Владимир Легойда: Мы не видим возможности считать это Всеправославным Собором

Источник

Обсудите эту тему
на нашем форуме
(вход через пароль
Вашей социальной сети)
Там же Вы найдёте ссылки
на связанные материалы

Владимир Легойда

Владимир Легойда

Статус Всеправославного Собора при отсутствии трех Поместных Церквей для Русской Церкви неясен, заявил в интервью «России 24» глава Синодального отдела по по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда. Ранее, напомним, Болгарская, Сербская и Антиохийская Церкви заявили о необходимости отложить Собор по причине нерешенности ряда вопросов. В пятницу также о своем намерении не принимать участие в Соборе на Крите 16-27 июня заявила Грузинская Православная Церковь. Вот что конкретно сказал Владимир Легойда.

«Важно подчеркнуть, что мотивы, по которым сделала такое заявление Сербская Церковь, совпадают с заявлениями, которые мы слышали от других Поместных Церквей, и они указывают на то, что процесс подготовки к Собору не прошел через все стадии, чрезвычайно важные.

Не решены те вопросы, которые должны были быть решены. Это связано с поправками к содержанию документов и с рядом других моментов. Русская Церковь изначально делала акцент на том, что подготовка должна быть чрезвычайно тщательной, скрупулезной и учитывать все озабоченности всех Церквей. К сожалению, по целому ряду причин, поскольку эти проблемы не сняты, мы слышим вот такие голоса.

После того как Болгарская Церковь выступила с таким заявлением, Синод Русской Православной Церкви обратился к Патриарху Константинопольскому с предложением провести предсоборное всеправославное совещание, которое давало бы нам возможность внести необходимые поправки и развязать те узлы, которые сейчас завязаны. Но, к сожалению, на наше предложение, абсолютно реалистичное, совершенно четко позволявшее эти проблемы решить, мы не получили прямого ответа. А ответ, который бал дан, демонстрирует совершенно иное понимание Константинополем сложившейся ситуации: никаких проблем нет, приезжайте, будем заседать.

Это вопрос разного видения, но, безусловно, существуют проблемы и существует механизм, который предложила Русская Церковь, позволяющий учесть интересы всех: провести Собор и даже в сроки провести Собор, но для этого надо собраться и в том формате, который мы предложили, обсудить эти проблемы. Альтернативное предложение Константинополя — приехать на Собор — оно нереалистично, потому что на самом Соборе нет механизма изменения документов. Они могут быть только подписаны, а согласованы они должны быть до. Это обычная практика.

Несколько столетий не собирались Соборы, поэтому сейчас мы с вами являемся свидетелями такого интересного исторического момента, когда разные Поместные Православные Церкви, совершенно самостоятельные, но единые в учении и находящиеся в литургическом общении, пытаются найти работающий механизм соборности.

Главная тема — это какие вопросы выносятся на Собор. Помимо того, что сама встреча чрезвычайно важна. Предсоборная подготовка длится 55 лет. Когда-то тем было 100. потом их сократили до 10. Сейчас их шесть. Всего шесть тем вынесено на Собор. К сожалению, среди них нет тем, которые, как нам представляется, и не только нам, и представителям других Поместных Церквей, являются чрезвычайно важными и отвечали бы на озабоченности современных людей.

Даже та тема, которая сегодня постоянно звучит — это тема гонений на христиан — ее нет в документах. Правда, предполагается, что она может звучать в Соборном послании, которое должно быть сделано, но в документах ее нет. А один из шести документов, например — документ о посте в Православной Церкви. Но у нас нет проблем с постом. У нас есть четыре многодневных поста. Да, они не утверждены традицией, потому что каноны знают только один пост — Великий, перед Пасхой. Но на практике в большинстве Православных Церквей существует четыре многодневных поста. Вот мы соберемся и утвердим этот документ. Замечательно. Но это ведь правда не та тема, которую мы ждали тысячу лет. Поэтому вопросы ставятся, и постоянно, во время всего предсоборного процесса, Русская Церковь все время обращала на этот вопрос внимание и говорила, что необходимо заранее все это проговорить и решить. Но, к сожалению, пока не получается, но есть еще надежда.

Я бы не называл это разъединением, я бы называл это попытками найти механизм. Со стороны координатора, Константинопольского Патриархата, мы пока не встречаем полного понимания. Я бы не ставил вопрос о разъединении. Это просто серьезные, действительно сложные темы, их нельзя в одночасье решить. Поэтому мы на протяжении всего этого длительного периода подготовки всегда говорили: надо постоянно находиться в контакте, надо постоянно обсуждать, надо постоянно искать механизм и учитывать мнение всех Церквей. И сейчас звучат разные мнения. Например, Кипрская Церковь призвала всех участвовать. Но, к сожалению, со стороны сторонников проведения любой ценой Собора мы не слышим никаких аргументов. А Болгарская Церковь, Антиохийская Церковь, Сербская Церковь довольно серьезные аргументы приводят — почему они предлагают отложить. Ведь речь не идет о том, чтобы отменить Собор, а о том, чтобы его отложить, поскольку не готовы пока.

Я не думаю, что здесь есть какое-то серьезное политическое влияние. Конечно, какие-то политики могут использовать церковную ситуацию в своих целях, это в природе некоторых современных политиков. Но эти сложности указывают на то, что контекст отношений очень непросто найти. Это такая сложная, деликатная сфера, может быть, самая сложная сфера религиозная.

В 60-е года, когда предсоборный процесс начался, было 100 тем. Русская Церковь — единственная, которая еще в то, советское, время, по всем 100 темам подготовила документы. Но потом некоторые наши братья сказали: ну, 100 тем многовато, давайте укрупним, давайте оставим 10. А поскольку темы, даже те, которые остались, формулировались еще тогда, прошло 55 лет, и какие-то актуальные вопросы, на что мы постоянно указывали во время предсоборного периода, к сожалению, не вошли. И это, конечно, нас огорчает.

Собор-то и не должен обсуждать какие-то глобальные вещи, скажем, догматические вопросы церковной жизни, которые решены на так называемых Вселенских Соборах. Вселенские Соборы определили корпус догматики, то есть вероучения, никто его не собирается пересматривать, он завершен. Собор не должен вносить и никаких изменений в канонический строй, в литургическую жизнь — все то, что составляет ядро церковной жизни. Но есть темы церковной практики, церковно-общественные. 14 Поместных Церквей самостоятельных, они живут в разных странах, там разные условия жизни. Где-то это Церковь большинства, как например Грузинская Церковь. А вот Польская Православная Церковь — это не Церковь большинства, потому что католическая страна. Разные контексты, и все это надо согласовать — это очень непростые вопросы, но важные.

В данный момент большой вопрос о статусе того мероприятия, которое должно состояться, поскольку Святой Великий Собор предполагал участие 14 Поместных Церквей, а на сегодняшний день три не готовы в эти даты проводить [Собор]. Мы не понимаем и не видим возможности считать это Всеправославным Собором. Скорее всего, это можно будет назвать всеправославным совещанием — в ситуации, когда не все Церкви участвуют. Это уже другой статус.

Если говорить о документах, которые были проработаны — шесть сейчас были вынесены, еще было два, которые сняты. Один — календарный вопрос, и мы считаем, что правильно, что его сняли, поскольку он неактуален, и был вопрос, который, как нам казалось, подготовлен, но его не согласовали — принцип предоставления автокефалии. На наш взгляд, этот документ был готов, но его не согласовали некоторые Церкви, поэтому он не вынесен. А если говорить глобально, то сейчас на уровне документов уже нет возможности предложить какой-то документ. Поэтому предполагалось, что в послании — это отдельный текст, с которым Собор должен был обратиться, эти важные темы прозвучат, которые волнуют человека в современном мире. Я могу предположить, что это тема гонений на христиан, тема семьи, что происходит с семьей, что мы называем корпусом традиционных ценностей и так далее».

Комментарии запрещены.