенно, если вспомнить те споры, которые велись по поводу вводимой должности, опасения сотрудников ФСИН, что вокруг священников возникнут религиозные распри, не оправдались. Оказалось, что сами православные священники заинтересованы в взаимодействии с имамами. Например, когда священник приходит вместе с имамом, это не только служит наилучшему противодействию экстремизма, но и значительно улучшает психологическую обстановку в местах лишения свободы. К сожалению, в ряде регионов не удаётся привлечь имамов к тюремной работе из-за их малой численности в данном регионе, либо недостаточной активности, о чём сообщают многие помощники. Вообще, в преимущественно православных регионах численность заключённых мусульман зачастую достигает 30%, а количество имамов значительно меньше числа священников. Симметрично, в ряде кавказских регионов при хороших контактах помощника-мусульманина с представителями Церкви встречаются трудности с привлечением священников.

При создании должности священнослужители высказывали опасения, что, войдя в аппарат ФСИН, они потеряют доверие заключённых. Эти опасения также не оправдались. Подозреваемые, обвиняемые и осуждённые проявили понимание того, что, в результате введённой должности, работа с ними стала интереснее, насыщеннее, что к ним стало проявляться больше внимания со стороны Церкви. При организации работы с верующими важно привлечение ветеранских организаций. Необходимо привлекать ветеранов УИС к участию в богослужения. Через это многие впервые подходят к Таинствам Исповеди и Причастия, что особенно важно для пожилого человека. К тому же ветераны являются авторитетом для сотрудников, они зачастую подают пример молодым. Таким образом, работа с ветеранами улучшает взаимодействие с действующими сотрудниками. Замечателен опыт Ивановской области, где непосредственно в помещениях УФСИНа, оборудуется домовый православный храм. Сейчас выставлен иконостас, изготавливает его осужденный-поселенец. Пришлось несколько раз переделывать, учиться на ходу. Храм посвящён Лонгину-сотнику, планируется завершение работ к престольному празднику в конце октября.

Мы видим, что работа помощников развивается по многим направлениям. Это приводит к гуманизации всей системы УИС, но, в то же время, эти благотворные плоды недостаточно известны обществу. Со времён репрессий в нашей стране сложился негативный образ УИС, что, несмотря на перемены, активно поддерживается многими СМИ. Нам кажется, что пресс-службы территориальных органов должны всемерно активировать работу с помощниками по работе с верующими. Порой даже на сайтах УФСИНов редки сообщения о работе с верующими, а ведь именно сотрудники пресс-службы должны привлекать и местные гражданские СМИ: газеты, телеканалы, журналы и т.д.

Преодоление предвзятого отношения к УИС в обществе особенно важно для Церкви, ведь Церковь, — это народ. Мы призываемся исполнять слова Христа: «Я был в темнице, и вы посетили Меня». Но при этом трудно найти даже священников, готовых пойти в тюрьму. Повсеместно наблюдается нехватка тюремного духовенства. Я многих священников пытался пригласить в наш прекрасно расписанный Бутырский храм хотя бы на экскурсию, но очень редко кто из священников соглашается. Конечно необходимо создание специализированных факультетов готовящих священников и миссионеров. Но кто туда пойдёт, при таком отторжении со стороны общества? Поэтому работа со СМИ, это не похвальба, а насущная потребность Церкви. Ведь верующие люди, — это также члены общества, и тоже бывают подвержены общему настроению. В ряде епархий мы видим недопонимание роли тюремного служения. Например, Священный Синод принял решение о том, что помощник по организации работы с верующими должен назначаться благочинным тюремных храмов по всей митрополии. Однако, это решение исполнено далеко не везде и в ряде митрополий сохраняются проблемы с работой в епархиях.

 Следующее, о чём хочется сказать, — это то, что, благодаря постоянному общению помощников между собой наблюдается активный обмен опытом работы между регионами. Создано пять групп в программе What’sApp, закрытые группы в Фейсбуке и ВКонтакте. Создано защищенное от посторонних облачное хранилище для обмена данными. Работает сайт Помощник узникам на пути к вере, который посещают десятки тысяч людей в год. Организуются выступления по телевидению и радио, по тюремного служения. Заключен договор с телеканалом Союз о проведении цикла регулярных передач. Повсеместно проводится Неделя молитвы, даже без прямого приказа центрального аппарата ФСИН. Институт помощников уникален ещё и тем, что 20% — моложе 34 лет, 20% — старше 55 лет. «Если бы молодость знала, а старость могла».. Наше тесное общение прекрасно обогащает друг друга и инициативой, и опытностью.

Комментарии запрещены.