16 февраля — день памяти Священномученика Иоанна Томилова

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 18 фев­ра­ля 1878 го­да в се­ле Есь­ки Бе­жец­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на То­ми­ло­ва. Окон­чив Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, он в 1904 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в род­ном се­ле Есь­ки на ме­сто от­ца. В этом хра­ме отец Иоанн про­слу­жил всю свою жизнь.
В на­ча­ле 1931 го­да про­тив свя­щен­ни­ка и неко­то­рых кре­стьян бы­ло воз­буж­де­но су­деб­ное де­ло за неупла­ту на­ло­гов. 1 мар­та 1931 го­да со­сто­ял­ся суд и отец Иоанн был об­ви­нен в том, что он «по­лу­чил кон­троль­ное за­да­ние на вы­пол­не­ние 30 цент­не­ров мо­ло­ка в де­каб­ре ме­ся­це 30-го го­да; в про­дол­же­ние од­но­го ме­ся­ца и 17 дней мо­ло­ка еще не сдал. Ос­но­ва­ние к несда­че мо­ло­ка (по объ­яс­не­нию об­ви­ня­е­мо­го), что ко­ро­ва вы­ки­ну­ла, неосно­ва­тель­но, так как, до­пус­кая при вы­ки­ды­ше по­ни­же­ние удоя на 50%, то и 50% удоя мо­ло­ка об­ви­ня­е­мый дол­жен был сдать по при­над­леж­но­сти». Суд при­го­во­рил от­ца Иоан­на к пя­ти го­дам ссыл­ки с кон­фис­ка­ци­ей иму­ще­ства. Од­на­ко при­го­вор не был при­ве­ден в ис­пол­не­ние, свя­щен­ни­ка не вы­сла­ли, и он про­дол­жил слу­же­ние в хра­ме.
Во вре­мя го­не­ний в кон­це трид­ца­тых го­дов про­тив него бы­ло на­ча­то но­вое де­ло. Сек­ре­тарь сель­со­ве­та со­ста­вил для НКВД ха­рак­те­ри­сти­ку на свя­щен­ни­ка, где на­пи­сал, что тот ра­бо­та­ет слу­жи­те­лем куль­та в есь­кин­ской церк­ви и через от­дель­ных граж­дан, быв­шую мо­наш­ку и дру­гих, ве­дет контр­ре­во­лю­ци­он­ную ра­бо­ту; го­во­рит, что свя­щен­ни­ком слу­жить в церк­ви не кон­чит до кон­ца; око­ло церк­ви, ко­то­рую хо­тят взять под клуб, То­ми­лов ве­лит но­че­вать. Из дру­гих се­ле­ний для по­хо­рон и кре­стин при­ез­жа­ют на ло­ша­дях, чтобы ло­ша­ди за­ра­зи­лись ане­ми­ей, ко­то­рая сей­час сви­реп­ству­ет в Есь­ках, через корм­ле­ние и по­е­ние в во­до­по­ях се­ла. Из от­ста­лой ча­сти се­ла То­ми­лов ор­га­ни­зо­вал хор пев­чих, и через это кол­хоз­ная дис­ци­пли­на па­да­ет с каж­дым го­дом.
9 фев­ра­ля бы­ли опро­ше­ны сви­де­те­ли, ко­то­рые по­ка­за­ли, что свя­щен­ник го­во­рил: «Нуж­но ве­ро­вать в Бо­га и по­чи­тать Иису­са Хри­ста, а в осо­бен­но­сти в по­след­ние эти го­ды, так как, по Бо­жье­му Пи­са­нию, со­вет­ская власть, ру­ко­во­ди­мая ком­му­ни­сти­че­ской пар­ти­ей, — это яв­ный ан­ти­христ и это­му ан­ти­хри­сту ско­ро при­дет ко­нец. Сре­ди на­се­ле­ния он поль­зо­вал­ся боль­шим ав­то­ри­те­том, так как су­мел при­влечь к се­бе неко­то­рых из ве­ру­ю­щих пу­тем аги­та­ции через про­из­но­си­мые им в церк­ви про­по­ве­ди о ре­ли­гии и они креп­ко за­пе­чат­ле­лись в мас­се ве­ру­ю­щих, и по­это­му в на­шем сель­со­ве­те он яв­ля­ет­ся са­мым ак­тив­ным ан­ти­со­вет­ским аги­та­то­ром, по­че­му для пар­тии и со­вет­ской вла­сти он есть са­мый злей­ший и опас­ней­ший враг»[1].
10 фев­ра­ля 1938 го­да отец Иоанн был аре­сто­ван, за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Бе­жец­ке и в те­че­ние двух дней до­про­шен.
— Рас­ска­жи­те след­ствию, ко­му из граж­дан в сен­тяб­ре 1937 го­да вы со­об­ща­ли све­де­ния о войне Япо­нии с Ки­та­ем и по­бе­де в ней фа­ши­стов? — спро­сил его сле­до­ва­тель.
— Я га­зе­ты чи­таю и ли­те­ра­ту­рой ин­те­ре­су­юсь, но ни­ка­ких со­об­ще­ний по га­зет­ным ма­те­ри­а­лам ни­ко­му не де­лал, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— След­стви­ем ва­ша ви­нов­ность вполне уста­нов­ле­на. Вы си­сте­ма­ти­че­ски за пе­ри­од с 1936 го­да по сие вре­мя в се­ле Есь­ках за­ни­ма­лись ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей, тер­ро­ри­сти­че­ски вы­ска­зы­ва­лись о ру­ко­во­ди­те­лях ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии боль­ше­ви­ков и со­вет­ской вла­сти.
— Я ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не вел, тер­ро­ри­сти­че­ских вы­ступ­ле­ний по от­но­ше­нию к ру­ко­во­ди­те­лям пар­тии и со­вет­ской вла­сти не де­лал, а по­это­му и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.
— Чем еще мо­же­те до­пол­нить свои по­ка­за­ния?
— Боль­ше до­пол­нить ни­чем не мо­гу.
13 фев­ра­ля трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Иоанн То­ми­лов был рас­стре­лян 15 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.
Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Фев­раль». Тверь. 2005. С. 8–9

При­ме­ча­ния

[1] УФСБ Рос­сии по Твер­ской обл. Д. 22337-С, л. 9, 12.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Источник

Комментарии запрещены.