Павел Чиков о реальной доле оправдательных приговоров в России – О судебной системе подборка Новой газеты

Подборка новой газеты о судебной системе

Один на 10 тысяч

О РЕАЛЬНОЙ ДОЛЕ ОПРАВДАТЕЛЬНЫХ ПРИГОВОРОВ В РОССИИ

Эксперты «Новой» рассуждают о том, что означает статистика по оправдательным приговорам в 0,36% (полное дно или дна еще не видно), что и как нужно менять в первую очередь и что представляют из себя на самом деле оправдательные приговоры

Чиков
Павел Чиков
руководитель Международной правозащитной группы «Агора», кандидат юридических наук:

Источник

Оглавление

Перед кем вы опрадываетесь?
_____Сравнивать можно только сравнимое.
_____СЛЕДСТВИЕ И СУД В РОССИИ — ДАЖЕ НЕ ЕДИНАЯ КОРПОРАЦИЯ, А СЕМЬЯ
Один на 10 тысяч
О РЕАЛЬНОЙ ДОЛЕ ОПРАВДАТЕЛЬНЫХ ПРИГОВОРОВ В РОССИИ
_____Павел Чиков — см. ниже
__________29% уголовных дел суды прекращают по нереабилитирующим основаниям
_____Тамара Морщакова
__________Судья чувствует себя в общей упряжке со следствием
_____Андрей Гривцов
Что менять
_____Морщакова
_____Гривцов
Кого оправдывают чаще
«Освободить в зале суда»
«В суде уже давно никто ничего не доказывает»
Как нам реорганизовать УК

— Статистика оправдательных приговоров, о которой неожиданно на этой неделе заговорили, была опубликована еще в марте. Ежегодно судебный департамент Верховного суда публикует годовую статистику за прошлый год в конце первого квартала текущего. Эти данные доступны, их можно всячески анализировать. Основной акцент традиционно делается на микроскопической доле оправданий, что, с одной стороны, конечно, правда, а с другой — ситуация гораздо сложнее.

Во-первых, незначительно выросло и число осужденных: примерно на 1% в 2016-м по сравнению с 2015 годом. Во-вторых, чистых оправдательных приговоров действительно стало меньше. В 2014-м их было 0,54%, в 2015-м — 0,43%, а в прошлом — 0,36% (всего оправданных было 2640).

Интересно, что уголовные дела 16 272 человек суды прекратили по реабилитирующим основаниям. Так, например, именно в эту категорию попадает директор Института региональных биологических исследований, а в прошлом директор Кавказского и Даурского заповедников Валерий Бриних в связи с отказом прокурора от обвинения по делу об экстремизме. Оформляется это не оправдательным приговором, а постановлением о прекращении уголовного дела. При этом в 2015 году таких дел было 12 089, значит, число оправданных судами на самом деле было 15 221, а стало в 2016-м — 18 912. То есть увеличилось почти на 4 тысячи человек. При таком подходе получается, что реальный уровень именно оправдательных приговоров 2,6%. Однако смотрим дальше.

Еще 29% уголовных дел суды прекращают по нереабилитирующим основаниям (людям не назначается никакое уголовное наказание). И не стоит забывать, что примерно четверть уголовных дел прекращается еще на стадии следствия.

Чиков-1

Эта картина говорит о том, что нельзя упрощенно воспринимать судебную статистику, концентрируя внимание на одних цифрах и игнорируя другие. Это, конечно, не снимает проблемы отсутствия состязательности, равноправия сторон в российском суде. По сути, суд действительно ничего, как правило, не решает в уголовных делах. Судьба обвиняемого вершится либо до суда на стадии следствия, либо после — на стадии исполнения приговора. Судьи категорически не готовы брать на себя ответственность за решение по уголовному делу, и цифра в 97–99% согласия с правоохранителями кочует из одной категории дел в другую. Так, например, в 98% случаев суды удовлетворяют ходатайства о прослушке, о проведении обыска, о заключении под стражу, о продлении ареста. Свобода усмотрения конкретного судьи остается только в выборе вида и размера уголовного наказания. Он не может, не хочет, не готов и не умеет принципиально оппонировать оперативникам, следователю и прокурору, потому что считает себя частью правоохранительной системы.

От редакции сайта. Материал «Новой газеты» очень обширный, поэтому мы распределили его по нескольким статьям. Был опубликован в № 87 от 11 августа 2017.

Оглавление

См. также на нашем сайте:
Молебен “О совершении правосудия” отслужили в храме Бутырки

Меркачева: Ради показателей и погон МВД ломает судьбы невиновным людям. Несовершенство российской правоохранительной системы вынуждает следователей, прокуроров и судей относиться к своей работе формально, забывая, что за показателями раскрываемости всегда стоят судьбы людей, иногда и вовсе невиновных.

Протоиерей Константин Кобелев: В тюрьме мы часто имеем дело не c преступником, а с жертвой

ПРОЩЕ ОСУДИТЬ: количество оправдательных приговоров – 0,4%. Судебный департаменто при Верховном суде РФ опубликовал статистику оправдательных приговоров (6 февраля 2017 года)

Статистические показатели деятельности судов общей юрисдикции за 2016 г. Судебный департаменто при Верховном суде РФ опубликовал статистику за прошедший год (2 февраля 2017 года)

Принцип истязательности. Следствие и суд изобретают все новые способы помешать адвокатам защищать клиентов. Российские адвокаты все чаще жалуются на трудности в работе с клиентами. Защитникам пытаются помешать следователи, а иногда – и суд: адвокатов не допускают до клиентов, выводят из дела, не позволяют знакомиться с документами, превращают в свидетелей и даже обвиняемых. В следственных органах и Высшей квалификационной коллегии судей ситуацию предпочитают не комментировать. (26 апреля 2016 года)