Образ Пресвятой Богородицы «Державная», что в церкви Илии Пророка Обыденной

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни твоея, им же подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим» – возглашают сегодня во всех храмах Православной Руси. Русью назвали свою страну архиепископы, выбиравшие второго патриарха советского времени. Это название страны прозвучало в  наречении Патриарха Сергiя Московским и Всея Руси.

2-го марта 1917 года по старому стилю (15 марта – по новому) перестала существовать Императорская Россия. Власть была вырвана из рук святого мученика Императора Николая II заговорщиками и предателями из высшего генералитета и руководства Государственной Думы, включая вел. кн. Николая Николаевича и вел. кн. Кирилла Владимировича Романовых. «Кругом измена трусость и обман!» – записал уже безвластный наш Государь в дневнике. Шапка Мономаха стала музейным экспонатом. Царство разделилось само в себе на две части шумную и энергичную революционную страну советов и тихую гонимую православную Русь. (В конце 1917 года, когда Собор выбрал Святейшего Патриарха Тихона, разделение ещё не выявилось. Он был избран Патриархом Московским и всея России).

2 /15 марта Пресвятая Дева явила себя Правительницей Православной Руси. В этот день крестьянке Евдокии Андриановой в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно сделать красной, и пусть молятся». Он пошла в соседнее село Коломенское, которое теперь в черте Москвы, и рассказала, передала священнику слышанное. После долгих поисков в подвале церкви обнаружили чёрную доску, на которой под копотью скрывался образ Богородицы, одетой в красное, с Сыном на коленях, также одетым на половину в красное. Цвет явленной иконы предрекал Православной Руси эпоху мученичества и очищения от нераскаянных грехов. Кончилось долготерпение Божие. Не состоялось покаяние, к которому призывал о. Иоанн Кронштадский и не он один. Наступило время крутого, трудного восхождения в Царство Небесное для достойных. Этот путь с Небес благословляет Отец Небесный, изображенный вверху обретенной иконы в красно-оранжевом облаке, цвета пожара. Матерь Божия и Матерь всех чад Христовых явилась в облике Царицы с короной на челе, скипетром и державой в руках. Она явила себя Правительницей Православной Руси.

Образ написан в XVIII веке в период отхода от византийской традиции иконописания, ставшей и русской традицией. На наших старых иконах Богородица изображалась Царицей Царства, которое не от мiра сего, без земных знаков власти. Западноевропейская традиция, напротив, изображала Её, как земную Царицу в силу объединения в католическом сознании власти земной и Небесной в лице главы Ватикана. Чудесным явлением освящено нетрадиционное изображение. Это показывает, что Пресвятая Дева Мария приняла на себя управление воинствующей во Христе частью распавшейся надвое Российской Империи. Земная власть отделила Церковь от Государства, лишила Её Патриарха и за ним Местоблюстителя Патриаршего Престола. Эту отделённую Русь, согласно тексту молитвы св. Патриарха Тихона, погруженную в немощь и скорбь душевную, в оскудение веры, отступление от заповедей Божиих, в разъединения и раздоры церковные тогда приняла в управление Царица Небесная.

Весть об обретении иконы в день свержения Царя быстро распространилась по стране. Составили службу «Державной» иконе Божией Матери и акафист. Для храмов стали писать иконы. Ныне пребывающий в Обыденном храме образ тогда написан для церкви Св. Николая, стоявшей на перекрёстке Арбата с Плотниковым переулком. О том, что он находился у «Николы в Плотниках», как москвичи называли тот храм, свидетельствовал мне Владимир Николаевич Щелкачёв бывший в студенческие годы прихожанином этого храма, избранный в приходское собрание и сразу арестованный за активное участие в церковной жизни. Икону для церкви Св. Николая «в Плотниках» написал около 1926 года художник Николай Сергеевич Чернышев (род.1898г.) по неотступной просьбе дочерей настоятеля Марии, Лидии, Нины. Он конечно получил благословение от о. Иосифа Фуделя, настоятеля, известного священника того времени много потрудившегося в храме Бутырской тюрьмы и еще до революции переведённого на Арбат.

Николай Сергеевич был воспитан своим домашним учителем С.Н. Дурылиным в глубокой и осознанной вере православной. Вместе с ним у С.Н. Дурылина воспитывались будущий протоиерей Сергий Сидоров, расстрелянный в 1937 году, Сергей Иосифович Фудель – известный церковный писатель. Они вместе путешествовали по Северу, постоянно посещали Оптину Пустынь, где ими руководил старец преп. Анатолий (Потапов), думали о принятии пострига, но С.Н. Дурылина не благословил старец. Он вскоре принял священный сан целебатом и служил на Маросейке с праведным Алексеем Мечовым. А молодые, когда подросли, не стало Оптиной. В последствии Николая Сергеевича Чернышева с Елизаветой Александровной Самариной венчал о. Сергий Сидоров в доме В.М. Васнецова, где сейчас музей. Н.С. Чернышев, как последователь святителя Афанасия Сахарова, близкий к нему, был из «непоминающих», которые главой Церкви признавали только заключенного митрополита Петра (Полянского) и не поминали на богослужениях Заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

К моменту создания нашего списка Державной иконы Божией Матери Н.С. Чернышев окончил ВХУТЕМАС и был профессиональным художником, но икон не писал. В то время надо было спасать от уничтожения существующие иконы, а не писать новые. Старые иконы из разрушенных церквей появились у него дома. Он не писал икон, однако в сердце носил свои, им как художником зримые образы Спасителя, Божией Матери, святителя Николая. В его альбоме 1917 года в революционные дни карандашом нарисован лик только что раскрытой Владимирской иконы Божией Матери. Она тогда явила для утешения русским людям свой облик, запечатлённый апостолом Лукой. На соседних страницах два изображения Спасителя. На одном из них взгляд обращен к людям, взгляд строгий, исполненный ужаса от происходящего на земле. На другом – взгляд обращён Горе. «Аз есмь Дверь» – так хотелось бы назвать этот рисунок. Есть среди рисунков и автопортрет в 19-летнем возрасте. В 1941 году в декабре Н.С. Чернышев был арестован в прифронтовой Москве по обвинению в создании церковной антисоветской организации, 19 августа на Преображение Господне ему вынесен приговор. Свидетельство о смерти в заключении выписано 15 декабря 1942 года.

ДержавнаяИкона Божией Матери «Державная» – лучшее его произведение. Он не вполне повторил явленную икону, хотя его копия очень близка к оригиналу. Нимб золотой вместо мозаичного строже, торжественнее, плат почти без украшений так же строже. Гладкая линия плата, без игры складок окаймляет лик Богородицы. В позе Сына больше статичности, придающей монументальность. Благословляющая рука Его расположена строго по оси иконы, что лучше выражает значительность благословения Христова. Благословляющая Десница Бога-Отца на списке приобрела строго вертикальное положение, что также усиливает монументальность. По-иному написаны руки Богоматери. Правая двумя перстами удерживает скипетр, придавая ему устойчивое почти вертикальное положение. Левая – царственным жестом возложена на державу, тогда как в первописанной иконе она физически поддерживает шар, прижимая его. Цвет державы из коричневого цвета земли превратился в голубовато-серый, цвет пасмурного неба с красной подсветкой. Но главное в лике Царицы: с глубокой печалью она взирает на молящихся в тяжелые годы гонений. Уста Её онемели от ужаса, зримого на земле. Узкие плечи, тонкая шея, впалые щёки призывают к аскетизму, напоминают о немощи, с которой неразлучна непобедимая сила Божия. Однако во всём её облике твёрдость. Она не проронит слезы. Иисус Христос на иконе из церкви св.пророка Илии Обыденной не отрок, как на явленной иконе XVIII века. Он старше матери. Он неопределённого возраста, он вечный. Очи его широко открыты и с ужасом взирают на дела, творимые в революционной стране.

Откуда известно, что икону написал Н.С. Чернышев ? – с детства я знал, что отец писал Державную икону для церкви Св. Николая в Плотниках. В 90-е годы об этом мне напомнила подруга моих родителей инокиня Лидия (Гаврилова), регент епархиального собора. Я не раз посещал её в Житомире во время её предсмертной болезни. Она не знала судьбы иконы после закрытия храма. Я словесно описал ей «Державную», что в храме Св. Николая в Хамовниках и нашу. Она сказала, что наша, насколько можно судить по рассказу, более похожа на икону с Арбата. Но точку в этом вопросе поставил Владимир Николаевич Щелкачёв. Как-то я стоял перед иконой. Он подошёл ко мне и сказал, что это икона из разрушенной церкви св. Николая в Плотниках. Я же поблагодарил его и сказал, что теперь знаю, её писал мой отец.

Как икона с Арбата попала на Остоженку? – Так же как многие святыни, которыми так богат наш храм. Церковь Св. Николая Чудотворца постановлением советских властей была определена на слом. Православные тайно спасали, что могли. Чьи-то благочестивые руки перенесли Державную икону в действующую церковь пророка Илии Обыденную.

Её спасли, потому что икона была дорога москвичам. Перед ней пролито много слёз за ссыльных, заключённых, расстрелянных, за погибших на фронтах Великой Отечественной Войны, за вдов и осиротевших детей, за поруганное Отечество. Обращалась к Небу, Русь Святая, исторгаемая землёй, взывала: «Града Сионска взыскующе, под твой покров, Дево Чистая, днесь притекаем, никто же возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы» (Тропарь иконе божией Матери «Державная», глас 4).

С.Н. Чернышев

2/15 марта 2013г.

Литература

  1. Записки священника Сергия Сидорова, с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, В.С. Бобринской (прихожанка церкви св. Пророка Илии Обыденной). Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Москва.1999. 296 с.
  2. Фудель С.И. Воспоминания. Новый мир. 1991. № 4. С.185-189.
  3. Шаргунов Александр, протоиерей. Чудо державной иконы. Русский дом. № 3. 2013.

Комментарии запрещены.