Дата первой публикации 19.06.2016
Дата последней редакции 19.06.2016 00:33
На прошедшем 13 июня заседании Синода РПЦ утверждены тексты заупокойных прошений обо всех убиенных в годы репрессий для включения в богослужебные последования
Принятие этих текстов было последним деянием июньского Синода и в медиа-пространстве оно не нашло еще должного отклика – все перекрывает шумиха вокруг Всеправославного собора, который Синод РПЦ отказался признавать «всеправославным», учитывая неучастие в нем четырех поместных церквей.
Однако, утверждение данных заупокойных прошений – весьма важное для Русской церкви действие, хоть и довольно запоздалое – более четверти века прошло с официального падения советского коммунистического режима и получения церковью независимости от репрессивных структур.
Вот и сами эти прошения:
- «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси».
- «Во блаженном успении вечный покой, подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, и сотвори им вечную память».
Испрошение вечной памяти, то есть спасения для истязанных и убиенных режимом людей должно, как видится, поставить вопрос общецерковного и народного покаяния за происшедшее на нашей земле, за которую русский народ и русская церковь несут в том числе и историческую ответственность. Избыточным в этих прошениях видится лишь слово «безвинно», надо дерзновенно и смиренно молиться и ходатайствовать о помиловании и принятии всех попавших в жернова адской советской машины. И, конечно, важно было бы дополнить эти прошения словами о покаянии и прощении насильников и убийц.